Авиационный музей в Минске ч6-8: планер Jantar Standart SZD-41

Mar 20, 2022 12:20

SZD 41A Jantar Standard - спортивный планер стандартного класса. Разработан в польской фирме PZL Bielsko, конструктор - W.Okarmus. В Польше сравнительно поздно появилась полностью стеклопластиковая конструкция, первым SZD в этой категории был прототип Открытого Класса SZD-38 Jantar-1, одноместный планер с размахом крыльев 19м, разработанный Адамом Курбиелем (Adam Kurbiel).


Авиамузей в Минске (Боровая)
Все, что у меня есть по планеру Янтарь


Планер эксплуатировался в Бобруйском аэроклубе. В экспозиции музея с июня 2014 года.


Разработал SZD-41A Jantar Standard В. Окармус (W. Okarmus). Планер получил тот же фюзеляж и хвостовое оперение, что и Jantar-1, но у него появилось новое свободнонесущее крыло (среднеплан) с размахом 15м, разработанное в соответствии с требованиям Стандартного класса.


SZD-41A выполнил первый полет 3 Октября 1973 года, (пилот A. Zientek) и Польская команда летавшая на этих планерах на чемпионате мира 1974 года в Вайкери (Waikerie), Австралия, заняла 3-е и 7-е места в Стандартном Классе, в 1976 году на чемпионате мира в Рейскале (Rayskala), Финляндия, SZD-41 заняли 4-е, 6-е и 18-е места. В целом до начала 1980 года, было построено 160 Jantar Standards, которые экспортировались в 18 странах, включая обе Германии (Восточную и Западную), США и Советский Союз.


Планер имеет крыло с однолонжеронной безнервюрной конструкцией с пенопластовым наполнением в оболочке в виде сендвича стекловолокно/эпоксидная смола; без закрылков и с аэродинамическими тормозами сверху и снизу каждого крыла. Водобалласт составляет 80 кг (позже емкость баков водобалласта была увеличена до 100 кг). Фюзеляж полностью стеклопластиково-эпоксидный, в средней части имеется ферма из стальных труб, к которой монтируются крылья и одноколесное шасси.


Свободнонесущее Т-образное хвостовое оперение так же из стекловолокна и эпоксидной смолы, руль высоты с пружинным триммером. Имеется убирающееся шасси с дисковыми тормозами и неубираемое хвостовое колесо. Система колесного тормоза соединена с ручкой привода аэродинамических тормозов, т.е. как только начинают выпускаться интерцепторы, начинает затормаживаться колесо. Пилот находится в полу-лежачем положении, под подогнанным в плотную фонарем из двух частей, у которого передняя половина неподвижная, а задняя часть - подвижная для посадки и покидания планера.


Крупнее.


Фонарь одноместной кабины.


Попытка заглянуть внутрь.


Общий вид спереди.


Вид справа.


И слева.


Колесо видимо в убранном положении?


И крупнее вид спереди.


ЛТХ:
Модификация Jantar Standard
Размах крыла, м 15.00
Длина, м 7.20
Высота, м 1.60
Масса, кг
пустого 244
водобалласта 100
минимальная, в кабине 65
максимальная, в кабине 110
максимальная взлетная 460
МАК без водобалласта 38
Скорость МАК без водобалласта, км/ч 92
МАК с водобалластом 38
Скорость МАК с водобалластом, км/ч 105.4
Мин. снижение без водобалласта, м/ч 0.6
Скорость мин. снижения (экон.) без водобалласта, км/ч 75
Мин. снижение с водобалластом, м/с 0.69
Скорость мин. снижения (экон.) с водобалластом, км/ч 86
Мин. скорость полета (эвол.) без водобалласта, км/ч 68
Мин. скорость полета (эвол.) с водобалластом, км/ч 80
Максимально-допустимая скорость, км/ч 245
Допустимые перегрузки (+/-)
без вобобаласта 5.3/2.65
с водобалластом 4.14/2.5
Разрушающая перегрузка(+/-) 7.95/3.98
Экипаж, чел 1

jantar, минск, планер, szd-41, музей, 2021

Previous post Next post
Up