Avro 504 Series - британский двухместный базовый учебно-тренировочный самолёт. Первый Авро 504 поднялся в воздух в Брукленде в июле 1913 года. Фирма A.V. Roe построила 3696 самолётов, а остальные поступили от других подрядчиков, включая Brush Electrical, Parnall,Saunders,Bleriot & Spad. Самолёты продолжали успешно эксплуатироваться до 1930 годов.
Музей в Шаттлворте. Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Наш самолет это Avro 504K E3273 G-ADEV. Построен в 1918 году как 504K,позже был конвертирован службой RAF в версию N с радиальным двигателем. Позже он попал в частные руки и получил регистрацию G-ADEV. В 1940 году он был вновь призван на военную службу для участия в эксперименте по буксировке планеров. После войны он вернулся на гражданку и был вновь конвертирован в версию K с ротативным двигателем учениками и последователями Avro для участия в фильме "Reach for the sky" после чего он перешел к Shuttleworth. Здесь он прошел полную реставрацию и к марту 2011 года он был полностью в родной конфигурации ночного истребителя с номером E3273. Самолет летает.
Истоки самолета Avro 504 лежат в Avro 500, и первый Avro 504 поднялся в воздух в английском Брукленде в июле 1913 года, оснащенный ротативным двигателем Gnome, мощностью 80 л.с. В сентябре он принял участие во втором авиационном Дерби в Хендоне, финишировав на четвертом месте, и показал среднюю скорость 107 км/час. За этим последовало значительное количество полетов, и контракт военного ведомства на 12 самолетов для Королевской воздушной команды (RFC - Royal Flying Command), подписанный летом 1913 года. Еще несколько Avro 504, было заказано частными лицами, некоторые с поплавками и другими модификациями.
Адмиралтейство также заказало самолет Avro 504, и четыре первых экземпляра принимали участие в налете на ангары дирижаблей Фридрихсхафен Цеппелин 21 ноября 1914 года, при этом один самолет был потерян. Avro 504 в основном использовался для обучения, и с этой задачей он справился превосходно. Модификации базового проекта начались с самолета Avro 504А, который имел меньшего размера элероны и более широкие стойки бипланной коробки. 63 базовых Avro 504 были изготовлены, за ними последовали 50 самолетов Avro 504А, а к концу войны, в 1918 году, число выпущенных самолетов превысило 8000 экземпляров. Фирма A.V. Roe построила 3696 самолетов, а остальные поступили от других подрядчиков, включая Brush Electrical, Parnall, Sаunders, Bleriot & Spad.
Ранние серийные самолеты 504 получили семицилиндровый ротативный двигатель Gnome Monosoupape мощностью 80 л.с. вместо двигателя Gnome на прототипе. Вслед за Avro 504А появились: Avro 504В для эскадрильи ВМФ Великобритании с увеличенным килем и модифицированным хвостовым костылем; Avro 504С - одноместный вариант, выпущенный для ВМФ для борьбы с дирижаблями, и аналогичная одноместная модификация Avro 504D для ВВС Великобритании; все они были оборудованы двигателем Gnome мощностью 80 л.с. Усиленный и модифицированный Avro 504С был использован для испытаний взлета с катапульты, и в такой форме аппарат был обозначен как Avro 504Н. Ранее был испытан Avro 504В с тормозами на колесах основных стоек. Свое настоящее место,как учебный самолет - Avro 504 занял после появления в 1916 году Avro 504J.
Серийные самолеты начали поставляться с 1917 года, и среди подразделений, которые были укомплектованы новой моделью, была школа специальных полетов ВВС Великобритании. Именно в этой области преуспел Avro 504J, и на его производство последовали крупные заказы. Вследствие того, что Avro 504 изначально предназначался для использования в качестве фронтового самолета, были сделаны большие заказы на двигатели Gnome Monosoupape для этого самолета, но производство двигателей не поддерживалось соответствующим количеством самолетов. Излишек двигателей был востребован для установки их на новые самолеты, Avro 504J также выпускался с двигателями Clerget мощностью 130 л.с., и Le Rhone, мощностью 110 л.с. или 80 л.с.
Необходимые модификации по подгонке планера самолета к различным двигателям были выполнены силами компании Avro, в результате появилась универсальная модель Avro 504К, работавшая с любым типом двигателя. После войны этот тип самолета продолжал оставаться в эксплуатации как стандартный учебный самолет ВВС Великобритании до тех пор, пока его не заменил Avro 504N.
Несколько Avro 504К были использованы для разнообразных испытаний. В ходе осуществления программы массового производства стало очевидно, что после окончания войны высвободится огромное количество самолетов. Avro 504К был исключительно удобен для гражданских целей и более чем 300 самолетов были зарегистрированы в Британии между 1919 и 1930 годами. В основном они применялись как учебные, экскурсионные и как буксировщики.
Самолеты Avro продолжали успешно эксплуатироваться до тридцатых годов, когда им на замену пришли самолеты Avro Avian и De Havilland Moth. Еще два варианта самолета серии 504 заслуживают упоминания перед 504N. Самолет Avro 504L, первый послевоенный вариант, был гидросамолетом; построено шесть трехместных машин, оснащенных ротативным двигателем Bentley B.R.1 мощностью 150 л.с. и использовавшихся для развлекательных прогулок. Дополнительно к этому несколько самолетов Avro 504К с двигателем Clerget мощностью 130 л.с. были оснащены поплавками.
