Dassault Rafale(«Шквал») - французский многоцелевой истребитель четвёртого поколения, разработанный французской компанией «Dassault Aviation». Совершил первый полёт в июле 1986 года. Принят на вооружение ВМС и ВВС Франции в 2004 году (ВМС) и 2006 году (ВВС) соответственно. Построено 175 самолетов. После авиасалона Дубай-2021 французская компания Dassault Aviation заключила контракт с ОАЭ на поставку 80 истребителей Dassault Rafale в модификации F4.
На земле
В воздухе
Дубайский авиасалон-2021. Все, что у меня есть по Dassault Rafale Самолет на статике это Dassault Rafale C 7-GQ/138.
Сделка, по всей видимости, сделает Абу-Даби крупнейшим эксплуатантом истребителей Rafale после Франции, отметили в Telegram-канале Центра анализа стратегий и технологий. Кроме того, уточняет ЦАСТ, Эмираты стали шестым иностранным заказчиком истребителей Rafale, третьим - за год.
Поставка самолетов для ВВС и ПВО ОАЭ должна быть начата, по разным данным, в 2026 или 2027 годах. Предполагается, что Rafale обновит французскую часть авиапарка Эмиратов. Сейчас она состоит из 59 многофункциональных истребителей Mirage 2000.
Когда развеялся дым и звук фанфар, к самолету стало возможно подойти поближе.
Самолет "Рафаль" выполнен по схеме "бесхвостка" с треугольным среднерасположенным крылом и близкорасположенным цельноповоротным ПГО. Вертикальное оперение - однокилевое. По сравнению с "береговой" машиной конструкция палубного истребителя "Рафаль"М имеет усиленную антикорозионную защиту. В то же время самолеты "Рафаль"М и "Рафаль"С идентичны на 80% по конструкции планера и на 95% - по бортовым системам.
В конструкции планера широко применены углепластики, составляющие 25% по массе. Использование КМ обеспечило снижение массы планера (по сравнению с традиционной конструкцией, выполненной из алюминиевых сплавов) на 1000 кг. Значительная часть элементов планера изготовлена из алюминиево-литиевых сплавов.
В кабине установлено катапультное кресло SEMMB (Мартин-Бейкер) Мк.16, обеспечивающее аварийное покидание самолета при "нулевых" скорости и высоте. Спинка кресла наклонена назад на угол 29 град.
Шасси самолета "Рафаль" рассчитано на посадку с вертикальной скоростью 6,5 м/с (у самолетов "Рафаль" С и "Рафаль" В вертикальная посадочная скорость ограничена 3,0 м/с).
При создании самолета значительное внимание уделялось снижению его радиолокационной заметности. Этому способствует интегральная форма планера с плавным сопряжением крыла и фюзеляжа, тоннельные воздухозаборники, широкое применение радиопоглощающих покрытий. Ряд стыков панелей обшивки имеет пилообразные кромки (как на самолета F-117 и F/A-22). Фонарь кабины имеет золочение, препятствующее отражению радиолокационного излучения от ее внутренних поверхностей. По оценкам, минимальная ЭПР истребителя в курсовой плоскости снижена до 1,5 м2.
Истребитель оснащен двумя ТРДДФ SNECMA М88-2 (2x7450 кгс). В дальнейшем предполагается установка более мощных двигателей М88-3 (2x8870-9000 кгс). Имеется ВСУ фирмы Микротурбо TGA15. Система управления двигателем - цифровая, без механического резервирования.
Воздухозаборники самолета - боковые нерегулируемые, полутоннельного типа.
Емкость внутренних топливных баков - 5325 л. На внутренних крыльевых и центральном подфюзеляжном узлах подвески могут устанавливаться три ПТБ емкостью по 1250 или 2000 л.
Все варианты истребителя могут комплектоваться съемной неубираемой Г-образной штангой дозаправки топливом в полете, расположенной перед кабиной летчика с правой стороны фюзеляжа.
