Шэньян J-8 (кит. трад. 殲撃八型, упр. 歼撃八型, пиньинь: Jiān jī bā xíng, палл.: Цзянь цзи ба син или 歼-8, Jiān-8, J-8, буквально Истребитель модель 8, Код НАТО: Finback) - одноместный истребитель-перехватчик, разработанный Авиастроительной корпорацией в г. Шэньян.
Самолёт является дальнейшим развитием конструкции производившегося по лицензии
МиГ-21, однако китайский истребитель больше по размерам и имеет два двигателя. Первоначально истребитель имел лобовой воздухозаборник, который в дальнейшем был заменён двумя боковыми воздухозаборниками, что позволило разместить более мощную БРЛС. Аэродинамическая схема самолёта напоминает истребитель
МиГ-23 или
F-4 с дельтавидным крылом Су-15.
На вооружении НОАК находится более 300 истребителей данного типа. В ВВС КНР самолёт в перспективе будет заменён истребителями J-10 и J-11.
Airshow China 2012 Музей ВВС Китая ч.8: Аллея истребителей и штурмовиков. Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Обострение в середине 1960-х гг. отношений Китая с СССР и техническое отставание самолетного парка ВВС Китая от советской авиации, которая рассматривалась тогда как основной противник, побудило китайскую авиационную промышленность вновь приступить к работам над истребителями нового типа, превосходящими по своим основным характеристикам истребитель МиГ-21 - основную машину советских ВВС 1960-1970-х годов. Работы по формированию облика этого самолета начались в 1964 г. в НИИ авиационной техники в г.Шеньяне.
Рассматривался вариант однодвигательного истребителя, оснащенный перспективным ТРДФ увеличенной тяги, а также двухдвигательный самолет с модифицированными существующими ТРДФ. Предпочтение было отдано последнему варианту и 17 мая 1967 г. было принято решение о начале полномасштабной разработки НИИ и заводом в Шеньяне нового истребителя, получившего обозначение J-8.
Программа создания этого самолета оценивалась военно-политическим руководством Китая как одна из наиболее приоритетных. Согласно ТТЗ, самолет J-8 должен был обладать скоростью, соответствующей М=2,2, практическим потолком, превышающим 20000 м, способностью длительное время вести воздушный бой на высоте до 19000 м, максимальной скороподъемностью 200 м/с, нормальной дальностью полета 1500 км, максимальной дальностью 2000 км, усовершенствованным пушечным и ракетным вооружением, а также БРЛС. Два ТРДФ WP7A должны были обеспечить самолету взлетную тяговооруженность 0,89. Работы по созданию самолета возглавлялись Е Женда, а после его смерти в марте 1966 г. - Вант Натшоу.
** схема самолета
Сборка первых двух опытных самолетов завершилась в июле 1968 г., первый полет самолета состоялся 5 июля 1969 г. (летчик Юн Юхуан). При создании самолета был широко использован опыт, полученный в процессе изучения и освоения производства в Китае самолета
МиГ-21 (J-7). Конструктивно самолет J-8 близок к советскому опытному истребителю-перехватчику Е-152А, созданному в 1959г.
Обрушившаяся на страну "Великая культурная революция", нанесшая огромный ущерб интеллектуальному потенциалу КНР, не обошла стороной и авиационную промышленность: была расформирована группа летных испытаний и отстранен от работы ряд ведущих проектировщиков. Практически доводка истребителя прервалась на несколько лет.
Три прототипа по программе летных испытаний выполнили 1025 полетов, налетав 633 часа. Один самолет в ходе испытаний разбился. На околозвуковых скоростях выявилась вибрация планера, для ее устранения пришлось изменить форму хвостовой части фюзеляжа. Летные испытания удалось завершить только в 1979-м. В марте следующего года J-8 приняли на вооружение, а в апреле совершил первый полет серийный истребитель, производство которого развернулось на заводе Шэньянской авиационной корпорации. Создателям самолета так и не удалось реализовать все предъявлявшиеся к нему требования. В частности, так и не установили РЛС, вместо нее истребители оснащались китайской копией радиолокационного дальномера "Изумруд".
В начале 1980-х Китай получил на вооружение дневной истребитель-перехватчик - этот этап развития авиации ведущие авиационные державы прошли на рубеже 1950-1960-х годов. Поэтому самолет построили небольшой серией - около 50 машин.
На Западе информация о китайском истребителе появилась в конце 1960-х. Интерес к нему был велик. Многие эксперты не верили в возможность самостоятельной разработки относительно современного истребителя в красном Китае. Неудивительно, что во время официального визита делегации Пентагона в Шэньян в сентябре 1980-го американцы очень хотели увидеть "опытный образец самолета завоевания превосходства в воздухе". Степень осведомленности янки характеризует тот факт, что они были уверены: истребитель - однодвигательный. На Западе также считали, что J-8 никогда не состоял на вооружении ВВС, а использовался только для испытаний.