Самолет Avro 504М был попыткой построить биплан с кабиной для двоих; для этого был спроектирован стандартный фюзеляж, к нему приделали крышу из клееной фанеры и добавили иллюминаторы. В качестве силовой установки применялся девятицилиндровый двигатель Gnome Monosoupape мощностью 100 л.с. Один Avro 504М интенсивно использовался для развлекательных прогулок в течение лета 1919 года. В попытке улучшить летные данные компания разработала Avro 504Е для эскадрильи ВМФ Великобритании, оснащенный двигателем Gnome Monosoupape мощностью 100 л.с. Было сделано большое число изменений, включая уменьшение выноса крыла. Всего построено 10 экземпляров.
Достаточно большое количество Avro 504 сохранилось в различных музеях. Там представлены как оригинальные самолеты,так и реплики. И как минимум четыре самолета находятся в летном состоянии,наш борт среди них. Всего же было построено 8790 самолетов различных модификаций....
Модификации:
504: двигатель 80 hp (60 kW) Gnome Lambda engine. оригинальная модель
504A: модифицирован,получил меньшие жлероны и более широкие стойки. двигатель 80 hp (60 kW) Gnome.
504B версия для RNAS. двигатель 80 hp (60 kW) Gnome или Le Rhône.
504C одноместный самолет для борьбы с дирижаблями для RNAS. 504C был оснащен увеличенным топливным баком, на месте наблюдателя.
504D одноместный самолет для борьбы с дирижаблями для Royal Flying Corps. 6 построено.
504E: двигатель 100 hp (75 kW) Gnome Monosoupape. 10 построено.
504F: двигатель 75 hp (56 kW) Rolls-Royce Hawk. 1 построен.
504G: двигатель 80 hp (60 kW) Gnome.
504H использовался для испытаний катапульты.двигатель 80 hp (60 kW) Gnome.
504J использовался как учебный.двигатель 100 hp (75 kW) Gnome или 80 hp (60 kW) Le Rhône.
504K двухместный учебный самолет. 504K имел универсальное крепление для различных двигателей. Конверсия в одноместный истребитель использовалась для борьбы с дирижаблями. Несколько было собрано в Австралии компанией Australian Aircraft & Engineering. двигатель 130 hp (97 kW) Clerget 9, 100 hp (75 kW) Gnome Monosoupape или 110 hp (82 kW) Le Rhône 9J.
504K Mk.II гибридный учебный самолет на базе фюзеляжа 504K с шасси и крыльями 504N и ротативным двигателем. строился по лицензии в Мексике как Avro Anahuac.
504L поплавковая версия.двигатель 150 hp (110 kW) Bentley BR1, 130 hp (97 kW) Clerget или 110 hp (82 kW) Le Rhône.
504M биплан с трехместной кабиной. только один был построен. двигатель 100 hp (75 kW) Gnome.
504N двухместный учебный самолет. Переработанный послевоенный учебный самолет для RAF с двигателем 160 hp (120 kW) Armstrong Siddeley Lynx. 598 построено.
504O поплавковая версия 504N. Первый самолет слетавший в заполярье с экспедицией Оксфордского университета в 1923 году.
504P не строившаяся версия 504N с местами плечом к плечу.
504Q биплан с трехместной кабиной. 504Q был построен для арктической экспедиции Oxford University. только один построен, оснащен двигателем Armstrong Siddeley Lynx.
504R Gosport переработанный облегченный учебный самолет. Пять прототипов летали с 1926 по 1927 год с различными двигателями (100 hp/75 kW Gnome Monosoupape, 100 hp/75 kW Avro Alpha, 140 hp/104 kW Armstrong Siddeley Genet Major и 150 hp/110 kW Armstrong Siddeley Mongoose), компания Mongoose была выбрана для постройки самолетов. 10 было продано в Аргентину, и более 100 построено FMA по лицензии в Аргентине. По меньшей мере шесть были экспортированы в Эстонию,где они служили вплоть до 1940 года, и неизвестное количество в Перу.
504S двухместный учебный самолет. Строился в Японии по лицензии фирмой Nakajima.
Yokosuka K2Y1 японская версия Avro 504N, given the long designation Yokosuka Navy Type 3 Primary Trainer, оснащен 130 hp (97 kW)построенным Mitsubishi двигателем Armstrong Siddeley Mongoose радиальным поршневым, 104 построено.
Yokosuka K2Y2 улучшенная версия K2Y1, оснащен 160 hp (120 kW) Gasuden Jimpu 2 радиальным поршневым двигателем. 360 построено (K2Y1 и K2Y2). Самолеты построенные компанией Watanabe получили длинное наименование: Watanabe Navy Type 3-2 Land-based Primary Trainer.
U-1 (Учебный - 1) Avrushka советская копия 504K. свыше 700 построено.
MU-1 (Морской учебный - 1) наша версия как гидросамолет.
ЛТХ Avro 504K
Экипаж: 2 человека
Длина: 8,97 м
Размах крыла: 10,97 м
Высота: 3,17 м
Площадь крыла: 30,66 м²
Масса пустого: 558 кг
Максимальная взлётная масса: 830 кг
Двигатель: 1× ротативный Le Rhône 9J мощностью 110 л.с. (82 кВт)
Максимальная скорость: 145 км/ч
Крейсерская скорость: 126 км/ч
Практическая дальность: 402 км
Практический потолок: 4 875 м
Скороподъёмность: 3,6 м/с
Время набора высоты: 1 065 м за 5 минут
Нагрузка на крыло: 18,2 кг/м²
Тяговооружённость: 99 Вт/кг
Вооружение: один 7.7-мм пулемет Lewis