Museo Storico dell' Aeronautica Militare Italiana ч.9:зал 3 Cant z506s Airone

Mar 12, 2010 11:19

Z.506 Airone (Айроне - Цапля) - итальянский гидросамолёт - морской разведчик, бомбардировщик и торпедоносец, трёхмоторный моноплан деревянной конструкции. Разработан конструкторами фирмы CRDA под руководством Филиппо Цаппата. Первый полёт самолёт совершил 19 августа 1935 года, принят на вооружение Regia Aeronautica в июне 1938 года.Конец эксплуатации 1959.


Museo Storico dell' Aeronautica Militare Italiana
Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе

История Z.506 началась, когда CANT ("Кантьери навали Триестино" - "Верфи в Триесте"), авиационное отделение фирмы CRDA ("Обьединенные верфи Адриатики") перешло от постройки летающих лодок к поплавковым аппаратам. В 1935-м появился "почтовик" Z.505 с тремя рядными моторами "Изотта Фраскини" "Ассо" XI RC.15. Буква Z в обозначении самолета указывает на авторство Филиппе Дзаппаты, главного инженера CANT, перешедшего из французской фирмы "Блерио" по приглашению фашистского министра И. Бапьбо.


"Пятьсот пятого" обогнал в постройке "брат-близнец", прототип пассажирского CANT Z.506. На "Верфях в Триесте" заложили сразу несколько предсерийных "пятьсот шестых" - выполнялся срочный заказ государственной авиакомпании "Ала Литториа". Опытный экземпляр с двигателями воздушного охлаждения FIAT A.59RC поднялся в небо в августе 1935 г., управляемый знаменитым летчиком-испытателем М. Стоппани.


"Пятьсот шестой" был свободнонесущим монопланом. Низкорасположенное цельнодеревянное крыло имело трапециевидную в плане форму с эллиптическими законцовками. Конструкция: три лонжерона, нервюры со сплошными стенками, разделявшими полость крыла на ряд водонепроницаемых отсеков, фанерная обшивка. По задней кромке крыла на его внешней части располагались элероны, на внутренней - закрылки. В деревянном фюзеляже, монококе овального сечения - комфортабельная кабина на 12-18 пассажиров. Экипаж состоял из двух летчиков и механика.


Стабилизатор крепился на киле, соединялся с фюзеляжем парами подкосов и контрподкосов. По структуре оперение аналогично крылу. Руль высоты статически и динамически сбалансирован.


Два однореданных дюралюминиевых поплавка сопрягались с фюзеляжем и крылом системой N-образных стоек и подкосов с расчалками. Для увеличения запаса плавучести каждый поплавок разделили на два отсека.


Баки для бензина располагались в крыле. В передней кромке - емкости для масла, их лобовые поверхности служили радиаторами. Двигатели устанавливались на рамы, сваренные из стальных труб. Первоначальный вариант мотоустановки -девятицилиндровые звездообразные "Пьяджо" "Стелла"ХIРС по 610 л.с. Применялись винты "Альфа-Ромео" с изменяемым шагом.


Испытания успешно завершились в апреле 1936-го. 7 июля первый прототип пассажирского Z.506, борт "I CANT", установил восемь рекордов скорости для гидросамолетов на различных дистанциях. Затем "пятьсот шестой" перевели на 750-сильные "Альфа-Ромео"126 RC.34. 29 ноября и 1 декабря CANT смог улучшить мировые достижения, поднявшись на высоту 7800 м. с нагрузкой в 2 т и на 6920 м с 5 т на борту.


Пресса назвала Z.506 "бриллиантом итальянской авиации". В мае 37-го превосходные данные гидроплана подтвердила новая машина, только что спущенная на воду. Экипаж Стоппани добавил к предыдущим рекордам скорости еще три, 322 км/ч на дистанции 1000 км., 320 км/ч - на 2000 км., 308,5 км/ч на 5000 км. Максимум дальности на замкнутом беспосадочном маршруте составил 5387 км.