Китайцы сослались на проводившуюся на заводе реконструкцию и не удовлетворили любопытство американцев. Впервые же фотографии J-8 опубликовали только в 1984-м, спустя 15 лет после первого полета прототипа. Интересно отметить, что американцы были потрясены сходством J-8 с Е-152. J-8 с точки зрения системы оружия оценили невысоко, но неожиданным для Запада оказался сам факт создания и освоения в серийном производстве сверхзвукового истребителя "отсталой" страной. Сенсацию окрестили "гром из Китая".
Истребитель J-8 выполнен по классической схеме со среднерасположенным треугольным крылом стреловидностью 60 по передней кромке. На верхней поверхности крыла имеются небольшие аэродинамические гребни. Фюзеляж полумонококовои конструкции изготовлен из алюминиевых сплавов с ограниченным использованием стали, а в наиболее теплонапряженных участках хвостовой части - титан. На фюзеляже расположены четыре воздушных тормоза.
Основные стойки
Шасси - трехопорное, стойки - одноколесные с масляно-пневматической амортизацией. Основные опоры шасси убираются в крыло и фюзеляж, носовая опора - в фюзеляж.
Фото 14.
Фото 38.
Фото 21.
Створка ниши основной стойки
Носовая стойка
Стабилизатор - цельноповоротный, с углом стреловидности 60 по передней кромке. Киль выполнен из алюминиевых сплавов с сотовым заполнением. В основании киля находится контейнер с тормозным парашютом. Под хвостовой частью расположены два подфюзеляжных киля.
Но на этом самолете похоже всего один,но зато складной киль.
Фото 15.
Это тормозной парашют?
Фото 17.
Фото 18.
Силовая установка - два ТРДФ WP7A тягой по 6100 кгс на форсаже (китайский вариант ТРДФ Р-11Ф-300, которым оснащались МиГ-21Ф-13). Воздухозаборник - лобовой, осесимметричный, регулируемый, с центральным телом.
Плавник
Фото 29.
Фото 40.
Фото 23.
Фото 24.
Фото 25.
Фото 26.
Фото 27.
Фото 28.
Фото 30.
Фото 31.
Фото 32.
Крыло
Законцовка крыла
Воздухозаборник
10230
Вооружение состоит из двух 30-мм пушек, размещенных перед крылом в фюзеляжных обтекателя. На четырех крыльевых и одном подфюзеляжном узлах подвески возможно размещение УР класса "воздух-воздух" PL-2B с инфракрасной ГСН, блоков НАР и свободнопадающих бомб. Самолет оснащался оптическим прицелом SM-8, а с 1982-го комплектовался усовершенствованным SM-8А.
На J-8 первоначально фонарь кабины пилота открывался вперед, по типу МиГ-21Ф-13, на машинах более поздних выпусков он откидывается вверх и назад.
Система дозаправки
J-8DF это новая версия истребителя Shenyang J-8 II Finback.
нос
Модификации
J-8 Первый полёт совершил 5 июля 1969 года под управлением лётчика-испытателя Юн Юхуана. Дневной истребитель, похожий на увеличенный МиГ-21. Самолёт
был оснащён двумя ТРДФ WP-7A и радиодальномером SR-4. Вооружён истребитель был двумя 30 мм пушками Type 30-I по 200 снарядов на ствол и двумя ракетами
«воздух-воздух» ближнего радиуса действия PL-2 с инфракрасным наведением. Выпущен ограниченной серией. Самолёт был принят на вооружение 2 марта 1980 года.
J-8I Первый полёт совершил 24 апреля 1981 года. Улучшенный всепогодный вариант с РЛС SL-7A (дальность действия 40 км), двухствольной 23 мм пушкой
Type 23-III. Самолёт имел четыре узла подвески для ракт и бомб. Выпущен ограниченной серией. Принят на вооружение 27 июля 1985 года.
J-8E Вариант J-8I с усовершенствованной авионикой. На самолёт установили новую РЛС, оптические датчики SL-8, картографический радар Type 204 и
систему предупреждения Type 903. Истребитель получил также новые ИЛС и систему опознавания «свой-чужой». Переоборудованные самолёты начали поступать на вооружение с 1990 года.
JZ-8 (J-8R) Разведывательный вариант J-8I.
J-8ACT Первый полёт 24 июня 1990, экспериментальный самолёт с ЭДСУ.
