Продолжим прогулку по второму этажу музея Воздухоплавания в Белграде...
Muzej Yugoslovenskog Ratnog Vazduhoplovstva / Aeronautical Museum. В центре у нас так и находятся несколько двигателей..
И ракета ПВО.
Общий вид.
Фото 113.
Фото 124.
Ракета ИВМ-3РУА (IVM-3RUA).
А мы снова переходим к моделям самолетов. Spartan Cruiser II Aeroput YU-SAO. Spartan Cruiser - британский трёхмоторный транспортный моноплан 1930-х годов, рассчитанный на 6-10 пассажиров, построенный компанией Spartan Aircraft Limited в Ист-Коусе, остров Уайт. Это была разработка почтового самолета Саро-Персиваль для пассажирского использования. Всего было построено 17 самолетов.
de Havilland DH-89 Dragon Rapide YU-SAS.
Макет аэродрома?
Стенд посвященный авиапочте.
Фото 132.
Чей это винт?
Общие виды.
Перелет Париж-Стамбул 1923-25 годы.
Сидна 1925-33.
Полет в Бомбей 1927.
Фото 139.
Фото 140.
Фото 141.
Аеропут:-))) Авиационный маршрут.
Иностранные компании летавшие в Югославии 1927-1941.
Lockheed 10 Electra YU-SAZ.
Самолет Air France: Fokker F.VIIb F-AJCH "La Radieuse".
Вид спереди.
Farman F-306 UN-SAH. F.306 - два самолета переданы SGTA, один с моторами Algol 7Me, второй - с моторами Algol 7Mc; третья машина построена для компании DVS из Белграда, вскоре после этого она попала в сформированную югославскую национальную авиакомпанию "Aeroput"; четвертый конвертирован из F.303, эксплуатировался в SGTA.
Общий вид моделей самолетов летавших в Аеропут?
Панорама второго этажа.
Общий вид.
Фото 157.
JAT 1947-49.
JAT 1949-62.
Стенд посвященный авиакомпании JAT в 1963-70 годах.
Модельки авиалайнеров JAT.
Грузовое отделение JAT и обучение.
Техническая служба.
Фото 164.
Эмблема JAT.
Еще один винт, но немного покоцанный.
Фото 181.
Фото 182.
Грузовые парашюты, выпускавшиеся Югославской промышленностью.
Тормозные парашюты.
И манекен парашютиста.
Крупнее.
Общий вид.
Винт.
И его описание.
Деревянный винт.
Вот так вот....
И еще один винт.
Sud Aviation SE 210 Caravelle VIN YU-AHA.
Ил-14 YU-ADH.
Ju-52 YU-CAB.
McDonnell Douglas DC-10-30 YU-AMA.
Convair 340-58 YU-ADB.
Стенд с историей аэродрома Белград: 1927-1962.
1962-1997.
Другие аэродромы Югославии.
Авиакомпании летавшие в Югославию.
Авиакомпания Авиогенекс 1968-1983.
1983-1997.
Еще.
Вещи экипажа авиалайнера.
ОрВД.
Еще.
Авиационные службы.
Что за самолет?
Фото 182.
Общий вид зала.
Центральная часть второго этажа.
Панорама.
Фото 186.
Старые фотографии.
Макет ремонтной мастерской.
С другого ракурса.
Рассказ об авиационном фотографе.
Местные авиаталанты.
Модель первого самолета.
Еще.
Первые авиаторы из Белграда.
Компания Икарус.
Самолеты, которые Икарус собирал по лицензии.
Таблица выпуска самолетов Ikarus по годам.
Ikarus IO (Икарус IO - Извиђач Обални) - летающая лодка-биплан, произведенная в Югославии в конце 1920-х годов. Это была традиционная для своего времени конструкция летающей лодки с большой однопролетной секцией крыла, расположенными в шахматном порядке крыльями слегка неравномерного размаха, подкрепленными N-образными стойками. Пилот и наблюдатель сидели рядом в открытой кабине, а наводчик сидел на открытой позиции впереди них, в носовой части. Толкающий двигатель и лобовой радиатор установлены на стойках. Построено 38 самолетов.
