Волей судеб мне удалось вновь попасть в Сафоново, в музей ВВС СФ. Это была отдельная спецоперация. Я прилетел в Мурманск исключительно ради музея. Но уж везет, как везет. Мой визит попал аккурат на учения, которые проходили на территории музея и поэтому большую часть времени я провел внутри здания, беседуя с директором музея Сергеем Викторовичем Чечеровым, в прошлом военным вертолетчиком. Это было очень и очень интересно. Потом по завершению учений мне удалось кратко пробежаться по экспозициям музея. Поэтому новый визит в музей неизбежен. А пока я вам покажу то, что мне удалось там увидеть... В этой части посмотрим экспозицию музея внутри здания.
Музей ВВС СФ в Сафоново Эта экспозиция рассказывает о 830-м и 38-м отдельных корабельных противолодочных вертолетных полках ВВС СФ.
История полка восходит к 1954 году. Подводный флот потенциального противника очень быстро совершенствовался, и достаточно эффективно противостоять ему могли только вертолеты, способные зависать над водой, обнаруживать и следить за подводными лодками, а в случае необходимости и уничтожать их.
12 июля 1954 года Командующий ВВС СФ издал приказ № 00112 о формировании 2053-й отдельной авиационной эскадрильи вертолетов с базированием на а/с Арктика. 11 августа командиром эскадрильи был назначен м-р Попков А.Н.
К 1 сентября того же года формирование завершилось, и этот день стал годовым праздником части. Матчасть поступила позже - к 23 декабря на вооружение эскадрильи получены первые 9 базовых противолодочных вертолетов Ми-4М. Комплектование личным составом было закончено к 31 декабря.
Ни летные, ни технические училища в те годы не готовили специалистов на вертолеты Ми-4, и переучивание и подготовку служебного учебного фонда приходилось налаживать на месте.
В 1955 году шли интенсивные тренировочные полеты, в которых оттачивались техника пилотирования и навигационные навыки, причем большей частью - в безориентирной местности, а также вырабатывалась наиболее эффективная тактика применения вертолетов при решении поставленных задач. 17 ноября командиром эскадрильи стал м-р Коваленко П.И.
Именно из 2053-й оаэв 27 июня 1956 года выделено три экипажа (вместе с матчастью) для формирования отряда вертолетов 232-й специальной авиаэскадрильи. В 1957 году в 2053-й оаэв прошли обучение полетам в закрытой кабине Ми-4 (т. е. полетам по приборам) экипажи других полков - 111 оаэв ВВС СФ и звено 918-го ап. В ноябре 2053-я оаэв пополнилась за счет летного состава (14 человек) и матчасти (два Ми-4) 232-й саэ.
В 1957 году на вооружение полка поступили первые вертолеты Ка-15. Эта машина была значительно меньше по размерам, чем Ми-4, и не являлась в полной мере боевым вертолетом. Однако Ка-15 имел принципиально иную схему винтов - соосную и, соответственно, иную технику пилотирования. КБ Н.И. Камова уже в то время готовило по-настоящему боевой вертолет той же схемы - Ка-25. Камовские вертолеты были более приспособлены для размещения на кораблях и полетам с палубы (из-за меньших габаритов). Кроме того, вертолет с соосной схемой винта был менее чувствителен к ветрам.
Приказом Командующего ВВС СФ № 023 от 19.12.1957 года определялось главное назначение авиачасти - противолодочная оборона. 2053-я оаэв именовалась впредь 2053-я оаэ базовых вертолетов ПЛО.
Первоначальное место дислокации эскадрильи - аэродром Арктика - находился на значительном удалении от моря, и если осваивать полеты можно было и там, то для несения боевой службы нужно было выбрать место поближе к своим «подопечным» - подводным лодкам (ПЛ).
Следовало учесть, что радиус действия первых вертолетов был невелик. Согласно приказу Командующего СФ № 097 от 8.03.1958 г. 2053-я оаэбв ПЛО была переформирована в 830-й отдельный авиационный полк вертолетов смешанного состава (оапв), и к 30 апреля 1958 года ему предстояло поменять дислокацию: управление и две эскадрильи переводились на а/с Шонгуй, и еще одна эскадрилья - на а/с Ягодник. М-р Коваленко П.И. остался командиром, но теперь уже полка (с 22 апреля).
