Pima air museum: палубный истребитель Douglas F4D-1 Skyray (позже F-6A Skyray)

Jan 31, 2016 10:55

Douglas F4D Skyray; после 1962 года обозначение F-6 - американский палубный истребитель. Первый в мире сверхзвуковой истребитель палубного базирования. Совершил первый полёт 23 января 1951 года. Состоял на вооружении ВМС и Корпуса морской пехоты США в 1956-1964 годах. Всего построено 422 самолёта.


Pima air museum,Tucson,Arisona.
пост alex_mandel об этом самолете
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Skyray был разработан в ответ на требования Navy выдвинутые в 1947 году для истребителя,способного перехватить и уничтожить вражеский самолет на высоте 50,000 ft (15,240 m) в течении 5 минут.Navy также хотело получить самолет использующий идеи и наработки немецкого аэродинамика Alexander Lippisch, который перебрался в США после войны.Конструирование столь необычного истребителя поручили Edward H. Heinemann. Работу над проектом он начал в 1947 году.


Целый год ушел на выбор геометрии крыла для будущего палубного перехватчика. В решении этой задачи активное участие приняла NASA. Исследования треугольных крыльев различной конфигурации велись не только в аэродинамических трубах, но и в лаборатории на острове Уэплопс в штате Вирджиния. Именно там проходили аэродинамические исследования с использованием летающих моделей, оснащенных ракетными двигателями. Размах крыла моделей составлял от 2 до 3 м, а масса доходила до 120 кг. Измерительные приборы через 12-канальную телеметрическую аппаратуру в корпусе модели передавали информацию на телевизионный экран, который периодически фотографировали с помощью автоматического устройства. Продолжительность полета моделей составляла 30...40 с.


F4D Skyray имел широкое треугольное крыло. Корни крыла содержали воздухозаборники питающие один турбореактивный двигатель. Топливо расположено как в крыльях,так и в фюзеляже. Истребитель проектировался как двухдвигательный, но в итоге остановились на одном J40 (модель 40Е), разработанном фирмой Westinghouse при финансовой поддержке ВМС. С включенным форсажем он развивал тягу 5280 кгс.
Окончательный вариант нового палубного истребителя, получившего обозначение XF4D-1, фирма Douglas представила флоту в сентябре 1948 года.


** схема самолета и вид сверху


Вскоре началось изготовление трех машин для проведения испытаний, однако когда планеры первых двух были построены, оказалось, что J40 еще не готовы для использования на самолете. Эти двигатели лишь прошли 150-часовые стендовые испытания, которые выявили невысокую их надежность, обусловленную новой недостаточно отработанной электронной системой управления.
Срыв сроков отработки двигателя поставил в сложное положение не только фирму Douglas, но и Grumman с McDonnell, которые ожидали J40 для своих самолетов. Чтобы выиграть время, Хайнеман использовал на XF4D-1 ТРД фирмы Allison J35-A-17, почти в два раза уступающий в тяге двигателю J40.


23 января 1951 года истребитель XF4D-1 поднялся в воздух. Он получил название Skyray (небесный скат), как нельзя лучше отражающее необычную форму самолета, походившего на распластанное морское чудовище.
Allison J35-A-17 (его длина - 3,71 м, диаметр - 0,94 м),также преподнес конструкторам немало сюрпризов. Меньшее чем у J40 сопло привело к значительному сужению хвостовой части фюзеляжа. При околозвуковых скоростях полета в хвостовой части возникали местные скачки уплотнения, заставлявшие вибрировать тонкую обшивку самолета, грозя ему полным разрушением. В связи с этим у второго опытного образца был увеличен диаметр сопла и уменьшена его длина.


Тем временем фирма Westinghouse смогла, наконец, подготовить несколько образцов нового двигателя, получившего индекс J40-WE-6. Летные испытания модернизированного образца с этим ТРД вновь выявили вибрации, но теперь они перекинулись на киль и триммеры. Увеличение жесткости последних не дало желаемого результата. Чтобы избавиться от местных скачков уплотнения, требовалось опять увеличить диаметр хвостовой части фюзеляжа. В результате вибрации исчезли, правда, ценой снижения максимальной скорости полета на 18,5 км/ч.


После многочисленных доработок XF4D-1, по мнению летчиков-испытателей, стал прекрасным самолетом с отличной управляемостью на всех режимах полета. Единственное замечание, отраженное в актах приемки, - небольшой бафтинг на вираже при скорости, соответствующей числу М-1 на высоте 12 000 м. По отзывам летчиков, продольная устойчивость Skyray была выше с крылом без предкрылков, но фирма оставила их для уменьшения посадочной скорости. Значительно улучшал управляемость установленный на самолете демпфер рыскания.