Бортовое оборудование. Управление статически неустойчивым самолетом осуществляется посредством ЭДСУ с тремя цифровыми и одним резервным аналоговым каналом. Она интегрирована с цифровой системой управления двигателем, а также системой управления оружием.
Основа информационного комплекса "Рафаля" - БРЛС RBE2 - является первой западной авиационной радиолокационной станцией с электронным сканированием луча по углу места и азимуту. Станция (в ее окончательной конфигурации) может работать по воздушным, наземным и надводным целям, обеспечивать полет в режиме следования рельефу местности, а также одновременного поиска целей в различных секторах.
Станция RBE2 способна обнаружить воздушную цель класса "истребитель" (с ЭПР порядка 3 м2) на дальности до 90 км в свободном пространстве и до 55 км - на фоне земли. В режиме действия по воздушным целям БРЛС может сопровождать на проходе до 10 целей, выбирать из них восемь наиболее приоритетных (которые и отображаются на индикаторе тактической обстановки) и обеспечивать одновременное наведение ракет по четырем целям. Зона обзора составляет +/-70 град, по углу места и +60/-60 град, по азимуту. Минимальная ЭПР цели, обнаруживаемой в нижней полусфере - 0,1 м2.
В один из дней мы увидели, как самолет выкатывают для полета.
Доведение БРЛС до "штатного" уровня будет осуществляться поэтапно. В первоначальной конфигурации (стандарт Block F1) станция может использоваться лишь по воздушным целям (обеспечение применения УР MICA ЕМ, УР малой дальности "Мажик"2 и пушки, радиоопознавание "свой-чужой"). Станция RBE2 в варианте Block F2 получит режим действия по наземным целям, а также расширенные возможности по борьбе с воздушными целями. Дополнительные возможности БРЭО (Block F3) позволят самолету "Рафаль" использоваться для ведения разведки и для нанесения ядерных ударов.
На буксировщике тоже француз, другим не доверяют:-))
Истребитель оснащен оптоэлектронной системой переднего обзора OSF (Optronique Secteur Frontal), в состав которой входит широкоугольный теплопеленгационный датчик и тепловизор с длиннофокусной оптикой, скомплексированный с лазерным дальномером. Блоки оптоэлектронных датчиков расположены в передней части фюзеляжа, перед козырьком фонаря, не ухудшая летчику обзор вперед-вниз. Система способна обнаруживать противника, летящего на форсаже, на дальности до 80 км, осуществлять опознавание на дальности до 50 км и определять дистанцию до цели на дальности 30-40 км. Посредством 0FS обеспечивается одновременное сопровождение до 10 воздушных целей и "ранжирование" восьми из них по степени приоритетности.
Человек из команды Рафаль.
Оборонительный комплекс РЗБ "Спектра" включает приемники радиолокационного и лазерного излучения, встроенный датчик обнаружения подлета ракет (работающий в ИК-диапазоне), систему выброса тепловых, оптоэлектронных и радиолокационных ложных целей, а также систему постановки активных радиолокационных помех с цифровым управлением.
Но без местных специалистов тоже ничего не сделаешь....
Но как то все очень сумбурно.
А пока можно и передохнуть:-))
Навигационно-пилотажное оборудование включает инерциальную навигационную систему SAGEM "Sigma" RL90 на лазерных гироскопах (на самолете "Рафаль" М сопрягается с ИНС авианосца посредством интерфейса SAT "Телемир"), приемник спутниковой навигационной системы NAVSTAR, радионавигационный комплекс SOCRAT TLS-2000, объединяющий приемники систем ILS/MLS и V0R/DME, систему ближней навигации "Такан" Tomcoh-CSF NC-12E, радиовысотомер Томсон-CSF/CNI, а также систему регистрации SFIM/Дассо Электроник.
Кабина летчика оснащена широкоугольным дифракционным ИЛС Секстан Авионик СТН3022 (20 х 20 град.). Цветной жидкокристаллический индикатор тактической обстановки с размером экрана 8x8 дюймов, размещенный в центральной части приборной доски, непосредственно под ИЛС, служит для представления тактической и навигационной обстановки, проецируемой на фоне цифровой карты местности.
