Таких самолетов было построено всего три и сохранился на данный момент только один.
Первый прототип HA-300 был куплен Daimler-Benz Aerospace AG (DASA) в 1991 и доставлен по воздуху в Германию для реставрации в Manching. Этот процесс занял у MBB пять с половиной лет и сегодня мы можем увидеть HA-300 в авиационном филиале Немецкого музея в Oberschleißheim под Мюнхеном.
фотографии с ** не мои
этот же пост,но с маленькими картинками Немецкий музей и его филиалы,Мюнхен.Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
здесь также подробные фотографии самолета Helwan HA-300 (на арабском: حلوان ٣٠٠) это сверхзвуковой реактивный истребитель разработанный в Египте в 60е годы. Он был создан известным немецким авиационным конструктором: Willy Messerschmitt.
На разных этапах в разработке этого самолета участвовали Испания и Индия,Испания начинала финансирование двух проектов: HA-200 и HA-300, но прекратила финансирование проекта HA-300 еще до его выхода с бумаги, после чего документация на этот самолет и команда были перекуплены Египтом.
На завершающей стадии Индия финансировала разработки египетского двигателя E-300,рассчитывая использовать его в индийском реактивном истребителе HF-24 Marut.Дальний прицел был на продажу этого же истребителя Египтянам,когда выяснилось нежелание Египта покупать индийский самолет,индусы охладели к совместной работе.
Для Египта HA-300 был очень амбициозным проектом,Египет старался стать авиационной державой,развить свою оборонную и гражданскую промышленность.
Всего до окончания проекта в 1969 году было построено три прототипа.
Это был самый маленький сверхзвуковой истребитель в мире,который когда либо был построен и летал!!! Даже Folland Gnat был крупнее.
После второй мировой войны, Willy Messerschmitt (как и прочим гражданам Германии)было запрещено до 1955 года включительно, проведение каких либо исследований и разработок связанных с Германской армией,это касалось и авиации. Поэтому он переехал в Испанию,где присоединился к Hispano Aviación и приступил к созданию ультралегкого истребителя в 1951 году по заказу испанского правительства.
Предварительный проект предусматривал создание самолёта по схеме «бесхвостка» с турбореактивными форсажными двигателями Bristol Orpheus BOr.12.
общий вид
Для оценки лётных характеристик самолёта в 1959 г. был построен летающий макет HA-300P с треугольным крылом. Макет массой 1250 кг (размах крыла 6,15 м, длина 10,20 м, площадь несущей поверхности 20,0 м2) был оснащен двумя водяными балансировочными баками, предназначенными для имитации изменения центровки самолёта в полете.
** фотография планера HA-300p
Однако уже в 1960 г. проект был признан слишком дорогостоящим. Планер буксировал
He-111,испытательные полеты планера не были завершены из-за нестабильности аппарата не только в воздухе,но и на земле.Из-за проблем с финансированием и длительным отсутствием результатов,проект был закрыт Испанией в 1960 году.К сожалению идеи Мессершмидта опережали свое время ,отсутствие достаточной промышленной базы сильно сказалось на их реализации,если бы он работал в более развитой промышленно стране,то успех HA-300 был бы несомненен.
передняя стойка (со спаренными колесами) убирается назад в фюзеляж
В последующем проект был приобретен Египтом и команда разработчиков ,возглавляемая Messerschmitt,переехала в Helwan,Египет,для продолжения своей работы над HA-300,который стал называться Helwan HA-300. Messerschmitt также привлек к работе австрийского специалиста по реактивным двигателям Ferdinand Brandner.Его задачей было создание полностью египетского турбореактивного двигателя.А глобальной задачей египтян было разработать и наладить производство собственного легкого сверхзвукового,одноместного истребителя.
Австрийский инженер, Ferdinand Brandner,один из создателей Jumo-222,который после победы работал в плену в Советском Союзе над проектом двигателя для Ту-95- НК-12,после освобождения переехал в Египет,чтобы возглавить команду по разработке двигателя для истребителя Helwan HA-300.
Новый двигатель прошел первые испытания в 1963 году,также были проведены его летные испытания,для этого был подготовлен ан-12 под крылом у которого и установили двигатель. Далее для скоростных испытаний двигатель установили на HAL HF-24 Marut,на нем двигатель полетел 29 марта 1967 года. Далее E-300 был установлен на третий прототип HA-300 (первые два были оснащены двигателями Bristol Siddeley Orpheus).
Параметры двигателя:
тип : реактивный двигатель с форсажной камерой
Длина: 4,300 mm
Диаметр: 840 mm
Сухой вес: 860 kg
Макс тяга: 32.4kN (6,275 lbf) сухой, 47.2 kN (10,582 lbf)с промежуточным перегревом
Степень наддува: 6:1
Можно увидеть насколько хорошо отреставрирован самолет.Кабина восстановлена полностью.