В сентябре 1953 года был, наконец, отработан долгожданный двигатель J40-WE-8 с форсажной камерой и установлен на второй экземпляр XF4D-1. После того как самолет совершил несколько полетов с новым ТРД, его перегнали на авиабазу ВМС в Эль-Сентро, недалеко от большого озера Солтон Си в долине Ипириал Вэлли. Представители ВМС и фирмы замахнулись на мировой рекорд скорости, принадлежавший английскому палубному истребителю Supermarine Swift, - 1176 км/ч. 3 октября 1953 года летчик-испытатель ВМС капитан 2-го ранга Джим Вердон два раза в каждом направлении пролетел трехкилометровый участок на высоте около 40 м со скоростью 1211,74 км/ч, установив новый мировой рекорд.


Рекорды рекордами,но для нормальной эксплуатации J40-WE-8 был пока не готов, и в серию самолет пошел с ТРД фирмы Pratt & Whitney J57-Р-2 с максимальной тягой 6123 кгс. Первый серийный экземпляр поднялся в воздух в июле 1954 года. Начиная с этого момента серийное производство нового истребителя флота начало набирать темп, своего максимума оно достигло в 1957 году, когда за одну неделю с конвейера сходило три самолета.


Существенным недостатком самолета являлась его продолжительность полета: на максимальном режиме работы двигателя топлива хватало только на 25 мин полета, на крейсерском, - на 45 мин. Правда, с подвесными баками Skyray превращался в обычный палубный самолет, способный совершать перелеты продолжительностью 1 ч 25 мин.


Этот самолет часто демонстрировался на международных авиационных выставках. Последний раз - на парижском авиасалоне в 1961 году в варианте топливозаправщика с подвесным контейнером системы Buddy.
С 1958 года несколько экземпляров F4D-1 использовались исследовательскими организациями флота в качестве летающей платформы для запуска небольших суборбитальных ракет. С многоступенчатой твердотопливной ракетой, подвешенной под фюзеляжем, Skyray поднимался на высоту 11 ООО м. Разогнав самолет до скорости М-1,05, летчик производил запуск и возвращался на базу. Целью этих экспериментов по программе PILOT стало создание многоразовых космических аппаратов с несущим корпусом (например, SV-5).


Серийное производство самолета F4D-1 продолжалось до декабря 1958 года, всего построено 420 машин. В процессе производства самолет несколько раз модернизировался. Двигатель J57-Р-8 заменили на J57-P-8A с тягой 6800 кгс. В состав оборудования включили радиорелейный канал связи с пунктом управления на авианосце. Теперь F4D мог наводиться на цель автоматически и вне зависимости от погодных условий. Такие всепогодные истребители поступили на вооружение семи эскадрилий палубной авиации и одной - базовой. Часть новых F4D находилась в тренировочной эскадрилье VF(AW)-3 "Голубая Немезида". Через некоторое время эту часть передали в ведение командования континентальной обороны ВВС США. Skyray из VF (AWJ-3 отличались эффектной раскраской: синие киль и гаргрот были усыпаны мелкими звездами разных размеров (килевой код подразделения РА). До марта 1963 года "Голубая Немезида" базировалась на авиабазе Норт Айленд. Морская пехота тоже сформировала из всепогодных Skyray две эскадрильи - VMFAW-114 и -115.


В начале 60-х годов перехватчики F4D стали выводить из состава боевых частей флота. На смену им пришли истребители Vought F-8 Crusader.
В июне 1962 года в рамках упорядочения обозначений самолетов ВВС и флота США, Skyray получил новое обозначение - F-6А. Ко второй половине 1960 годов этот самолет, как и большинство разработок начала пятидесятых, безнадежно морально устарел и стал изыматься из частей первой линии и с авианосцев. Его сменили истребители F-4 Phantom. Skyray не довелось повоевать, но добрая слава о нем, как об одном из самых надежных и простых палубников, а также как о самолете, отобравшем лавры первенства по скорости у сухопутных машин, вполне заслуженна.


Skyray не был сверхзвуковым самолетом, но мог короткий промежуток времени лететь со скоростью, незначительно превышающей скорость звука. В 1956 году фирма Douglas подготовила к испытаниям вариант сверхзвукового самолета под обозначением F4D-2. Увеличение максимальной скорости полета достигалось за счет нового двигателя J57-P-12 с тягой (по различным источникам) от 6000 до 7257 кгс и улучшения аэродинамики. Крыло самолета стало более тонким, изменилось остекление фонаря. Более острой сделали носовую часть - все это снизило общее лобовое сопротивление истребителя. Опытный образец модернизированного самолета поднялся в воздух 21 апреля 1956 года.


