Вернемся во времена первой мировой и поглядим на самолет, который стал вехой в авиастроении. Для своего времени он имел в своей конструкции столько металлических деталей, как никто из его конкурентов!!! Это Бреге-14.
Самый известный французский военный самолет: двухместный биплан с тянущим винтом Breguet 14 начал свое существование в мастерских компании в Велизи-Виллакублэ летом 1916 г. Он производился с марта 1917 по 1928 гг. и не был списан со службы в военной авиации Франции до 1932 г.Всего было выпущено около 7800 самолетов!!!
этот же пост,но с маленькими картинками Авиационный музей в Ле Бурже. Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Опытный самолет, получивший обозначение Breguet AV Type XIV, совершил первый полет 21 ноября 1916 г. Буквы AV (Avant) в обозначении опытного самолета говорили о переднем расположении недавно созданного 12-цилиндрового двигателя Renault.
общий вид зала ,наш самолет в правом нижнем углу
Его угловатые крылья с полотняной обшивкой и фюзеляж имели конструкцию, изготовленную из дюраля, стали и дерева; элероны имелись как на верхнем, так и на нижнем крыле. Пилот и стрелок-наблюдатель сидели в открытых тандемных кабинах. Самолет имел прочное шасси с общей осью и был оснащен надежным двигателем Renault с прямоугольным лобовым радиатором(между прочим 300 лс, 16 год!!!).
Не знаю как вам, а мне он чем то наш Р-5 напомнил!!!
6 марта 1917 г. был сделан заказ на 150 разведчиков. К концу года количество заказов составило 2650 экземпляров; этот тип производился в вариантах бомбардировщика и разведчика компанией Breguet и пятью компаниями, получившими лицензию. Разведывательный вариант Br.XIV (Br.14) A.2 (это как раз самолет представленный в музее)был оборудован камерой, радиопередатчиком и подвесками для четырех легких бомб. Опытный экземпляр бомбардировщика, совершивший испытательный полет весной 1917 г., имел элероны и закрылки!!! на нижнем крыле и увеличенный размах крыльев по сравнению с моделью А.2. Прозрачные панели имелись по бокам кабины наблюдателя; секции передней кромки нижнего крыла по бокам фюзеляжа немного выступали вперед для размещения бомбовых стоек , которые в этом случае не мешали функционированию закрылков. Оба варианта имели сдвигающиеся панели в полу обеих кабин, что позволяло вести наблюдение за поверхностью земли.
Самолеты Br.14 B.2 совершили много впечатляющих дневных рейдов в боевом строю в глубокий тыл немцев. В 1918 г. в попытке улучшить поперечное управление у них появились новые элероны с компенсацией. В то же время был увеличен размах нижнего крыла у самолета Br.14 A.2 (у варианта Br.14 B.2 - уменьшен) и исправлена форма его законцовок.
С нижнего крыла самолета Br.14 B.2 исчезли закрылки, таким образом отпала необходимость в имевшихся первоначально выступах передней кромки крыла для установки бомбовых стоек , которые в конечном итоге были заменены на стойки улучшенной конструкции. Двигатель Renault 12F был доработан и стал развивать мощность 300 л. с., тем не менее было испытано множество альтернативных силовых установок. Среди них были такие двигатели, как Renault 12К мощностью 400 л. с., Fiat A.12bis мощностью 300 л.с. и Liberty мощностью 400 л. с.
Планы постройки множества самолетов Breguet 14 с двигателями Fiat и Liberty для военной службы были отменены в 1919 г. из-за окончания войны. В то время самолеты Breguet 14 В.2 стояли на вооружении 15 эскадрилий 1-й бригады бомбардировщиков, а самолеты Br.14 A.2 летали в 12 дневных разведывательных эскадрильях и 19 эскадрильях, входящих в состав авиации сухопутных войск Франции. Пять независимых армейских дивизионов имели по эскадрилье самолетов Br.14 A.2. В общей сложности 27 эскадрилий самолетов Br.14 A.2 были прикреплены к полкам тяжелой артиллерии.
