Stinson SM-6000 это созданный в 1930е годы трехмоторный (trimotor) 10-местный самолет разработанный и построенный Stinson Aircraft Corporation. SM-6000 это моноплан с высоко расположенным крылом.Он был оснащен тремя 215 сильными двигателями Lycoming R-680 .Основные модификации в основном различались интерьером салона:-))) .
этот же пост,но с большими картинками Fantasy of Flight museum
официальный сайт музея Fantasy of FlightКак всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Изначально я думал,что это какая то современная модификация фордов тримоторов.
общий вид слева
Этот самолет начал свою трудовую жизнь в Century Airlines, которая потом стала частью American Airlines. После карьеры в авиакомпании,он использовался для прогулок и осмотров достопримечательностей. Во время World War II он вернулся на работу в авиакомпанию Wein Alaska Airlines. После войны, его сняли с линий и он оказался заброшен. Он быстро приходил в негодность,тк его растащили на части,ломали его,и даже жили в нем. Bill Brennand из Wisconsin нашел самолет в этом заброшенном состоянии в Fairbanks, Alaska в 1970 году. Было сомнительно,что его можно было восстановить до летного состояния ,но было найдено большое количество технических данных и документации и они решились на восстановление самолета,которое началось в 1977 году. Самолет восстанавливали в течении 4 с половиной лет и на это было затрачено более 10 тысяч человеко часов!!! Он совершил свой первый полет после реставрации в 1981 году. Bill использовал его для привлечения внимания пассажиров по всей стране на различных мероприятиях и авиашоу в течении многих лет. Bill получил много наград вместе с этим самолетом,пока Kermit не купил его на аукционе в 1999 году.
Вот вам для оценки: в 1930 году в авиакомпании Century Airlines, Stinson Tri-Motor летал из Чикаго в Сент-Луис за два часа 40 минут и стоил билет на этот рейс $13.95.
Stinson "Tri-Motor" был развитием "Corman" Tri-Motor. Компания Corman получила свое имя в результате сложения имен E. L. Cord и L. B. Manning которые были президентом и вице-президентом Cord Corp. Corman Aircraft Corp. из Dayton, 0., построила один из двух экземпляров "Corman 3000" и "Corman 6000", а затем передала организацию серийного производства инженерам Stinson Aircraft. Базовый "Corman" имел 7 местный салон и оснащался тремя двигателями Wright "Whirlwind" J5 по 220 лс каждый, но Stinson имели лучший доступ к двигателям Lycoming ,поэтому именно они были использованы в SM-6000 . Несмотря на тот факт,что SM-6000 был развитием более ранней разработки "Corman" ,важно,что многие серьезные изменения были сделаны только благодаря инженерам Stinson .
Stinson "Air Liner" model SM-6000 был большим монопланом с верхним расположением крыла на кабине с трехмоторной конфигурацией и 11 местами в его просторных интерьерах. Первая партия этой серии "Air Liner" была рассчитана на короткие маршруты;более поздние версии (SM-6000-A и SM-6000-B) в этой серии ,были доступны в нескольких вариантах,включая специальный "Custom Club" . Первые экземпляры SM-6000 имели двигателя без обтекателей,но вскоре были установлены кольца тауненда ,также как и колесные обтекатели на большие колеса для увеличения круизной скорости . Оснащенные 3мя 9ти цилиндровыми двигателями Lycoming R-680 по 215 лс каждый, большой SM-6000 имел хорошие характеристики: для взлета полностью загруженного самолета требовалось всего 700 футов,а пробег на посадке не более 400 футов .Способность летать с коротких площадок плюс возможность перевозить значительный полезный груз продлили жизнь этих самолетов. Поэтому не было сюрпризом,что по крайней мере 25 "Stinson Tn-Motors" находились в работе более 10 лет.
Сертификат типа на 11 местную модель SM-6000 был выдан 7-10-30 и по крайней мере 10 самолетов этой версии были произведены Stinson Aircraft Corp. в Wayne, Мичиган.
