Hawker P.1127 и Hawker Siddeley Kestrel FGA.1 - экспериментальные самолёты и самолёты-прототипы, предшествовавшие появлению истребителя-бомбардировщика Hawker Siddeley Harrier, первого в мире серийного самолёта с вертикальным взлетом и посадкой. Проектирование было начато в 1957 году. За основу был взят двигатель Bristol Pegasus с изменяемым направлением вектора тяги. Испытания прототипа начались в июле 1960 года. Программа испытаний также предусматривала изучение возможности использования самолётов с авианосцев, для чего в 1963 году проводились тесты на авианосце HMS Ark Royal.
Музей РАФ и РАФ-2 все,что у меня есть о Harrier Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Наш Kestrel FGA.1 XS695 в Royal Air Force Museum Cosford England
В 1957 году фирма Bristol Engine Company, производившая авиационные двигатели, разработала силовую установку, позволявшую изменять направление вектора тяги. Она представляла собой турбовентиляторный двигатель, снабженный коленообразными соплами, установленными по бокам агрегата и поворачивавшимися на 90 градусов вниз. Новым двигателем, в дальнейшем получившим обозначение Pegasus, заинтересовалась компания Hawker Siddeley, которая взяла его за основу разработки лёгкого многоцелевого самолёта с вертикальным взлетом и посадкой в соответствии с имевшейся на тот момент спецификацией НАТО.
Первый прототип P.1127 с серийным номером XP831 был готов для статических испытаний в июле 1960 года. 21 октября 1960 года был совершен первый парящий полет на новом самолёте. В ходе первых испытаний самолёт был привязан к земле при помощи системы тросов. Первый свободный парящий полет был совершен 19 ноября 1960 года, а 13 марта 1961 года самолёт совершил свой первый горизонтальный полет. Второй прототип поднялся в воздух 7 июля 1961 года.
Всего было произведено шесть прототипов P.1127, использовавших разные двигатели и имевших некоторые конструктивные различия. Так, например, последний шестой прототип P.1127 с серийным номером XP984 имел стреловидное крыло и на нём был установлен новый более мощный двигатель Pegasus 5.
Первые три прототипа P.1127 участвовали в различных авариях. Второй и третий самолёты - во время испытаний, а первый прототип с номером XP831 потерпел аварию во время Парижского авиасалона в 1963 году, но в дальнейшем был полностью восстановлен и продолжил полеты. В авариях ни один пилот не пострадал.
После рассмотрения различных предложений, в соответствии с которыми предусматривалась закупка от 4 до 18 СВВП, 16 января 1963 года в Париже было подписано окончательное соглашение по закупке девяти модифицированных самолетов Р.1127. Прототипом самолета, поставляемого в эту эскадрилью, должен был стать шестой опытный образец самолета Р.1127 (ХР984), собиравшийся на фирме Hawker Siddeley.
Сборка модифицированного самолета была завершена в феврале 1963 года. У машины появилось совершенно новое крыло - угол его стреловидности по передней кромке был увеличен с 38 до 40 градусов, размах уменьшен с 7,4 до 6,8 м, а задней кромке, которая раньше была прямой, придали стреловидность около 14 градусов. Угол отрицательного поперечного "V" увеличился до 14 градусов. Новое крыло имело также топливные баки большей емкости, чем на Р.1127.
Установленный на самолет новый двигатель Pegasus 5 имел повышенную тягу - 6900 кгс, что давало возможность поднимать в воздух не только сам самолет, как это было на Р. 1127, но и необходимое военное вооружение. Кроме того, все девять самолетов (XS688 - XS696) оборудовались пилонами для подвески дополнительных топливных баков или вооружения, а в носовой части устанавливались разведывательная фотокамера и простой прицел.
ХР984 поднялся в воздух в феврале 1964 года, за ним до марта 1965 года через регулярные интервалы последовали остальные восемь самолетов. Первоначально эти самолеты обозначались как Р.1127, но в ноябре 1964 года им присвоили обозначение Hawker Siddeley Kestrel FGA Mk.1.
