Очередное посещение Лаппеенранты заставило обратить внимание на маленький желтенький вертолет. Он тихо стоял в сторонке,зачехленный. Поэтому осмотреть кабину я не смог. Но и пройти мимо такого уникального вертолета тоже. Итак Аэроспасьяль SA.315B Лама (фр. Aérospatiale SA.315B Lama) - многоцелевой вертолёт.
Разработан в 1968 году французской фирмой Aérospatiale (теперь Eurocopter France) в соответствии с техническим требованиями ВВС Индии.
Опытный образец впервые поднялся в воздух 17 марта 1969 года. К 1996 году во Франции было произведено около 1450 вертолётов «Lama», которые были поставлены в 31 страну мира. Вертолёты строятся по лицензии в Индии (произведено более 330 единиц), Румынии (более 200) и Бразилии.
21 июня 1972 года на этом вертолёте был поставлен рекорд высоты для всех категорий вертолётов: он поднялся на 12 442 метров. Этот официально подтверждённый рекорд в истории вертолётостроения остаётся не побитым и поныне.
Интересные авиационные события. Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Aerospatiale SA315B C/N 2505 N316DJ (C/N):2505 ,также имел номер N49537,крайний собственник был из Великобритании
Разработанный в 1968г. в соответствии с техническим заданием индийских ВВС и предназначенный для действий в условиях больших высот вертолет Aerospatiale SA 315B Lama объединял усиленную конструкцию модели Алуэт II с динамическими компонентами модели SA 316 B Алуэт III, включающими в себя силовую установку Artouste и роторную систему.
Опытный образец SA 315 впервые поднялся в воздух 17 марта 1969г., а 30 сентября 1970г. получил французский сертификат летной годности; имя Лама ему было дано производителями в июле 1971 г.
SA 315B превосходил своих предшественников в грузоподъемности при полетах на больших высотах. Во время демонстрационных полетов в индийских Гималаях в 1969г. SA 315B с экипажем из 2 человек и 120 кг горючего садился и взлетал с площадки, расположенной на высочайшей зарегистрированной высоте 7500 м, а 21 июня 1972г.
Проект Лама разработали специально для работы на высокогорьях. Вертолет выполнял демонстрационные полеты в Гималаях. 21 июня 1972 года Лама, пилотируемый Жаном Боуле, установил абсолютный рекорд высоты для вертолетов -12442 м.
Эти достижения и хорошая репутация в плане надежности предшествующих конструкций Алуэт II и III обеспечили хороший спрос на рынке. Уже в 1971г. были заключены лицензионные соглашения на право производства SA 315B индийской компанией HAL в Бангалоре. Первый вертолет Лама индийской сборки поднялся в воздух 6 октября 1972г., а поставки этих вертолетов на рынок начались в декабре 1973г. Лама производства HAL был назван Cheetah. 2 ноября 2004 года Cheetah ВВС Индии установил новый мировой рекорд высоты посадки, приземлившись на горе высотой 7666 м.
Как и все представители семейства Алуэт, SA 315B Лама мог быть легко приспособлен для различных целей: пассажирских перевозок или сельскохозяйственных работ. В то же время военные варианты вертолета предусматривали его переоборудование для обеспечения связи, наблюдения, фотографирования, спасения на воде и в воздухе (подъемная способность 160 кг, транспортирования (максимальная внешняя нагрузка - 1135 кг, в качестве скорой медицинской помощи (двое носилок и один сопровождающий медик) и других целей. Высотный показатель делает SA 315B особенно подходящим для горных районов: серийный Лама может транспортировать на подвеске грузы массой до 1000 кг на высоте 2500 м. Другой важный фактор - универсальное посадочное устройство, состоящее из полозьев с убирающимися колесами для приземления и оснащенное поплавками для нормального функционирования с воды и надуваемым в воздухе поплавковым шасси для аварийного приводнения.
В 1978 году фирмы "Aerospatiale" и "Helibras" договорились о лицензионном производстве вертолетов SA 315В Lama в Бразилии, в результате появилась модификация НВ-315В Gaviao, оптимизированная для ВВС Боливии. Эти вертолеты были приняты не только на вооружение ВВС Боливии, но и на вооружение ВМС Бразилии.
Во Франции серийное производство вертолетов SA 315В прекратили в 1991 году, собрав в общей сложности 407 единиц. Построенными в Индии вертолетами вооружили в первую очередь эскадрильи (с 659 по 662) индийских ВВС, которые в 1987 году были переданы из ВВС в армейскую авиацию. В настоящее время фирма HAL выпускает модернизированный вариант Cheetah, оснащенный современным приборным оборудованием и турбовальным двигателем TurbomecaTM 333 2М2. Вертолеты Lama остаются на вооружении в Аргентине (ВВС и армейская авиация) и Эквадоре (армейская авиация).
В 2011 году вертолеты Cheetah продолжают широко применяться в Индии для перевозок и поисково-спасательных операций.
Многие страны закупили вертолеты Lama для применения в горах. Они получили шасси на более высоких стойках для работы на неровной местности. В 2011 году Армия Пакистана продолжает применять свои вертолеты постройки фирмы "Aerospatiale".
Вертолет одновинтовой схемы, с рулевым винтом, одним ГТД и лыжным шасси.