Модель для продувки Рогожарски ИК-5. Проект тяжелого истребителя IK-5 был создан в 1938 году в инициативном порядке тремя инженер-майорами югославской армии: Любомиром Иличем, Коста Сивчевом и Слободаном Зрничем. В июле 1939 года его представили для обсуждения руководству ВВС Югославии, которое без промедления приняло решение к постройке прототипа на заводе фирмы Rgozarski A.D. (позднее Ikarus).
В конце 1939 года деревянная модель IK-5 продувалась в аэродинамической трубе "Eifel" во Франции, где проектные данные полностью подтвердились. Во время визита в 1940 году в Белград известный авиаконструктор Игорь Сикорский, ознакомившись с работами по IK-5, был приятно удивлен мастерством югославских инженеров и заявил, что как только самолёт будет готов к испытаниям, он станет самым быстрым в мире двухмоторным истребителем. ВВС, не дожидаясь постройки опытного экземпляра, заказали 15 предсерийных самолётов.
Еще одна модель для продувки.
Забытые самолеты.
И снова модель для продувки.
А мы начинаем пробираться на улицу.
На выходе можно увидеть двигатель RR Viper 632-41 с самолета J-22 Orao в разрезе.
Камера сгорания.
Общий вид.
Воздухозаборник.
И я двигаюсь на остановку маршрутки до центра, попутно все фотографируя.
Крупнее башня КДП.
Как раз на аэропорт начала надвигаться легкая непогода.
По прибытиии в центр я съел плескавицу в этом заведении и был очень доволен....
Цены.
После этого я прогулялся по центру города и дошел до храма Святого Саввы (Храм светог Саве) в Белграде на Врачаре - храм Сербской православной церкви, главный престол которого освящён в честь первого сербского архиепископа и национального героя Сербии святого Саввы (1175-1236). Строился начиная с 1935 года на месте сожжения мощей Саввы османскими властями в 1594 году. Крупнейший православный храм на Балканах и один из крупнейших в мире, именуется мемориальным храмом. Образцом при строительстве послужил собор Святой Софии в Стамбуле.
Отделочные работы в храме закончились в 2021 году. Важнейшей частью внутреннего убранства стала мозаика, созданная сербскими и русскими мастерами.
Место для храма было выбрано в 1894 году - спустя ровно 300 лет после того, как османский сардар Синан-паша приказал сжечь мощи святого Саввы, считающегося символом сербской нации. Сожжение произошло на площади на холме Врачар, находящемся в южной части Белграда. Там и было решено начать строительство (сейчас на этом холме, помимо храма, расположена Национальная библиотека Сербии, а также разбит обширный парк).
В 1905 году был объявлен конкурс, причём от архитекторов изначально ждали монументализма в сербско-византийском стиле. Ни один из пяти представленных проектов не был признан достойным. Второй конкурс из-за Первой мировой войны был объявлен только в 1926 году. На этот раз проектов было 22, но ни один из них не победил. Наконец, в 1930 году специальная комиссия утвердила план строительства, представленный молодыми архитекторами Богданом Несторовичем и Александром Дероко.
Строительные работы начались в 1935 году. К 1939 году были возведены стены высотой 12 метров, однако из-за Второй мировой войны строительство было приостановлено. Оно не возобновлялось в течение почти всей коммунистической эпохи, и только в 1985 году власти разрешили снова развернуть работы. В 1989 году был достроен купол, к 2004 году были закончены основные строительные работы. В том же году состоялось официальное открытие храма. В марте 2008 года был освящён придел собора в честь святых мучеников Ермила и Стратоника.
В последующие годы продолжались работы по оформлению внутреннего убранства собора. Генеральным координатором этих работ с 2015 года является Россотрудничество. Они финансировались за счёт внебюджетных средств, предоставляемых российскими компаниями, которые ведут бизнес в Сербии.
