В начале 20-х гг. компания Дорнье Метальбаутен ГмбХ (Dornier Metallbauten GmbH) разработала ряд интересных проектов гражданских самолетов. Первым из них был самолет Дорнье Либелль I
этот же пост,но с маленькими картинками Немецкий музей и его филиалы,Мюнхен. как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Дорнье Либелль I (Libelle - cтрекоза), двухместная спортивно-учебная летающая лодка. Первый полет состоялся 16 августа 1921г с Боденского озера.
вид спереди
Самолет был цельнометаллическим, за исключением части крыла и всех плоскостей управления, где была полотняная обшивка
Это был моноплан с крылом постоянной хорды типа парасоль, поднятым на стойках над фюзеляжем.
Плоскодонный корпус имел обычное хвостовое оперение и по бокам спонсоны с аэродинамическим профилем для большей устойчивости на воде.
В открытой кабине под крылом размещались пилот и два пассажира: один впереди, а другой позади пилота.
Самолет имел стандартную сдвоенную систему управления и был оснащен двигателем фирмы Сименс-Хальске (Siemens-Halske) мощностью до 45 кВт (60 л.с.), установленным в удачно расположенной над центральной частью крыла гондоле.
Следующая модель Либелль II, крупнее по размерам и оснащенная аналогичным двигателем мощностью от 52 до 60 кВт (70 - 80 л.с.),
по имеющимся сведениям, могла легко нести одного пилота и четверых пассажиров, при том что была рассчитана на трех пассажиров.
Известно также, что конструкция самолета была настолько прочной, что он мог взлетать с поверхности льда и садиться на нее.
В течении 1921-1929 года фирма Dornier Metallbauten выпустили 14 легких многоцелевых летающих лодок, экспортировавшихся затем во многие страны, включая Швецию, Бразилию, Новую Зеландию, Австралию, Японию и Фиджи.
Первый вариант лодки (Wnr.31), получившей наименование Libelle I
В след за ним было изготовлено еще шесть экземпляров - D-326 (Wnr.32), D-327 (Wnr.36), D-352 (Wnr.37), D-275 (Wnr.38), D-274 (Wnr.39) и D-328 (Wnr.40) .
Все они, кроме D-275, были оборудованы одним 55-ти сильным двигателем Siemens Sh 4, а на D-275, предназначенный для Швеции, установили Siemens Sh 5.
Для зарубежных заказчиков была выпущена версия Libelle II, отличавшаяся от первой конструкцией носовой части, лучше защищавшей от брызг, и более мощными двигателями (по выбору заказчика устанавливались Blackburn Cirrus Mk III или Siemens Sh 11).
Только один (D-907, Wnr.61) из семи произведенных экземпляров остался в Германии, остальные были проданы за рубеж.
Наш самолет C/N 117, куплен в 1929 году компанией Fiji-Builders Ltd. (Mr. Alf Marlow), получен и зарегистрирован 15 сентября 1930 года. Mr Marlow использовал самолет для полетов вокруг Nausori по своим строительным делам по всем островам Фиджи до тех пор, пока самолет не был поврежден тропическим штормом в марте 1931 года (после всего нескольких месяцев активных полетов!!).
После этого инцидента он так и не был отремонтирован.Самолет провел несколько лет на хранении - в местном техническом колледже (Derrick Technical Institute, Suva) до тех пор, пока компания Dornier купила его в 1970 (или 1972) году для Dornier Museum,в Immenstaad , а далее в 1980 (по другим данным 1978) году он попал в Немецкий музей в Мюнхене.
общий вид зала
Модификация Libelle I Libelle II
Размах крыла, м 8.50 9.80
Длина, м 7.20 7.50
Высота, м 2.30 2.40
Площадь крыла, м2 14.00
Масса, кг
пустого самолета 400
максимальная взлетная 650
Тип двигателя 1 ПД Siemens Sh 4 KRei Cirrus 4-Cyl.
Мощность, л.с. 1 х 55 1x79
Максимальная скорость, км/ч 120 145
Крейсерская скорость, км/ч 90
Практическая дальность, км 300
Практический потолок, м 1500 2000
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: до 2 пассажиров
ВАРИАНТЫ
Дорнье Шпатц (Dornier Spatz) (Воробей): практически представлял собой сухопутный вариант модели Либелль. Вместо спонсонов имелось неподвижное шасси с хвостовым костылем; стандартным двигателем этой модели был двигатель Сименс-Хальске мощностью 60 кВт (80 л.с.); на выбор имелись модификации с двигателями 75 кВт (100 л.с.) и с открытой или с закрытой кабиной пилотов.