Развитие египетской программы HA-300 стартовало на испытательных стендах и цехах завода 36 в Helwan, на юго-востоке Каира, под управлением Egyptian General Aero Organisation (EGAO), официально программа стартовала в 1959 году.
** нашел в интернете более подробную фотографию кабины
В рамках работ по созданию прототипа были исследованы его аэродинамические свойства с использованием буксируемого в полете макета. На основании полученных результатов было принято решение строить самолёт по классической схеме, с горизонтальным оперением по образцу самолета МиГ-21.
** панель приборов,объясните мне плиз необходимость указателя скорости размеченного до 120 км в час? Если он например х10,то для чего тогда второй указатель скорости? Затесались и наши приборы.
Первый прототип HA-300, оснащенный двигателем Orpheus Mk 703-S-10 тягой 2,200 kgp, совершил свой первый полет 7 марта 1964 года,и в первом полете он достиг скорости в 1.13 маха.
кабина вид сверху
**
Далее последовал второй прототип оснащенный двигателем Orpheus совершивший свой первый полет 22 июля 1965 года.
еще вид сверху
**
Третий и последний прототип был оснащен египетским двигателем E-300,который как предполагалось мог позволить достичь высоты 12,000 m и скорости в 2 маха в течении 2.5 минут после взлета. Этот прототип провел как минимум один полет в котором он достиг скорости в 2,1 маха с двигателем Brandner E-300.
Благодаря хорошим отношениям президента Насера и Неру Египтяне получили 135 миллионов египетских фунтов для разработки и развития двигателя E-300 от индийского правительства для использования его в последующем на истребителе HF-24 Marut.
Нерегулируемые боковые воздухозаборники двигателя значительно выдвинуты вперед относительно крыла и выступают за геометрический контур фюзеляжа.
Изначально HA-300 был разработан для двигателя Orpheus BOR 12 с форсажной камерой,но двигатель не позволил достичь даже минимального желаемого уровня,плюс президент Нассер видел большую угрозу в зависимости от Британского двигателя,после конфликта между Великобританией и Египтом за Суэцкий канал в 1956 году.
Шасси - трехстоечное, главные (с одинарными) убираются вперед в ниши, расположенные в обтекателях воздухозаборников.
на этом самолете стоит британский Орфеус.В отличии от правой стороны,здесь ниша уборки основной стойки закрыта.
Крыло самолета имеет угол стреловидности 57.5° и соотношение толщины крыла к хорде всего 3%. Это было самое тонкое дюралюминиевое крыло на тот момент.При этом была велика вероятность флаттера.Крыло с прямыми передней и задней кромками оснащено элеронами и закрылками.
После шестидневной войны , Египту необходимо было потратить большую часть своего военного бюджета на закупку новых танков,артиллерии,тяжелых бомбардировщиков Ту-16,самолетов и средств пво,из-за этого и по причине советского давления,стремящегося убрать конкурента МиГ-21,программа HA-300 была остановлена,этому способствовала и высокая доступность Советских истребителей с нашими же пилотами,специальные скидки на продажу оружия в Египет, и как результат Египетское правительство окончательно закрыло проект в мае 1969 года.
Те как бы СССР и МиГ-21 перебежали дорожку Вилли Мессершмидту!!!
Самолёт представляет собой построенный по классической схеме среднеплан с треугольным крылом и стреловидным хвостовым оперением.
Поперечное сечение передней части фюзеляжа - овальное, а хвостовой - круглое. Форма его центральной части вместе с каналами воздухозаборников, а также положение консолей крыла и оперения отвечают правилу площадей.
некоторые ниши закрыты оргстеклом
крупнее
хвостовое оперение,руль направления.Под рулем направления находится контейнер тормозного парашюта.
крупнее
еще крупнее
Горизонтальное оперение - цельноповоротное, вертикальное - нормальной схемы.
общий вид сзади
0
общий вид крыла и хвостового оперения
уборка основных стоек вперед
** общая схема HA-300
** Размерности и схемы всех трех прототипов HA-300 и самого первого безмоторного планера
ЛТХ(HA-300)
Экипаж: 1 пилот
Длина: 12.4 m
Размах крыльев: 5.84 m
Высота: 3.15 m
Площадь крыла: 16.7 m2
Вес пустого: 2,100 kg
Взлетная масса: 3200 кг
Двигатель: 1 × Bristol Orpheus 703 или Brandner E-300 , 21.6 kN (4,900 lbf) тяга (Orpheus)
Макс скорость: Mach 2.1 с двигателем Brandner E-300, 1.7 с двигателем Bristol Orpheus
Боевая дальность: 1,400 km
Высота: 18000 m
Скороподъемность: 203 m/s (1 минута до максимальной высоты)
Вооружение
Пулеметы: два 30mm Hispano или четыре 23mm Nudelman-Rikhter NR-23
Ракеты: четыре инфракрасных ракеты воздух-воздух
** еще разрез самолета,правда тут много ожидаемого,тк реально ни радар,ни вооружение на прототипах не было