Регулярные полеты "пятьсот шестых" авиакомпании "Ала Литториа" начались еще в июне 1936-го. На линию Рим - Сиракузы - Бенгази вышли пять самолетов. Они оснащались двигателями "Райт" "Циклон" или "Пьяджо". Следующие серийные Z.506A летали со "звездами" "Альфа-Ромео"126 RC.10. Всего в 1936-38 годах итальянское правительство и "частники" заказали 16 "пятьсот шестых".


В марте 1938-го поплавковый CANT из "Ала Литториа", ведомый шеф-пилотом Тонини, отправился за океан, в Аргентину. "Пятьсот шестой" преодолел 24 000 км со средней скоростью 300 км/ч. Экипаж вернулся в Италию. В апреле, изучив маршруты и возможности обеспечения рейсов через Южную Атлантику.


Тем временем росла популярность Z.506A на средиземноморских линиях. И это несмотря на катастрофы трех машин, двух гражданских и одной, принадлежавшей военному ведомству. В течение 1938-го трехмоторные CANTы полностью сменили устаревшие летающие лодки "Савойя" S.66 у причалов гидродромов Рима, Марсалы и Триполи. Z.506 открыли сообщение между итальянской столицей и Барселоной. До июня 1940-го "Ала Литториа" обзавелась 18 гидросамолетами CANT, работавшими в плотном графике.


Сухопутный Z.506 изготовили в единственном экземпляре. С заменой поплавков на неубирающиеся стойки с колесами в обтекателях самолет максимально облегчили и улучшили аэродинамику. Видимо, предстояла попытка установления рекорда дальности. Лететь должен был Стоппани. Но старт с Сардинии несколько раз откладывали из-за погоды, а потом и вовсе отменили.


Блестящие данные Z.506A привлекли внимание командования "Региа Аэронаутика" (итальянских ВВС). Военные увидели задатки морского бомбардировщика и дальнего разведчика. Появилась модификация Z.506B, отличавшаяся от гражданского CANTa тандемным расположением пилотов в более высокой кабине и вместительным отсеком для бомб, 800-кг торпеды или дополнительных бензобаков.


Бомбовая нагрузка могла состоять из фугаса в 800 кг, в перегрузку - из двух боеприпасов по 500 кг и трех по 50 кг. Вместо них могли подвешиваться до 16 мелких бомб по 1,5-2 кг. Кроме "трюма", элегантные обводы машины испортила полуутапливаемая в фюзеляж верхняя турель типа "Бреда"М1 с 12,7-мм пулеметом. В нижнем кормовом "гнезде" стоял SAFAT калибра 7,7 мм.


Неожиданно военная версия превзошла по характеристикам гражданский Z.506. Боевой CANT показали в Милане на 2-м Национальном авиасалоне в октябре 1937-го . В ноябре за прототипом последовала серия из 32 Z.506B. В октябре 39-го поступил новый заказ ВВС Италии еще на 32 поплавковых бомбардировщика.


"Пятьсот шестые" выпускали на предприятии CANT в Монфальконе, вводя в Z.506B мелкие усовершенствования от серии к серии. Наиболее продвинутая Xll-я отличалась боковыми установками 7,7-мм пулеметов "Бреда"-SAFAT, верхней турелью "Капрони-Лянчиани" "Дельта"Е с 12,7-мм "Скотти", бомбовой нагрузкой в 1200 кг. Производством CANToв поздних серий загрузили авиазавод в Финале-Лигуре. Всего построили около 360 "пятьсот шестых", 38 из них - гражданские. Но эти цифры не бесспорны.


В июне 1938 г. самолеты Z.506B начали поступать в итальянские подразделения морских бомбардировщиков.
Четыре Z.506B приняли участие в гражданской войне в Испании в составе итальянских экспедиционных сил и франкистских ВВС. На одном из CANTов воевал Рамон Франко, брат лидера националистов.
Многие страны заинтересовались поплавковым CANTом, но достаточно крупный заказ сделала только Польша. Первый и единственный Z.506B прибыл на Балтику 28 августа 1939-го. Через несколько дней его уничтожили немецкие бомбардировщики. Японская фирма "Аиши" купила лицензию на поплавковый CANT, но дальше дело не пошло. "Пятьсот шестыми" - разведчиками обзавелась и Румыния. Вместе с Z.501 они действовали на Черном море,


Уже в начале войны стало ясно, что бывший передовым во всех отношениях CANT уже устарел. Последний раз "пятьсот шестые" в большом количестве применялись во время боев в Греции, при оккупации островов Кефалония и Занте весной 1941 г.