Какой чехольчик на катапультном кресле интересный:-))
Два цветных многофункциональных табло фирмы Секстан Авионик на жидких кристаллах (4x4 дюйма), расположенные по бокам индикатора, служат для вывода информации о состоянии основных бортовых систем, запасе топлива, кислорода и т.п..
Покатили помаленьку.
Не жарко им в таких наклеечках?:-))
Летчик оснащен нашлемным прицелом-индикатором Секстан/Интертекник 0PSIS. Имеется речевая система управления и сигнализации Секстан Авионик с дешифратором слитной речи. Управление самолетом осуществляется посредством боковой ручки управления и малоходового РУД.
Буксировка.
Под фюзеляжем возможна подвеска контейнера с навигационным телевизионным оборудованием PDLCT-TV, тепловизионным оборудованием FLIR, разведывательных контейнеров, а также универсального агрегата дозаправки в воздухе, позволяющего использовать "Рафаль", в случае необходимости, в качестве "летающего танкера". Под фюзеляжем и под крылом может устанавливаться два контейнера постановки активных радиолокационных помех.
Вооружение. Истребитель оснащен встроенной пушкой DEFA М791В (30 мм). Кроме того, под фюзеляжем может подвешиваться контейнер с двумя 30-мм пушками (боекомплект 600 снарядов).
Масса боевой нагрузки на внешней подвеске может достигать 6000 кг. (в перегрузочном варианте - 8000 кг). На самолете "Рафаль"М имеется 13 узлов внешней подвески, на которых могут размещаться до семи-восьми УР класса "воздух-воздух" средней дальности MICA и две ракеты ближнего воздушного боя "Мажик" 2. В перспективе самолет будет нести девять-десять ракет MICA с радиолокационным или ИК-наведением.
Противокорабельное вооружение (начиная с самолетов Block F2) будет представлено четырьмя ПКР "Экзосет" АМ39.
Для действия по наземным целям (также с Block F2) в комплекс вооружения могут входить управляемые ракеты с лазерным наведением AS-30L (до четырех штук). Предполагается оснащение самолета стандартными для НАТО УР "Мейврик" (до четырех), HARM и ALARM (до пяти).
Начиная с самолета Block F3, основным ударным оружием "Рафаля" станет тактическая крылатая ракета "Скальп", предназначенная для поражения железных дорог.
В перспективе самолет "Рафаль" должен стать носителем стратегической крылатой ракеты ASMP-A.
Самолет "Рафаль" Block F2 получит возможность брать на борт до трех корректируемых авиабомб (КАБ) с лазерным пролуактивным наведением французской разработки массой по 1000 кг или до пяти КАБ массой по 400 кг, а также американские КАБ GBU12 (пять штук) или GBU10 (три штуки).
Неуправляемые средства поражения включают авиабомбы калибром 250 кг (до 20) или 400 кг (до 10), бомбовые кассеты "Белуга" (до 10), "Дюрандал" (до 16) или бомбовые связки Bap100/Bat120 (до шести). В состав вооружения может входить также два-четыре блока НАР.
А теперь посмотрим на самолет в полете 15 ноября 2021 года:
В летной программе участвует самолет Dassault Rafale C 7-GP/137.
Мы постараемся разглядеть его со всех сторон.
Фото 113.
Бочка.
Пока он нарезает виражи перед нами на малой высоте.
Фото 119.
Фото 118.
Вид сверху.
Вверх.
Бочка.
Фото 126.
Крупнее.
Прибрал двигатели.
Фото 131.
Крупнее вид сбоку.
Фото 133.
Вид снизу с выпущенными шасси во время бочки.
Вниз головой.
Фото 137.
Все еще бочка.
Фото 141.
И в вираже уборка шасси.
Фото 143.
Почти убрал.
Фото 148.
Зрители.
В развороте.
Заход на посадку по короткому.
И на прямой.
Теперь посмотрим на полет 16 ноября 2021 года
В летной программе участвует все тот же самолет 7-GP/137.