Тут приведены данные для Stinson "Air Liner" model SM- 6000, оснащенной 3мя Lycoming R-680 по 215 лс каждый:
длина 42'10";
высота 12'0";
размах крыльев 60'0";
хорда крыла 105";
полная площадь крыла 490 sq. ft.;
профиль крыла Goettingen 398;
вес пустого 5575 [5625] фунтов.;
полезная нагрузка 2825 [2875] фунтов.;
загрузка со 120 галлонами топлива 1815 [1865) фунтов.;
багаж 165 [215] фунтов;
максимальный вес 8400 [8500] фунтов;
цифры в скобках для модели с радиостанцией
макс скорость 138;
круизная скорость 115;
посадочная скорость 60;
скороподъемность 1000 футов в мин на уровне моря;
подъем до 10,000 футов за 25 минут.;
высота 15,000 и 14,500 футов;
емкость топлива 120 gal.;
емкость масла 15 gal.;
круизная дальность при 36 gal.в час 345 миль;
нормальная цена на заводе $23,900 специальная цена на короткое время для рекламы $18,000
Рама фюзеляжа была сварена из хром-молибденовых труб,каркас за исключением кабины пилотов обтянут тканью,а кабина пилотов покрыта металлическими панелями . каркас крыла из двух половинок был построен из хром-молибденовых труб ,передняя кромка крыла закрыта металлическими листами,а остальное крыло обтянуто тканью . Топливные баки с подачей топлива под действием силы тяжести, располагаются в корне крыла и занимают половину крыла.Крыло удерживалось двумя параллельными подкосами с каждой стороны и гондола двигателя крепилась между крылом и шасси ; колеса имели необычно широкие шины.Основные посадочные стойки использовали амортизаторы "Aerol" (воздушно-масляные) ,шины 36x8 и тормоза Bendix ; поворотное хвостовое колесо располагалось в самом конце фюзеляжа для лучшего маневрирования на земле. Покрытая тканью хвостоое оперение было построено из хром-молибденовых труб ;руль направления был аэродинамически сбалансированым и горизонтальный стабилизатор регулировался в полете. Металлический винт,кольцевой выхлоп, электрические стартеры, колесные тормоза и хвостовое колесо,были стандартным оборудованием.
SM-6000 была первой версией Stinson "Tri-Motor", но 11 местному самолету не хватало универсальности и возможности по максимуму использовать загрузку. Модель SM-6000-A, это апгрейд более ранней версии,который имел более гибкий интерьер и некоторые аэродинамические улучшения для увеличения скорости и экономичности. Некоторые незначительные изменения в интерьере позволили комбинировать почту с пассажирами (8-9 пассажиров и груз) . Также была доступна версия полностью без сидений как грузовая и несколько эксклюзивных версий интерьера "custom club" были доступны на заказ. Обтекатели для двигателей кольцо Тауненда стали частью этой версии.Изначально они применялись на двигателях под крыльями, а потом стали использовать и на центральном двигателе.Также устанавливались обтекатели на большие колеса и эта комбинация обтекателей на двигателя и колеса давала прирост скорости по крайней мере в 8 миль в час ; максимальная скорость теперь достигала 146 миль в час.
хвост
Эта модифицированная версия Stinson "Tri-Motor" иногда называется "Model T" как и более поздние версии .
Теперь было возможно в кабине пилотов размещать одного или двух пилотов со сдвоенным управлением,если это было необходимо. Основная кабина была оборудована 9 сиденьями,но вместо одного или двух передних сидений можно разместить грузы,до 255 фунтов. Сертификат типа был выдан Stinson "Tri-Motor" model SM-6000-A 9-19- 30.
Спецификация для Stinson model SM-6000-A оснащенного 3мя двигателями Lycoming 11-680 по 215 лс каждый;
длина 42'10";
высота 12'0";
размах крыльев 60'0";
хорда крыла 108";
полная площадь крыла 490 sq. ft.;
профиль крыла Goettingen 398;
вес пустого 5600 фунтов.;
полезная нагрузка 2900 фунтов.;
загрузка со 200 галлонами топлива 1410 фунтов.;
загрузка со 120 галлонами топлива 1890 фунтов.;
максимальный вес 8500 фунтов;
макс скорость 146;
круизная скорость 122;
посадочная скорость 60;
скороподъемность 1000 футов в мин на уровне моря;
подъем до 6500 футов за 10 минут.;
высота 14,500 футов;
емкость топлива 200 gal.;
емкость масла 15 gal.;
круизная дальность при 36 gal.в час 600 миль;
нормальная цена на заводе $25000
передняя часть
Конструкция model SM-6000-A аналогично model SM-6000 .Для лучшего доступа в пилотскую кабину и грузовой отсек,стала возможна установка двери с правой стороны в передней части. Все окна были из специального небьющегося стекла и любое окно могло быть открыто, по всей длине салона, были установлены вентиляторы и освещение основного салона.Были доступны различные варианты декорирования салона, все салонное оборудование было хромировано; дополнительные сиденья, и кабинные обогреватели были опцией. Обтекатели двигателей входили в комплектацию,а обтекатели колес были опцией; стандартные колеса и шины были размера 36x8, а шины низкого давления 35x15-6 были опцией. Регулируемые на земле металлические винты и электрические стартеры были стандартным оборудованием ; посадочные огни, навигационные огни, парашюты,огнетушители и радиоприемное оборудование были опцией. Необычная особенность хвостового оперения заключалась в наличии вертикальной пластины, которая была регулируемой в полете, для компенсации неравномерности крутящего момента в случае отказа одного из двигателей ; горизонтальный стабилизатор был также регулируемый в полете. Руль и элероны были аэродинамически сбалансированны для облегчения работы пилотов.