Палубный истребитель-перехватчик F4D Skyray представляет собой моноплан с треугольным крылом. На задней кромке крыла расположены элевоны и триммеры, на передней - предкрылки. Воздушные тормоза установлены по обеим сторонам фюзеляжа в корневой части крыла.


В лобовом участке крыла находятся воздухозаборники двигателя. Консоли крыла складываются гидравлическим механизмом. Вертикальное оперение однокилевое, стреловидное, с секционированным рулем направления.


Фюзеляж самолета плавно переходит в крыло.


Носовая часть немного опущена для улучшения обзора при посадке. В переднем отсеке располагается кабина летчика и РЛС. В закабинном отделении установлены блоки радиосвязного и электрооборудования.


К нижней поверхности хвостовой части фюзеляжа прикреплен тормозной крюк. Основные топливные баки находятся в месте перехода крыла в фюзеляж. Заправка производится через две горловины вблизи воздухозаборников.


Шасси самолета трехстоечное, с носовым колесом. Все стойки убираются вперед, имеется дополнительная хвостовая опора. Носовая стойка длиннее основных - для увеличения стояночного угла атаки.


Силовая установка состоит из одного двигателя. Опытные образцы оснащались ТРД Allison J35-A-17 с тягой 2270 кгс. Этот двигатель заменили на J40-WE-6 с тягой 3400 кгс фирмы Westinghouse, затем самолет летал с ТРД J40-WE-8 (5260 кгс). Серийные машины комплектовались двигателями семейства J57 фирмы Pratt & Whitney с максимальной тягой на форсаже 6800 кгс.


Управляется самолет с помощью двух гидравлических систем - основной и резервной. Бустеры на F4D необратимые: загрузка органов управления создается пружинными механизмами.


Оборудование F4D включает в себя систему управления огнем Aero-13, которая состоит из радиолокатора APQ-50 и стабилизированного прицела Мк.16. На последних сериях Skyray Aero-13 делает возможным автоматизированный перехват цели.


Вооружение Skyray состоит из четырех пушек калибра 20 мм с боезапасом по 70 снарядов на ствол. Они располагаются в крыле,но я рассматривая фотографии их не смог найти.


На шести пилонах под крылом можно подвесить: шесть блоков с 70-мм НУР по семь ракет в каждом, четыре блока с НУР по четыре ракеты в каждом, две бомбы калибром 908 кг и подвесные баки емкостью 565 или 1150 л. На последних сериях F4D-1 на внешние подкрыльевые узлы могли подвешивать до четырех управляемых ракет Sidewinder.


Наш самолет это Douglas F4D-1 Skyray (F-6A) 134748

построен как F4D-1.
передан на службу в United States Navy с BuNo 134748,c/n 10342.
1962 переобозначен как F-6A.
19 июля 1966 передан Davis Monthan AFB, Tucson, AZ на хранение.
передан в National Naval Aviation Museum, NAS Pensacola, Pensacola, FL.
11 мая 1967 на хранении в Pima Air and Space Museum, Davis-Monthan AFB (South Side), Tucson, AZ.
Имеет маркировки на борту: NAVY, 4748, 134748
Окрашен в схему Douglas Aircraft Testing Division, 1961 года.


Модификации:
XF4D-1 прототип, переименованный в YF-6A в 1962, 2 построено
F4D-1 одноместный истребитель, серийная модель переименованная в F-6A в 1962, 420 построено.
F4D-2 ремоторизованный F4D-1 с J57-F-14, 100 было заказано,но не построено.
F4D-2N версия F4D-2 , проект,который позже превратился в F5D Skylancer.
YF-6A XF4D-1 прототип переименованный в 1962.
F-6A F4D-1 переименованный в 1962.


ЛТХ
Экипаж: 1 человек
Длина: 10,21 м
Размах крыла: 13,8 м
Высота: 3,96 м
Площадь крыла: 52 м²
Масса пустого: 7268 кг
Масса снаряжённого: 10 273 кг
Масса максимальная взлётная: 12 300 кг
Двигатель: Пратт-Уитни J57-P-8 (1×45/71 кН)
Максимальная скорость: 1200 км/ч
Дальность полёта: 1100 км
Перегоночная дальность: 1900 км
Практический потолок: 17 000 м
Скороподъёмность: 93,3 м/с (5598 м/мин)
Удельная нагрузка на крыло: 198 кг/м²
Тяговооружённость: 0,71
Вооружение
Пушки: 4×20 мм, боезапас - 65 сн/ствол
2 УР «воздух-воздух» AIM-9
НАР
Бомбы (2×910 кг)

pima, 2014, douglas, f-6, f4d

Previous post Next post
Up