Другие варианты времен войны включали в себя одноместный бомбардировщик Br.14 B.1, который не поступил в крупномасштабное производство, и вариант скорой помощи Br.14S. Был проведен эксперимент по использованию самолета Breguet 14 для быстрой эвакуации раненых практически с линии фронта в 1917 г. В 1918 г. четыре санитарных самолета Br.14S, каждый из которых вмещал двое носилок, трудились на фронте.
В заморских владениях Франции они достигли большой известности в период между двумя мировыми войнами. Вариант, использовавшийся в более удаленных колониях, носил обозначение Breguet 14 TOE (Theatres des Operations Exterieures). В общей сложности к декабрю 1918 г. было построено 5300 самолетов Breguet 14. Три эскадрильи машин варианта А.2 и шесть эскадрилий варианта В.2 сформировали часть Французских оккупационных сил, которые базировались в Западной Германии с 1919 г.
табличка
Самолеты этого типа поддерживали французские интервенционные войска во время гражданской войны в России после Октябрьской революции 1917 г.
Было построено небольшое количество самолетов Breguet 14 с двигателями Fiat и 24 экземпляра Br.14 A.2 с двигателями Renault 12FeR (снабженными нагнетателями Rateau для улучшения высотных характеристик). Самолет Breguet 14 широко экспортировался и входил в состав ВВС вооруженных сил Бельгии, Бразилии, Чехословакии, Дании, Греции, Польши, Португалии, Румынии, Сиама, Испании и Югославии.
В армии Франции он играл активную роль в жестоких боях с сирийскими и марокканскими повстанцами, которые продолжались на протяжении 20-х гг., а в Марокко до 1934 г. К сентябрю 1926 г. 301 самолет Breguet 14 А.2 и несколько бомбардировщиков Br.14 B.2 использовались во французском Марокко. Их дополняли 52 биплана Breguet 14T bis Sanitaire (санитарный).
Авиационная служба Соединенных Штатов во Франции, которая в 1918 г. использовала самолеты Breguet 14 в своих эскадрильях дневных бомбардировщиков, приобрела несколько тренировочных вариантов Br.14 Et.2. Самолеты использовались как тренировочные также в военной авиации Франции в значительном количестве в 20-х годах.
Последние экземпляры были выведены из эксплуатации в 1932 г. Неудивительно, что после войны производство вариантов А.2 и В.2 с 1919 по 1928 г. составило в общей сложности более 2500 экземпляров (в 1925 г. только Франция приобрела 376 самолетов Breguet 14 А.2 и 95 санитарных Breguet 14Т bis).
После войны эти самолеты производились не менее чем 19 различными фирмами, не считая компании Breguet. Определенное количество самолетов было заказано для поддержки французской авиационной промышленности,они совершили испытательные полеты и затем были помещены на склад, а впоследствии отправлены на слом.
Самолет Breguet 14 совершил несколько выдающихся дальних перелетов. В январе 1919 г. капитан Коли и лейтенант Роже дважды пересекли Средиземноморье, пролетев примерно 1609 км. 5 апреля того же года лейтенант Роже совершил перелет из Лиона в Рим и затем в Ниццу, а впоследствии новый французский рекорд дальности был установлен Коли и Роже, когда они пролетели дистанцию длиной 1900 км между Ле Бурже и Кенитрой (Марокко).
После войны Breguet начал производство гражданской версии. 14Т.2 Salon мог перевозить двух пассажиров в изменённом фюзеляже. Передняя часть фюзеляжа была увеличена в диаметре для размещения двухместной кабины, входная дверь размещалась в правом борту. 14Т.2 Salon использовала авиакомпания C.M.A. (Compagnie des Messageries Aeriennes) на внутренних маршрутах и для перелётов в Лондон и Брюссель.
