В этой части мы пробежимся по зданию музея и посмотрим на стенды с информацией, на модели самолетов и прочие интересности....
Muzej Yugoslovenskog Ratnog Vazduhoplovstva / Aeronautical Museum. 1 этаж
На первом этаже здания мы можем встретить стеллажи с моделями самолетов.
Вот например Ikarus Orkan.
Икарус Оркан (Икарус Оркан) - трёхместный двухмоторный моноплан, спроектированный как лёгкий бомбардировщик/разведчик в Королевстве Югославия перед Второй мировой войной. Он был спроектирован и построен на заводе «Икарус» в Земуне-Белграде. Построен один прототип.
Rogozarski R-313.
Рогожарски Р-313 (Р-313) - двухмоторный самолёт, который мог использоваться, как тяжелый истребитель, разведчик или легкий бомбардировщик. Был создан всего один прототип R-313. Он был заказан в 1938 году, а произведён в 1940 году. Его условное обозначение - SIM-XV. Первый полёт прошёл в начале апреля 1940 году. В планах было произвести 25 самолётов такого типа, осуществить эти планы помешало Апрельское вторжение. Прототип был захвачен немцами в апреле 1941 года и передан ВВС Хорватии. Уничтожен во время диверсии в 1942 году.
MMS-3.
Aeroput MMS-3 (Аеропут ММС-3) был первым Югославский двухмоторный легкий трехместный пассажирский самолет, изготовленный Авиационной службой Aeroput для собственных нужд в 1935 году. Главным конструктором был авиационный инженер Миленко Митрович-Спирта, технический директор компании Aeroput. Построен один самолет.
Ikarus J-451M можно увидеть в натуральную величину тут же рядом.
Ikarus B-12. В 1954 году Командование ВВС Югославии объявило конкурс на транс- и сверхзвуковой всепогодный перехватчик, который должен был серийно строиться на новом заводе «Соко» в Мостаре, Босния и Герцеговина. На конкурсе победил проект Бешлина, получивший обозначение Б-12В. Самолет Б-12В проектировался по схеме бесхвостка с тонким стреловидным крылом (угол стреловидности 45 градусов) и велосипедным шасси. Небольшие кили монтировались на законцовках крыла, верхние части килей дополнялись треугольным в плане горизонтальными поверхностями. Самые большие сложности, как и в случае с предыдущими проектам и, был и связаны с отсутствием двигателя необходимой тяги. В то время Югославия располагала двигателями «Марборе», тяги которых едва хватало для самолетов семейства 451 ММ, а совместный проект со швейцарской фирмой «ARDAG» был еще далек от завершения. В качестве временной меры приняли решение об установке двух двигателей Роллс-Ройс «Вайпер» SV11. здесь у нас модель для продувки в аэродинамической трубе.
Ikarus 452-2.
Группа майора Бешлина проектировала и первый югославский легкий реактивный истребитель-перехватчик со стреловидным крылом, Икарус 452М (другое обозначение В-452-2). Самолет имел цельнометаллическую конструкцию и убираемое шасси с носовой опорой. В конструкции впервые использовали специальный легкий металлический сплав югославского производства, из которого была изготовлена обшивка фюзеляжа.
Novi Avion (Нови Авион, английский: Новый Аэроплан) - программа многоцелевого боевого самолета четвертого поколения, которая должна была быть построена югославской авиастроительной компанией SOKO. Avion имел укороченную конфигурацию дельта-утка и должен был быть способен достигать сверхзвуковых скоростей в боевой конфигурации. Avion имел несколько общих черт с истребителем Rafale французской компании Dassault Aviation; Франция оказала значительную техническую помощь Югославии в ходе программы Avion. Работы по разработке истребителя проводились Авиационно-техническим институтом Белграда, главным военно-техническим институтом бывшей Югославии, в сотрудничестве с Dassault Aviation.