Stinson model SM-6000-B (Model T) был самолетом с большим выбором компоновки от 6 до 10 пассажиров. SM-6000-B1 был пассажирской версией с 10 посадочными местами и пилотом; эта версия позволяла пассажирам брать с собой чуть меньше 25 фунтов багажа каждому. SM-6000-B2 это почтово-пассажирская версия,она была более популярна, с вместимостью 8 или 9 пассажиров и местом для 350 фунтов почты или багажа. Значительно улучшенная версия по сравнению с SM-6000 "Airliner", SM-6000-B имела возможность для большего списка дополнительного оборудования, большая помощь пилоту, больший комфорт для пассажиров, включая туалет и умывальник. Если снять все пассажирские кресла,то SM-6000-B превращался в транспортный самолет. Для бизнесменов, была сделана специальная версия интерьера "Club" на 6-8 человек с различной степенью комфорта. Сертификат типа для SM-6000-B был выдан 4-23-31 и по меньшей мере 40 экземпляров этой модели было произведено Stinson Aircraft Corp.
левый двигатель
Спецификация Stinson model SM-6000-B оснащенного 3мя двигателями Lycoming R-680 по 215 лс каждый;
длина 42'10";
высота 12'0";
размах крыльев 60'0";
хорда крыла 105";
полная площадь крыла 490 sq. ft.;
профиль крыла Goettingen 398;
(следующие данные для SM-6000-B1);
вес пустого 5670 фунтов.;
полезная нагрузка 2930 фунтов.;
загрузка со 160 галлонами топлива 1680 фунтов.;
загрузка со 110 галлонами топлива 1980 фунтов.;(10 пасс. по 170 фунтов кажд и 280 фунтов багажа );
максимальный вес 8600 фунтов;
макс скорость 138;
круизная скорость 115;(2 двигателя с обтекателями и без колесных обтекателей)
макс скорость 146;
круизная скорость 122;(3 двигателя с обтекателями и колесные обтекатели)
посадочная скорость 60-65;
скороподъемность 1000 футов в мин на уровне моря;
подъем до 10000 футов за 30 минут.;
высота 14,500 футов;
емкость топлива 160 gal.;
емкость масла 15 gal.;
круизная дальность при 35 gal.в час 350 миль;
цена $25,900. на заводе в 1931, уменьшена до $19,500. на короткое время в 1932;
(спецификация для SM-6000-B2);
вес пустого 5758 фунтов.;
полезная нагрузка 2842 фунтов.;
загрузка со 110 галлонами топлива 1892 фунтов.;(9 пасс. по 170 фунтов кажд и 362 фунтов багажа );
максимальный вес 8600 фунтов;
макс скорость 138;
круизная скорость 115;(2 двигателя с обтекателями и без колесных обтекателей)
макс скорость 146;
круизная скорость 122;(3 двигателя с обтекателями и колесные обтекатели)
посадочная скорость 60-65;
скороподъемность 1000 футов в мин на уровне моря;
подъем до 10000 футов за 30 минут.;
высота 14,500 футов;
емкость топлива 110 gal.;
емкость масла 15 gal.;
Именно Stinson SM-6000-B NC11170 и серийный номер 5023 это самолет показанный на фотографиях
В следующей модификации полный вес был увеличен до 8800 фунтов.
Следующей ступенью развития Stinson "Tri-Motor" стала модель U
центральный двигатель
кабина
Этот самолет хозяин готов продать за 600 тысяч долларов сша
Количество построенных: 53 (SM-6000)
24 (Model U)
Модификации:
Corman 6000 начальный прототип разработанный Corman aircraft Co.
SM-6000 Airliner первичный серийный вариант 1930 с тремя 215 сильными двигателями Lycoming R-680 .
SM-6000-A Airliner вариант 1930 г доступный с различным дизайном салона.
SM-6000-B1 Airliner вариант 1931 г с улучшенным оборудованием салона.
SM-6000-B2 Airliner такой же как B1 но смешанного пассажирского-почтового назначения.
Model U Airliner улучшенная модель 1932 г с тремя 240 сильными двигателями Lycoming R-680-BA .
C-91 обозначение американских военных для одного SM-6000-A полученного для изучения в 1942 г.
Только два самолета находящихся в нормальном состоянии на данный момент известны.Один принадлежит Greg Herrick из Minneapolis, Minnesota,и тот на который мы посмотрели и собственником которого является Kermit Weeks ,он находится в летном состоянии в музее Fantasy of Flight в Polk City, Florida (это тот самолет на который мы смотрели).
Основные характеристики:
Экипаж: 2
Вместимость: 10 (B1), 8 (B2)
Длина: 18.29 m
Размах крыльев: 12.8 m
Высота: 3.66 m
Площадь крыла: 45.6 m²
Вес пустого: 2,620 kg
Полный вес: 3,910 kg
Двигатель: 3 × Lycoming R-680, 215 лс каждый
Максимальная скорость: 146 mph (234 km/h)
Круизная скорость: 125 mph (200 km/h)
Дальность: 628 km
Высота: 4,330 m
Скороподъемность: 1,000 ft/min (5.1 m/s)
** фотография кокпита (сделанная не мною)