Смена статуса (с эскадрильного на полковой) была связана с увеличением числа вертолетов. Теперь полк состоял из трех эскадрилий: 1-я противолодочная - на Ми-4М, 2-я корабельная - на Ка-15, и 3-я транспортная - на Ми-4СП. Что касается Ка-15, то на них возлагались функции поиска ПЛ, связи корабля с берегом и разведки.
Ми-4М отрабатывали поиск ПЛ - самостоятельно и во взаимодействии с надводными кораблями (днем в ПМУ). На Ка-15 тренировались полетам с корабля на ходу и стопе (днем в ПМУ). Экипажи Ми-4СП осваивали кроме дневных и ночные полеты (ПМУ).
20 мая 1960 года 830 оавп передислоцирован на а/с Североморск-2, а на о. Кильдин организовано боевое дежурство Ми-4М. С этого момента полк стал именоваться 830-м отдельным противолодочным вертолетным полком (оплвп).
С 4 августа командиром 830-го оплвп стал п-к Пшеничников П.В. В 1962 году транспортная эскадрилья полка получила первые тяжелые транспортные вертолеты Ми-6.
В 1963 году после катастрофы Ка-15 сняли с вооружения 830-го полка. Все они были переданы в аэроклубы.
В 1964 году авиаторы 830-го полка смогли увидеть новую машину Ка-25. После заводских испытаний и доводки аппаратуры «Успех» в Североморск перелетел опытный вертолет Ка-25Ц. Летчик-испытатель фирмы Камова - Е.И. Ларюшин - произвел несколько полетов в условиях севера: в различных погодных условиях, днем и ночью он даже выполнил несколько посадок на палубу крейсера «Грозный». Поступление в полк тяжелых вертолетов Ми-6 началось в 1962 году, а в 1964 году из них был сформирован отряд.
5 июня 1965 году командование 830-м отдельным противолодочным вертолетным полком ближнего действия принял п-к Мосолов Г.П.
В 1967 году, спустя 4 года после снятия Ка-15 с вооружения, 2-я эскадрилья 830-го оплвп перевооружается на Ка-25.
В том же году транспортно-боевой отряд Ми-6 был преобразован в 3-ю транспортно-боевую вертолетную эскадрилью и доукомплектован вертолетами Ми-8.
Поступление Ка-25 в полк продолжилось и в 1968 году. 18 декабря 1969 года полку было вручено боевое знамя части.
В 1970 году началось массовое поступление в полк Ка-25. К концу года было собрано около 40 вертолетов! Этими машинами и поступившими в предыдущие годы было укомплектовано 2 эскадрильи (по 25 машин в каждой). Ка-25 были, в основном, модификации ПЛ, но имелись и ЦУ, а также переоборудованные из ЦУ спарки.
В 1970 году, с появлением Ка-25, началось планомерное освоение больших противолодочных кораблей (БПК).
10 мая командиром 830-го оплвпбд стал п-к Логачев Н.Ф.
В ноябре в полк поступили первые Ми-14. С них началось формирование отряда в составе 2-й эскадрильи.
23 ноября командование полком принял п/п-к Мандрык И.А.
С 1980 года поступление Ка-27 приобрело массовый характер. Причем за новыми машинами летчики полка отправлялись сами на завод КумАПО в Кумертау.
К концу года, 1 декабря, авиапарк полка был так велик, что назрела необходимость его деления. В 830-м оставили две эскадрильи: 1-ю (Ми-14ПЛ) и 2-ю (Ми-14ПС, Ми-14БТ, а также транспортные вертолеты Ми-8 и Ми-6). Все камовские вертолеты 830-го полка перешли во вновь образованный 38-й отдельный корабельный противолодочный вертолетный полк (окплвп) ВВС СФ, трехэскадрильного состава (1-я ВЭ - Ка-27, 2-я и 3-я ВЭ - Ка-25). Таким образом, все БС выполнялись теперь экипажами 38-го окплвп. Командиром полка был назначен п/п-к Акифьев Н.И.
В общем более подробную историю полка вы можете найти
здесь. А тут собраны военные телефонные аппараты.
Общий вид зала.
Уголок военного метеоролога.
Стенд посвященный летчикам Ту-142.
Снаряжение летчиков и штурвал Ту-142?
ТАКР Киев и форма морского летчика?
Еще один стенд посвященный ТАКР Киев?
Летное снаряжение летчиков СФ.
Снаряжение и форма летчиков СФ.
Спасательное снаряжение летчиков СФ.