В частности, на средства, выделенные «Газпром нефтью», российские мастера совместно с сербскими сложили мозаику главного купола (общей площадью 1230 м²), которая была изготовлена 70-ю художниками из России и Сербии под руководством народного художника России Николая Мухина. В декабре 2018 года начался монтаж мозаики в алтарной части. Работа над мозаиками общей площадью 15 тысяч квадратных метров была завершена в сентябре 2020 года, полностью отделочные работы закончились в 2021 году.
Проходим внутрь храма.
22 ноября 2020 года в крипте храма, предназначенной для погребения будущих предстоятелей СПЦ, был похоронен патриарх Ириней. 18 февраля 2021 года в храме прошло заседание Архиерейского собора Сербской православной церкви, на котором был избран патриарх Сербский Порфирий.
Архитекторы Александр Дероко и Богдан Несторович использовали классический византийский стиль эпохи правления императора Юстиниана I. Прямым образцом служила главная церковь Византийской империи - Софийский собор в Константинополе. Однако по своей планировке храм Святого Саввы всё же отличается от константинопольского образца, так как здесь не было осуществлено слияние базилики с центральным строением. Добавление четырёх башенок вокруг главного купола стало элементом сербского средневекового стиля.
Имея размеры 91 м х 81 м и занимая площадь 7570 м², храм Святого Саввы примерно соответствует масштабам Софийского собора, но имеет больший диаметр купола (35 м), а также большую высоту (65 м).
Важнейшей частью внутреннего убранства храма стало мозаичное полотно, покрывающее стены и своды. Его общая площадь составляет 15 тысяч кв. метров. Для создания мозаики было использовано около 50 млн элементов с самой широкой цветовой палитрой - одних только оттенков синего насчитывается более 50. Суммарный вес всех камешков-тессеров превышает 300 тонн.
Конкурс на проект мозаики храма Святого Саввы выиграла мастерская ММО «Фонд ЮНЕСКО» под руководством народного художника РФ, академика РАХ Николая Мухина. Над оформлением одной из главных православных святынь Балкан при поддержке «Газпром нефти» около шести лет трудились 70 мастеров из России и Сербии. Мозаика создавалась в московских мастерских Российской академии художеств, а затем крупными фрагментами перевозилась в Белград.
Так как храм посвящен Святому Савве, во внутреннем убранстве представлены сюжеты, связанные с сербскими святыми и преподобными мучениками, а наряду с ними - общехристианские темы. Мастера в основном ориентировались на византийскую иконопись XII века: в главном куполе, в частности, изображено Вознесение Христово.
Креативная лаборатория «Гигарама» при поддержке «Газпром нефти» создала в 2022 году виртуальную экскурсию по мозаике храма Святого Саввы. Специалисты собрали фотопанораму в 25 гигапикселей из 600 снимков высокой чёткости, позволяющую осмотреть любой фрагмент со 100-кратным приближением. Проект под названием «Душа Сербии» должен, по замыслу его создателей, помочь лучше понять сюжет мозаики и ее историю.
Он разрабатывался при участии доктора искусствоведения Ирины Бусевой-Давыдовой, ведущего эксперта Российской академии художеств по теме православной иконописи. Продюсером проекта выступил почетный консул Сербии в Московской области Российской Федерации Александр Дыбаль. «Душа Сербии» вошла в шорт-лист просветительской премии российского общества «Знание».
Панорама внутреннего убранства.
Выходим из храма с другой стороны.
И неспешно иду на прогулку в сторону реки Савы.
Разворот трамваев и дома на воде.
Некоторые слегка притопли, но никому нет до этого дела?
Мосты.
На самом деле речь идет о драматическом театре:-))
Панорама центральной площади.
Все заклеено рекламой, как лет пятнадцать в Москве.
Ну а нам осталось совсем чуть чуть, чтобы завершить экскурс в музей Воздухоплавания в Белграде.