Фюзеляж цельнометаллический, форменной конструкции. Центральная и хвостовая части фюзеляжа имеют треугольное сечение с силовым набором из стальных труб. Кабина размерами 2.1 х 1.4 х 1.28м и объемом 3.1м3 имеет каркас из легких сплавов с большой площадью остекления, с обеих сторон расположены сбрасываемые двери; в кабине спереди размещаются летчик и второй летчик (или пассажир), сзади - три пассажира. Предусмотрена возможность перевозки на внешней подвеске груза массой до 1135кг. Кабина может быть оборудована спасательной лебедкой грузоподъемностью 160кг. В санитарном варианте в кабине могут быть размещены двое носилок с одним сопровождающим, в сельскохозяйственном варианте предусмотрена установка подфюзеляжного бака с химикалиями емкостью 1135л.
Несущий винт трехлопастный, с шарнирным креплением лопастей. Втулка снабжена гидравлическими демпферами. Лопасти прямоугольной формы в плане, складывающиеся; лонжероны выполнены из алюминиевого сплава, комлевая часть - из стали с противоэрозионными накладками из нержавеющей стали, внутренняя часть лопасти заполнена слоистым материалом. Профиль лопасти NACA 63A, хорда 0.35м, крутка -6.
Рулевой винт диаметром 1.91м, трехлопастный, с шарнирным креплением лопастей. Лопасти прямоугольной формы в плане, выполнены из алюминиевого сплава с накладками вдоль носка из нержавеющей стали, хорда лопасти 0.134м.
Силовая установка. Двигатель установлен сверху фюзеляжа, за валом несущего винта и не закрыт обтекателем. Сухая масса двигателя 130кг.
Трансмиссия включает главный редуктор с планетарными шестернями, редуктор рулевого винта и соединительные валы. Скорость вращения вала главного редуктора 353 об/мин, редуктора рулевого винта - 2001 об/мин.
Шасси лыжное, со съемными колесами, колея 2.35м, может быть снабжено поплавками для взлета с водной поверхности или аварийными надувными баллонетами.
Топливная система имеет топливный бак емкостью 575л, расположенный в центральной части фюзеляжа. Емкость маслобака 7л. На сельскохозяйственном варианте вертолета может быть установлена аварийная система слива топлива из под фюзеляжного бака.
Система управления гидравлическая.
Электрическая система состоит из стартер-генератора, аккумуляторной батареи емкостью 36 А*ч и розетки разъема наземного питания.
Дополнительное оборудование включает систему обогрева кабины и кислородно-дыхательную систему.
Этот вертолет отправится на Северный Кавказ в компанию подобных ему бортов для работы в высокогорье. Хели ски и другие подобные задачи.
Вертолет очень прост в обслуживании,у него насколько я понял мло подшипников,но зато каждый день перед вылетом надо отшприцевать несколько точек трансмиссии. Вертолет неприхотлив по топливу,в крайних случаях он съест и соляру и как совсем край и авиационный бензин.
конструкция очень простая,отработанная десятилетиями. Как обстоят дела с запчастями не знаю.Цена на бу вертолеты начинается от полумиллиона долларов,хотя порой можно найти интересные варианты и по более привлекательной цене.
Надо понимать,что вертолет очень прожорлив и держать такой табун без специальных задач накладно. Его стихия высокогорье и именно там он лидер,которому нет равных. так что если вы надумали серьезно летать в горах,то вам нужен этот вертолет.
Модификации
SA 315B Lama производное от SE 3150, он был разработан для высокогорных работ и использует двигатель 650kW (870shp) Turboméca Astazou IIIB, зажатый до 410kW (550shp). Он до сих пор держит абсолютный рекорд высоты для всех вертолетов с 1972 года: 12,442 m.
HB 315B Gaviao построенная в Бразилии лицензионная версия SA 315B Lama.
HAL Cheetah построенная в Индии лицензионная версия SA 315B Lama.
HAL Lancer Вариант с вооружением. С композитной броней,бронестеклом и способностью нести два 12.7 mm пулемета и до шести 70 mm ракет.
HAL Cheetal модернизированный вариант, оснащен Turbomeca TM333-2M2. скорость увеличена до 210 km/h (130 mph) и дальность до 560 km (350 mi).
SA 315B.
Экипаж: 1 пилот
Пассажировместимость: до 4 пассажиров или 2 носилок с сопровождающим
Грузоподъёмность: 785 кг груза или 1000 кг груза на подвесе
Длина: 12,92 м
Диаметр несущего винта: 11,02 м
Диаметр рулевого винта: 1,91 м
Высота: 3,09 м
Площадь, ометаемая несущим винтом: 95,38 м²
Колея шасси: 2,38 м
Масса пустого: 1014 кг
Нормальная взлётная масса: 1950 кг
Максимальная взлётная масса: 2300 кг
Объём топливных баков: 575 л
Силовая установка: 1 × турбовальный Turbomeca Artouste IIIB
Мощность двигателей: 1 × 870 л.с. (1 × 649 кВт)
мощность уменьшена до 550 л.с. (410 кВт)
Максимальная скорость, км/ч 210
Крейсерская скорость, км/ч 192
Практическая дальность: 515 км
Практический потолок: 4000 м
Статический потолок:
с использованием эффекта земли: 3750 м
без использования эффекта земли: 2800 м
Скороподъёмность: 4,2 м/с
Нагрузка на диск: 20,4 кг/м²