Обучение полетам на Kestrel началось в Дансфолде в конце 1964 года. 1 апреля 1965 года была официально сформирована многонациональная эскадрилья (авиабаза RAF в West Raynham). Целью проводимых испытаний являлась выработка тактики применения реактивного истребителя-СВВП. Всего в ходе испытаний, которые продолжались до 30 ноября 1965 года, было выполнено 1367 полетов. После окончания испытаний шесть Kestrel были перевезены в США, где они получили обозначение XV-6A и много лет использовались в различных испытательных программах, в том числе и в NASA. В Англии модифицированный Kestrel, получивший, в конечном счете, современное название Harrier, был принят на вооружение.
Kestrel переводится как Пустельга - название нескольких видов птиц рода Соколы (лат. Falco). Насчитывается более десяти видов.
Немного истории нашего самолета:
май 1964 построен как Kestrel FGA.1 компанией Hawker Siddeley в Dunsfold.
17 февраля 1965 первый полет из Dunsfold.
передан Royal Air Force с s/n XS695.
16 февраля 1966 передан в Blind Landing Experimental Unit (BLEU), Royal Aircraft Establishment, Bedford.
передан в RAE для испытаний вместе с P.1127.
25 апреля 1966 демонстрировался на авиашоу в Ганновере, West Germany, вернулся в Dunsfold.
15 декабря 1967 продан UK Ministry of Technology, Boscombe Down.
28 июня 1971 один более не требуется и он был передан для изучения практики пожаротушения.
в январе 1974 на хранении под открытым небом в Farnborough.
в течении мая 1974 отдан в аренду без двигателя в Royal Navy Engineering College, Manadon, (Plymouth), Devon.
был восстановлен для RAFM как учебное пособие.
11 апреля 1978 отдан в аренду School of Aircraft Handling, HMS Sea Hawk, Culdrose, Cornwall.
январь 1994 передан в Museum Rc& RC Cardington, Beds.
29 января 2000 передан в управление RAF Wyton, Cambs для временного хранения в связи с закрытием RAF Cardington.
19 ноября 2001 перевезен по земле и передан Royal Air Force Museum, Cosford, Cosford Airport, Wolverhampton, Shropshire/Shrops, England.
с 2012 по 2014 на реставрации
в 2014 помещен на экспозицию
единственный сохранившийся Hawker-Siddeley Kestrel в UK.
Всего самолет совершил 153 полета общей продолжительностью 70.44 часов из которых 51.04 на испытаниях.
В англии мы можем увидеть только один Kestrel FGA.1,а вот в США сохранились 4 из 6 XV-6A. Также в разных музеях можно увидеть три P.1127 и два P.1127(RAF).
Модификации:
P.1127 экспериментальный V/STOL истребитель, два прототипа и четыре испытательных самолета.
Kestrel FGA.1 самолет для испытаний, 9 построено,6 позже передано в США под обозначением XV-6A.
P.1127 (RAF) развитие V/STOL штурмовика и истребителя,6 построено как предсерийный испытательный самолет перед заказом его в производство как Harrier GR.1. Первый самолет взлетел из Dunsfold 31 августа 1966 года.
XV-6A обозначение в США для шести переданных им Kestrel FGA.1
VZ-12 обозначение U.S. Army для двух P.1127,которые так и не попали в США.
ЛТХ (Kestrel FGA.1)
Экипаж: 1
Длина: 42 ft 6 in (12.95 m)
Размах крыла: 22 ft 11 in (6.99 m)
Высота: 10 ft 9 in (3.28 m)
Вес пустого приблизительно: 9,800 lb (4,445 kg)
Вес загруженного: для верт взлета 14,500 lb (6,580 kg)
Макс взлетный вес: для обычного взлета, приблизительно 17,000 lb (7,700 kg)
Двигатель: 1 × Bristol Siddeley Pegasus 5 турбовентиляторный с управляемым вектором тяги, 15,000 lbf (67 kN)
Макс скорость: 710 mph, Mach 0.92 (1,142 km/h) на уровне моря
Высота: приблизительно 55,000 ft (16,750 m)
Скороподъемность: околоy 30,000 ft/min (150 m/s)
Тяговооруженность: 1.04