J-8II (Finback-B) Первый полёт совершил 12 июня 1984 года под управление лётчика-испытателя Кю Хуерена. Усовершенствованный J-8I с
перепроектированной носовой частью фюзеляжа. Лобовой воздухозаборник был заменён конусообразной носовой частью с моноимпульсной РЛС SL-4A (Type 208)
(дальность действия 40 км) и боковыми воздухозаборниками, аналогичными воздухозаборникам истребителя МиГ-23. В конце 70х Китай получил несколько МиГ-23
из Египта, таким образом складной подфюзеляжный киль и боковые воздухозаборники могли появится на J-8II с помощью реверс-инжиниринга. Китайские инженеры
фактически повторили процесс разработки перехватчика Су-15 на базе меньшего по размерам самолёта Т-5. Экспериментальный самолёт МиГ-23ПД также имеет
много общих черт с китайским J-8II.
J-8II Блок 02 (J-8IIB) Первый полёт совершил в ноябре 1989. Самолёт имел усовершенствованный радар SL-8A с дальностью действия 70 км.
Истребитель получил улучшенные двигатели WP-13AII. Вооружение включало двухствольную 23 мм пушку Type 23-III (копия ГШ-23Л) и до четырёх ракет
«воздух-воздух» PL-5 или PL-8.Peace Pearl J-8 (J-8II) Во время китайско-американского сотрудничества около 50 J-8II были отправлены в США для
переоборуования. На самолёты планировалось установить новые РЛС AN/APG-66 и систему управления огнём. Программа оценивалась в 500 млн долларов.
До того, как программа была закрыта успели переоборудовать 24 самолёта.
J-8IIACT (J-8II-BW2) Первый полёт совершил в 1988. Экспериментальный самолёт с ЭДСУ.
J-8IID (J-8D) Первый полёт совершил 21 ноября 1990 года, модифицированный J-8B с системой дозаправки в воздухе и навигационной
системой TACAN.
J-8IIM (F-8IIM) Представленная на авиашоу в Чжухае в 1996 году экспортная модификация с российской РЛС Жук-8II (дальность действия 70 км)
, вооружённая ракетами «воздух-возух» Р-27Р1 (AA-10) и противокорабельными ракетами Х-31А (AS-17). Самолёт заказов не получил.
** панель приборов
J-8III (J-8C) Усовершенствованный J-8II с двумя ТРДФ WP-14. В отличие от предыдущей модификации J-8II модификация J-8C имел электронную
дистанционную систему управления (ЭДСУ) и новый многофункциональны импульсный доплеровский радар, разработанный на базе израильской РЛС Elta EL/M 2035.
Самолёт также получил цифровую систему управления огнём и новую кабину пилота, оборудованную многофункциональными дисплеями (МФД). Разработка модификации
J-8C началась в 1991 году, первый полёт новый самолёт совершил в 1993. Несмотря на то, что эта программа имела высший приоритет, самолёт использовался для
тестов разрабатываемого радара Type 1471 (KLJ-1) и авиационных систем, взаимодействующих с ЭДСУ. Начиная с этой версии истребители J-8II могут использовать
подвесные контейнеры РЭБ BM/KG300G и KZ900, а также контейнеры с системами целеуказания и навигации Blue Sky и FILAT.
J-8IIH (J-8H) Первый полёт совершил в декабре 1998 года. Самолёт имеет новую кабину, оснащённую МФД, два двигателя WP-13B, РЛС Type 1471
(KLJ-1) (дальность действия 75 км). Истребитель может быть вооружён ракетами «воздух-воздух» средней дальности Р-27 (AA-10) и PL-11 и противорадиолокационной ракетой YJ-91.
J-8IIF (J-8F) Первый полёт совершил в 2000 году. Самолёт оснащён двумя двигателями WP-13BII, системой дозаправки в воздухе и РЛС Type 1492.
В 2004 году с самолёта были проведены успешные пуски ракеты «В-В» PL-12/SD-10
Единиц произведено 390
Стоимость единицы ~$12,5 млн (2006 год)
ЛТХ:
Модификация J-8
Размах крыла, м 9.34
Длина, м 21.52
Высота, м 5.41
Площадь крыла, м2 42.00
Масса, кг
пустого 9285
нормальная взлетная 13700
максимальная взлетная 16580
Топливо, л 4600
Тип двигателя 2 ТРДФ Liyang (LMC) Wopen-7A (Р-11Ф)
Тяга , кН
нефорсированная 2 x 43.15
форсированная 2 x 58.80
Максимальная скорость, км/ч 2332 (М=2.2)
Крейсерская скорость, км/ч 850
Перегоночная дальность, км 2000
Практическая дальность, км 1500
Боевой радиус действия, км 800
Максимальная скороподъемность, м/мин 9780
Практический потолок, м 20800
Макс. эксплуатационная перегрузка 4
Вооружение: две 30-мм пушки НР-30
боевая нагрузка - 4500 кг на 5 узлах подвески
4 УР воздух-воздух PL-2В (PL-5B) или PL-3
2х 500-,250- кг бомбы или
2 ПУ Qimgan 12 х 57 мм или 7х90-мм НУР