14Tbis производился в двух версиях - обычном и в виде гидросамолёта. 14Tbis использовался как медицинский самолёт, 100 шт 14Tbis перевозили почту в авиакомпании Lignes Aeriennes Latеcoеre. Позднее компания сменила название на CGEA и приобрела ещё 106 шт. Breguet 14 для полётов над Сахарой.
На вариант 14Т устанавливали двигатель Renault Ja, фюзеляж переоборудовали для перевозки 4 пассажиров. Такая версия получила обозначение 18Т.
Самолет представленный в музее имеет номер 2016 , это модель 14А2 . Это оригинальный самолет, который служил в разведке во время первой мировой.
Breguet 14 использовался армиями стран: Бельгии, Бразилии (30 экз), Китая (70 экз), Чехословакии (10 экз), Дании, Сальвадора (1 экз), Финляндии (38 экз), Франции, Греции, Гватемалы, Японии (производился по лицензии компанией Nakajima), Литвы (2 экз), Персии (2 экз), Польши (158 экз), Португалии, Румынии, Сербии, СССР, Турции, США, Уругвая (9 экз), Югославии.
Модификации :
Br.14 А.2 первоначальный серийный вариант разведчика
Br.14 B.1 малосерийный вариант бомбардировщика
Br.14 В.2 крупносерийный вариант бомбардировщика
Br.14S санитарный вариант
Br.14 TOE вариант, для дальних колоний
Br.14 Et.2 тренировочный вариант
Breguet 14T транспортный вариант
Breguet 14T bis Sanitaire санитарный вариант
Breguet 14 Т.2 Salon совершив свой первый полет в 1919 г., этот гражданский вариант сохранил заднюю кабину пилота. Передняя часть фюзеляжа была увеличена в диаметре для размещения двухместной кабины, в правом борту имелась входная дверь;
Breguet 14Т bis этот вариант появился в 1921г. Он имел сильно модифицированную кабину с четырьмя окнами с каждой стороны, над которыми располагались четыре иллюминатора в верхней палубе; топливо находилось в обтекаемых баках, установленных по одному с каждой стороны под верхним крылом, ближе к корневой части от внутреннего ряда межкрыльевых стоек; кабина занимала пространство, где прежде находилась передняя кабина и топливные баки. Авиакомпания Lignes Aeriennes Latecoere использовала более 100 самолетов Breguet 14 в начале 20-х годов, в основном модели Br.14T bis. Они применялись на многих маршрутах компании, начиная с Тулузы и Барселоны. ВМС Франции испытали военные варианты Breguet 14: с двумя поплавками и с большим центральным поплавком плюс двумя стабилизирующими на концах крыла. По- видимому, использование поплавковых гидросамолетов Br.14 было ограничено несколькими санитарными экземплярами Br.14T bis на территориях колоний. Пять гражданских гидросамолетов Br.14 bis использовались в течение нескольких лет во французской Гвиане.
ЛТХ:
Модификация Bre.14 A.2(B.2)
Размах крыла, м 14.36
Длина, м 8.87
Высота, м 3.30
Площадь крыла, м2 49.20
Масса, кг
пустого самолета 1086
нормальная взлетная 1765
Тип двигателя 1 ПД Renault 12 Fox
Мощность, л.с. 1 х 300
Максимальная скорость , км/ч 177
Крейсерская скорость , км/ч 152
Продолжительность полета, ч 2.30
Максимальная скороподъемность, м/мин 278
Практический потолок, м 5800
Экипаж 2
Вооружение: один 7.7-мм пулемет Vickers, установленный с левой стороны фюзеляжа, и спаренный 7.7-мм пулемет Lewis на кольцевом креплении в кабине наблюдателя
Бомбовая нагрузка до 40 кг в варианте разведчика и
до 300 кг в варианте бомбардировщика.