Хотя Z.506B в прямом смысле отставал от современных ему бомбардировщиков, оказался тихоходным, его дальность и отличная мореходность еще были в цене. CANT, получивший собственное имя "Аироне" ("Цапля"), стал хорошим разведчиком. Самолеты Z.506B почти полностью заменили в морской вспомогательной авиации летающие лодки CANT Z.501, уже "не тянувшие" службу.


Z-506 действовали во всех секторах Средиземноморья. Помимо разведки, поиска и спасения, их привлекали для противолодочных операций, патрулирования побережья и сопровождения конвоев. "Пятьсот шестые" несли значительные потери. На Эгейском море англичанам удалось захватить неповрежденным CANT, возвращавшийся с задания. Впоследствии самолет использовали на Мальте.


К концу Второй мировой сохранилось около 30 "пятьсот шестых", 12 - в летном состоянии. 20 Z.506B, прошедших капремонт и переделку в спасательные на фирме SIAI-''Маркетти", и пять Z.506S прослужили еще 15 послевоенных лет.


Модификации :
Z.506 первоначальная серийная модификация.
Z.506A гражданская версия
Z.506В военный вариант с двухместной кабиной, с креслами пилотов, расположенными друг за другом, с увеличенной площадью остекленения фонаря; подфюзеляжной гондолой, в которой размещался оператор бомбометания и бомбовый отсек, непосредственно за которым было место для пулеметчика с пулеметом Breda-SAFAT калибра 7,7 мм ; в верхней турели применялся пулемет Бреда М.1 калибра 12,7 мм ; бомбовый отсек мог вместить 800-килограммовую торпеду или груз мелких бомб. Более поздняя версия была способна нести бомбовый груз в 1200 кг и была оснащена двумя пулеметами Бреда-SAFAT, калибра 7,7 мм и турель Caproni Lanciani Delta E заменила турель Бреда.


Z.506S
морская спасательная версия.


Z.508
опытный образец тяжелого бомбардировщика - вариант Z.501 увеличенного размера; силовая установка - три поршневых двигателя Isotta Fraschini Asso XI RC 40 мощностью 840 л. с., максимальная скорость 315 км/час , размах крыла 30 м , длина самолета 21,45 м. Этот самолет, построенный в одном экземпляре, установил несколько рекордов: подъем груза в 10000 кг на высоту 2000 м и скорость 248,25 км/час при полете на расстояние свыше 2000 км с грузом в 5000 кг.
Z.509
три экземпляра этого увеличенного варианта Z.506А были построены в 1937г. для трансатлантической почтовой службы Ала Литория. Они были оснащены тремя звездообразными двигателями Фиат А.80 RC 41; площадь крыла была увеличена до 100 кв. м, а размах до 28,32 м, пустого самолета и максимальный взлетный 9980 кг и 15965 кг соответственно.

Далее фотографии не мои:


ЛТХ:
Модификация Z-506
Размах крыла, м 26.50
Длина, м 19.24
Высота, м 7.40
Площадь крыла, м2 87.00
Масса, кг
пустого самолета 8317
максимальная взлетная 12120
Тип двигателя 3 ПД Alfa Romeo 126 RC 34
Мощность, л.с. 3 х 750
Максимальная скорость , км/ч 347
Крейсерская скорость , км/ч 325
Практическая дальность, км 2750
Скороподъемность, м/мин 210
Практический потолок, м 8000
Экипаж 2
Вооружение: один-два 7,7-мм пулемета и один 12,7-мм пулемет
до 1200 кг бомб или торпеда.

Фотография кабины самолета ,правда не 506 ,а 511.Другой не нашел.




cant z506s

Previous post Next post
Up