После поступления на вооружение ВВС Югославии, которое должно было произойти в конце 1990-х - начале 2000-х годов, Avion должен был использоваться в качестве замены стареющего национального парка МиГ-21. Страна также ожидала значительных экспортных продаж этого типа. В 1991 году вся программа была остановлена из-за отсутствия финансирования незадолго до начала производства и за год до запланированной даты предполагаемого первого полета этого типа. Деятельность Avion была прекращена в результате начала югославских войн и последующего распада страны.
Планер Ikarus Meteor - цельнометаллический планер с большим размахом крыла, спроектированный и построенный в Югославии в 1950-х годах. Он участвовал в чемпионатах мира по планерному спорту (WGC) с 1956 по 1968 год и занял четвертое место в 1956 году; он также установил новые мировые рекорды скорости на треугольном маршруте.
Всего было построено два планера.
Общий вид этого стенда с моделями.
Стенды с описанием истории авиации в Сербии.
Фото 77.
Фото 78.
Очередные модели самолетов.
Их тут много и это все вполне знакомые нам модели.
Еще.
И наконец общий вид.
Переходим на 2 этаж. Гидросамолет ШМ
ШМ - гидроплан-биплан деревянной конструкции. Корпус имеет форму лодки. Крылья имеют относительно тонкий изогнутый профиль и покрыты брезентом. Крылья соединены друг с другом и с фюзеляжем подкосами и стальными расчалками. Верхнее крыло состоит из трех частей. На концах нижнего крыла имеются небольшие поплавки. Двигатель расположен на опоре между крыльями и соединен с фюзеляжем и центральной частью крыла фонарем из стальных труб.
Модель для продувки в аэродинамической трубе.
С другого ракурса.
В 1923 году правительство Королевства Югославии объявило тендер на выбор отечественных предприятий, которым при адекватной технической, финансовой и организационной поддержке можно было выдать заказ на строительство самолётов. В открытом конкурсе участвовало необычно большое число государственных и частных компаний. В ожесточённой борьбе договора отдали двум небольшим частным компаниям: Икарус из Нови-Сада и Рогожарски из Белграда. Компания Рогожарски была изначально столярной мастерской в Белграде, но давала надежду на возможность организации производство самолётов, поскольку её владелец Живожин Рогожарски во время Первой мировой войны работал в Будапеште мастером на производстве самолётов. 21 апреля 1924 года была основана как завод по производству самолётов под названием Прва српска фабрика аероплана Рогожарски.
С целью проверки нового завода, управление ВВС выдало Рогожарски заказ на производство 27 комплекта крыльев для самолётов Малый Бранденбург ШБ-1 - переработанной копией немецкого самолёта Hansa Brandenburg B1, с двигателем Mercedes мощностью 100 л. с. Поставки готовых крыльев начались в 1924 году и после успешного выполнения контракта, с компанией Рогожарски был заключён контракт на изготовление полностью 10 самолётов ШБ-1.
Первый полёт самолёта ШБ-1, созданного на Заводе Рогожарски, состоялся 10 мая 1925 года в Баньици. До конца 1926 года на заводе Рогожарски было построено 22 самолёта Малый Бранденбург ШБ-1, а также 24 самолёта Средний Бранденбург СБ-1 - копий немецких самолётов с двигателями Austro-Daimler мощностью 160 и 185 л. с. Первые успехи ободрили компанию и она начала переговоры по заключению новых контрактов.
Стенд посвященный компании Рогожарски.
Ее история в фотографиях.
Выпуск самолетов Рогожарски по годам.
Выпуск самолетов Икарус по годам.
И их история в фотографиях.
Еще.
И общий вид вниз в центр со второго этажа.
Выпуск самолетов 3мая по годам.
Их история в фотографиях.
Еще.
О югославской авиации.
Двигательный завод в Раковице.
Фотографии отвалились.
Выпускаемые двигатели.
Dornier Do-17K.
Ремонтный завод.
Завод в Кральеве. И выпускавшиеся на нем самолеты по лицензии.
