Vultee BT-13 Valiant это американский основной учебно-тренировочный самолет времен второй мировой войны,построенный компанией Vultee Aircraft для United States Army Air Corps, и позже US Army Air Forces. Более поздний вариант BT-13 в USAAC/USAAF был известен как BT-15 Valiant, а версия для US Navy называлась SNV и использовалась для обучения морских летчиков для US Navy ,US Marine Corps и US Coast Guard. Всего построено 9525 самолетов.
Pima air museum,Tucson,Arisona. Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Наш самолет это Vultee BT-13A Valiant 1942 года выпуска ( 42-42353 ) бортовой номер 13.
В 1938 году,главный конструктор Vultee Richard Palmer начал разрабатывать одномоторный истребитель. В это же время, Army Air Corps начала поиск УТС с обещанием большого заказа. Palmer адаптировал свои разработки под требования заказчика и получил прототип V-51.
Прототип поднялся первый раз в воздух 24 марта 1939 года,это был консольный цельнометаллический низкоплан с обтянутыми тканью управляющими поверхностями. Он получил радиальный двигатель Pratt & Whitney R-1340-S3H1-G Wasp мощностью 600 hp (450 kW),приводящий в движение двухлопастной металлический ВИШ. Он имел закрытую кабину для инструктора и курсанта, баки в крыле и гидравлическую систему для управления закрылками и уборкой шасси.Расположенные одна позади другой кабины пилотов закрывались общим фонарем, система управления была сдвоенной; самолет оснащался стандартным комплектом приборов для полетов "вслепую".
V-51 был включен в конкурс USAAC как BC-51 в мае 1939 года.Но USAAC в этом конкурсе выбрал North American BC-2,но при этом приобрел прототип BC-51 для дальнейшего изучения, обозначив его как BC-3.
Palmer усовершенствовал самолет,получив в результате VF-54,в надежде продать его в другие страны. В нем был использован тот же фюзеляж,что и в VF-51,но он получил менее мощный двигатель. Тем не менее экспортных продаж так и не появилось.
Теперь уже V-54 доработали,получив VF-54A,с хорошо обтекаемыми,но фиксированными шасси, управляемыми вручную посадочными закрылками и оснащенный радиальным двигателем Pratt & Whitney R-985-T3B Wasp Jr. мощностью 450 hp (340 kW). Он был предложен USAAC в этом виде и в августе 1939 года тип был заказан как BT-13. Начальный заказ был на 300 самолетов с Pratt & Whitney R-985-25. Первый самолет был поставлен USAAC в июне 1940 года.
За первым вариантом, получившим в Авиационном корпусе армии США обозначение BT-13 Valiant, последовал другой - BT-13A,который был произведен в количестве 7,037 самолетов и отличавшийся только заменой двигателя на Pratt & Whitney R-985-AN-1 и отсутствием обтекателей на шасси.
Последующие 1,125 самолетов получили обозначение BT-13B, они отличались от модели A заменой 12v электрической системы на 24v.
Из-за нехватки двигателей R-985 Wasp Junior компания перешла на выпуск самолета с двигателем Wright R-975-11 мощностью 450 л.с. аналогичного размера. Самолет получил наименование BT-15 (построено 1693 машины).
1150 машин BT-13A и 650 BT-13B были переданы на вооружение ВМС США, где они соответственно получили обозначения SNV-1 и SNV-2.
Один самолет BT-13A был перестроен с заменой фюзеляжа на пластмассовый и получил обозначение XBT-16B.
Vultee BT-13 был основным учебным самолетом для большинства американских пилотов во время World War II. Он использовался на втором из трех этапов подготовки пилотов. После первоначальной подготовки на PT-13, PT-17, или PT-19 курсант переходил на более сложный Vultee для продолжения обучения.
BT-13 имел более мощный двигатель,был быстрее и тяжелее,чем самолет первоначальной подготовки. Он требовал от курсанта умения использовать двухстороннюю радиосвязь с землей,умение пользоваться закрылками и двухпозиционным винтом Hamilton Standard. Но при этом у него не было ни убираемых шасси,ни гидравлической системы. Самолет у курсантов получил имя "Vultee Vibrator"(вибратор).
BT-13 не был лишен и недостатков. Хвост держался всего на трех болтах и после нескольких разрушений в полете,Navy ограничил выполнение ими пилотажа.Navy объявили SNV устаревшими в мае 1945 года и заменили их на SNJ (AT-6). Армия также заменила BT-13 на AT-6 перед окончанием войны.
После второй мировой войны все они были проданы за несколько сотен долларов каждый. Многие их них приобретались только ради двигателей,которые потом устанавливались на бипланы (такие как Stearman) для замены их слабых двигателей для использования при опылении угодий. Фюзеляжи BT были отданы на слом. На настоящее время несколько BT (разных модификаций: BT-13, BT-15 и SNV) все еще летают.
Основная стойка без обтекателей. Большое колесо,для работы с грунта.
Фонарь двухместной кабины.
Посадочная фара в крыле.
Левая основная стойка. Любопытно,что резина тут как новая.
Двухлопастный цельнометаллический винт с изменяемым шагом,правда он мог занимать лишь только два различных положения.
И 450 сильный радиальный девятицилинйдровый двигатель Pratt & Whitney R-985 Wasp Junior
Модификации:
BC-3 Vultee Model V.51 с убираемыми шасси и двигателем мощностью 600hp P&W R-1340-45, 1 построен.
BT-13 Vultee Model V.54 с неубираемыми шасси и двигателем мощностью 450hp P&W R-985-25 , 300 построено.
BT-13A как BT-13 но сонащенный двигателем 450hp R-985-AN-1 и с небольшими изменениями, 6407 построено, сохранившиеся переименованы в T-13A в 1948 году.
BT-13B как BT-13A но с 24-volt электрической системой, 1125 построено.
BT-15 как BT-13A с двигателем 450hp Wright R-975-11, 1693 построено.
XBT-16 один BT-13A был перестроен в 1942 году Vidal с цельнопластиковым фюзеляжем.
SNV-1 BT-13A для United States Navy, 1350 передано с USAAF.
SNV-2 BT-13B для United States Navy, 650 передано от USAAF.
T-13A сохранившиеся BT-13A переобозначены в 1948 году,но на практике их продолжали называть BT-13.
ЛТХ:
Модификация BT-13A
Размах крыла, м 12.80
Длина, м 8.79
Высота, м 3.51
Площадь крыла, м2 22.20
Масса, кг
пустого самолета 1531
максимальная взлетная 2039
Тип двигателя 1 ПД Pratt & Whitney R-985 Wasp Junior
Мощность, л.с. 1 х 450
Максимальная скорость , км/ч 250
Крейсерская скорость , км/ч 209
Практическая дальность, км 1416
Практический потолок, м 5915
Экипаж 2