Петля
2
3
В горизонте
И во всю трудится спец из Pacific Air Forces, видимо он из команды Рафаля?
Народ устал смотреть каждый день одно и то же...
Вот этот спец, хотя вроде они на F-16 летают? Значит наоборот, это конкуренты... The Pacific Air Forces F-16 Demonstration Team базируется на Misawa Air Base, Japan
"Кацу"
Никонист
Три грации
Офицеры какой страны?
Вниз головой
Не всем дано кататься на электромобилях за полосой ограждения...
Бочка с выпущенными шасси
27
29
Завершил
Еще одна с синхронной уборкой шасси.
34
И вираж
35
Вот так вот дразнят "Кацу" снимая на сматрфон:-)))
39
А это похоже кто то из наших?
Польский специалист по российской авиации Петр Бутовский.
Сэлфи по кругу.
Команда F-16 увеличилась...
Зрители
"Модные" авиафотографы:-))
46
Все же вернемся к полетам, но уже в предпоследний день 17 ноября 2021 года:
После взлета уход на петлю.
Фото 121.
Бочка.
В закатном солнце.
Вниз головой.
Фото 127.
Немного отвлекли от самолетов девушки:-)))
Ведется круговой обзор:-))
Фото 130.
В развороте.
Снова вверх.
Срывы.
Вид снизу.
Фото 140.
Фото 143.
Фото 144.
Крупнее.
Проход с выпущенными шасси.
И бочка на малой высоте.
Фото 157.
Фото 161.
Вид сзади.
Заход на посадку.
И наконец завершающий полет этого самолета на авиашоу 18 ноября 2021 года:
Верхняя точка петли.
Вид снизу.
И сверху.
Вверх.
Фото 24.
Бочка с выпущенными шасси.
Фото 26.
Фото 27.
Завершил оборот.
И убирает шасси.
Срывы.
На прямой.....
Тактико-технические характеристики: Dassault Rafale
Экипаж: 1-2 человека
Длина: 15,30 м
Размах крыла: 10,90 м
Высота: 5,30 м
Площадь крыла: 45,7 м²
Масса пустого: 10 000 кг
Нормальная взлетная масса: 14 710 кг
Максимальная взлётная масса: 24 500 кг
Масса полезной нагрузки: 9500 кг
Масса топлива во внутренних баках 4700 кг
Масса топлива в ПТБ: 6700 кг
Двигатель: 2 × двухконтурных турбореактивных с форсажной камерой SNECMA M88-2-Е4
сухая масса двигателя: 897 кг
максимальная тяга: 2×5100 кгс
тяга на форсаже: 2×7500 кгс
температура газов перед турбиной: +1577 °C (1850 K)
Максимальная скорость на большой высоте: ~ 2200 км/ч (M=1,8)
Радиус: 1800 км
Боевой радиус: 1389 км в варианте подвески: 3 ПТБ, 2 УР MICA, 2 УР Мeteor, 6 LGB/PGM, 1 Navigation POD.
Практический потолок: 15 240 м
Скороподъёмность: >305 м/с (18 300 м/мин)
Нагрузка на крыло: 326 кг/м²
Тяговооружённость: 1,03
Максимальная эксплуатационная перегрузка: −3,2/+9,0 g
Вооружение:
Пушечное: 1×30 мм Nexter DEFA 791B (темп стрельбы 2500 выстр/мин), боезапас - 125 патронов типа APIT (бронебойно-зажигательный трассирующий) с донным взрывателем.
Ракеты:
«воздух-воздух»: MICA, AIM-9, AIM-120, AIM-132, MBDA Meteor, «Мажик» II
«воздух-поверхность»: ASMP и ASMPA средней дальности с ядерной боевой частью, «Апач», AM-39, Storm Shadow, AASM.
Двигатель
Форсированная тяга: 7440 кгс
Удельный расход топлива
Без форсажа: 0,875 кг на кгс в час
На форсаже: 1,75 кг на кгс в час
Наружный диаметр: 0,78 м
Длина: 3,5 м
Масса: 880 кг