В фотографиях.
F1M Fizir Jupiter.
Fizir F1V (Физир Ф1В) стал основой, на которой инженер Рудольф Физир разработал серию одномоторных двухместных разведывательных бипланов, оснащенных различными двигателями. Строительство велось на югославских авиазаводах Змай и Рогожарский в период с 1928 по 1932 год. Было построено 56 самолетов.
Модель для продувки.
Двигатель построенный в Югославии по лицензии.
Что за табличка?
Общий вид.
И вид сбоку.
С тыльной стороны.
Еще один ракурс модели.
И вид сзади.
Фотографии самолетов УТВА.
Фотографии с завода УТВА.
Еще немного.
Еще одна модель для продувки.
Их тут много.
Еще.
Выпуск самолетов SOKO.
Этот завод еще выпускал по лицензии вертолеты Газель.
А это что за Телеоптик?
Модель Aero 3.
Описание.
Общий вид.
Икарус 252 "Први мај". Икарус 252 «Први Май» - югославский одномоторный однокрылый низкоплан деревянной конструкции с неубирающимся шасси, прототип которого был изготовлен на заводе «Икарус» в 1946 году. Предназначен для первоначальной подготовки пилотов-спортсменов и туристических полетов.
Выпуск самолетов UTVA.
Продолжение.
Фотографии с завода.
Снова модели для продувки.
Корзина монгольфьера.
Фото 122.
Ракета ПВО и двигатель.
Ikarus 214.
214 - учебно-тренировочный самолет, разработанный югославской фирмой Ikarus. В 1947 году году один из главных конструкторов компании - профессор Милутинович начал работу по созданию легкого бомбардировщика-разведчика для ВВС страны. 7 августа 1949 года опытный образец получивший обозначение Ikarus 214 впервые поднялся в воздух.
МиГ-29.
SOKO J-21.
Utva Lasta 54001. «Ласта» - сербский поршневой учебно-боевой самолёт, выпускающийся компанией Утва.
Первый прототип самолёта Утва «Ласта-1» поднялся в воздух в 1985 году. Изначально представляет собой учебный самолёт, но он также может играть роль лёгкого штурмовика.
Модификации
«Ласта-1» - прототип, совершил первый полёт 2 сентября 1985 года.
«Ласта-2» - было собрано 6 прототипов, 5 из которых были полностью уничтожены во время войны 1999 года а 1 был восстановлен и передан в Белградский музей воздухоплавания
«Ласта-95» («Ласта-3») - серийная современная версия самолёта, впервые была продемонстрирована на сербской военно-технической выставке «Партнер-2007»
«Кобац» - новейшая модификация самолёта, оснащенная ТВД. Вес пустого самолета составляет 970 кг, нормальный взлетный вес - 1325 кг, максимальный взлетный вес - 1700 кг, а боевая нагрузка - до 500 кг. Максимальная скорость в горизонтальном полете составляет 500 км/ч. Самолёт оснащен катапультными креслами экипажа. Завершена постройка первого прототипа Kobaс, летные испытания которого должны быть начаты в начале 2013 года.
UTVA-75 53217.
SA 341/342, который выпускался тут по лицензии.
С обратной стороны.
Советские вертолеты Ка-25ПЛ и Ми-8Т.
Ми-8Т.
Еще.
Ка-25ПЛ.
Общий вид моделей.
Варианты шасси от разных самолетов.
Фото 118.
Двигатель.
Его заводская табличка.
Общий вид.
С торца.
И еще.
Еще один двигатель DM-6R.
Заводская табличка.
Общий вид.
И еще.
Фото 103.
Далее реактивный двигатель Turbomeca Astazu IIIB.
Также осматриваем со всех сторон.
Фото 106.
Описание.
Еще реактивный двигатель.
Общий вид.
Фото 114.
Фото 115.
Фото 116.
С разных сторон.
А мы продолжаем нашу прогулку...