Стенд посвященный Тимуру Автандиловичу Апакидзе (4 марта 1954, Тбилиси - 17 июля 2001, Островский район, Псковская область гарнизон «Остров») - советскому и российскому военному лётчику. Герой Российской Федерации (17.08.1995), лётчик-снайпер. Генерал-майор (15.12.1995).
Окончив в 2000 году Военную академию Генерального штаба Вооружённых Сил Российской федерации, генерал-майор Апакидзе был назначен заместителем командующего авиацией Военно-Морского Флота.
В общей сложности налетал 3 тысячи часов на 13 типах самолётов. На счету Апакидзе 300 посадок на палубу крейсера в Чёрном, Средиземном морях, в Атлантике и на Севере. Входил в пятёрку пилотов, освоивших известную во всем мире «кобру Пугачёва» и «колокол».
Одним из первых среди авиаторов-североморцев удостоен звания Героя Российской Федерации (17 августа 1995 года). Погиб на 48-м году жизни 17 июля 2001 во время показательных выступлений на празднике в честь 85-летия военно-морской авиации в Центре боевой подготовки и переучивания лётного состава авиации ВМФ под Псковом.
Спасательный аварийный надувной плот.
Тимур Автандилович Апакидзе 26 сентября 1991 года первым из российских морских лётчиков совершил посадку на палубу тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» на первом российском серийном палубном истребителе Су-27К, который сегодня известен как Су-33. 11 июля 1991 года из-за отказа системы дистанционного управления был потерян один из первых серийных Су-27К-Т-10К-8. Пилотировавший его Апакидзе катапультировался.
Возврат к корням морской авиации...
Общий вид зала.
Стенд посвященный нашим ТАКР.
Сирия и модели нашей боевой техники, принимавшей участие в операции в Сирии.
Чья это картина?
Бюсты наших известных летчиков героев....
Манекен в катапультном кресле.
Еще одна картина на тему морской авиации.
А здесь вы можете увидеть форму директора музея Сергея Викторовича Чечерова.
Модели Ил-38 и Бе-200.
Полковник Сергей Чечеров после отставки успел полетать и в гражданской авиации.
Немного артефактов от Аэрофлота.
Модели авиационной техники и форма.
Снова модели.
Теперь немного вернемся к МБР-2 (Морской Ближний Разведчик Второй) - советская летающая лодка (по кодификации НАТО: Mote - «Соринка»).
Модель МБР-2.
Форма и оружие пилотов морской авиации, летавших на МБР-2.
Исторические фотографии.
Модель По-2 и теплая форма.
Отсыл к другим самолетам СФ.
Модель И-153.
Общий вид.
Фотографии.
Размещение на полевом аэродроме.
Элементы вражеских самолетов.
Немного о СМЕРШе:-))
Модель Ju-87.
Английский Hurricane.
Сафонов и Великобритания.
Торпедоносец Ил-4.
Личные вещи.
Фотографии, личные вещи и вооружение.
Телеграфный аппарат Морзе.
12.7 мм авиационный пулемет Браунинга с Киттихоука.
Фотографии.
Ленинская комната на аэродроме?:-))
И спальня:-))
Замполит пропесочивает летчика?:-))) Даже не дал ему раздеться:-)))
А рядом мастерская.
Фотографии времен ВОВ.
Общий вид зала.
Это стол какого такого большого начальника? Вот умели же тогда мебель делать? На века.
Моряки-Герои Советского союза.
Северный военно-морской театр военных действий.
Фотографии военных летчиков.
Стол и часы: подарок командующему ВВС СФ генерал-майору авиации А.А.Кузнецову от короля Англии Георга....
Общий вид зала.
Чья это форма?
Фотографии и личные вещи.
Личные вещи немецкого летчика.
И наших героев.
Литература о героях.
Герой Советского Союза Бокий Николай Андреевич.
Скульптурный портрет Героя Советского Союза военно-морского лётчика Н. А. Бокия (1943) работы народного художника СССР Л. Е. Кербеля хранится в Государственной Третьяковской галерее, авторские копии этого портрета выставлены в экспозициях Смоленской художественной галереи и Музея военно-воздушных сил Северного флота.
Форма.
Схема Карельского фронта.
И-153 с другой стороны.
И снова фотографии и личные вещи летчиков.
Крупнее.
Найденые вещи и элементы формы.
Небольшая диорама.
Форма командующего ВВС СФ.
Фотографии и элементы самолетов.
Найденый Curtiss.
Фотографии.
Общий вид зала.
Бюсты героев.
Списки летчиков?
Части получившие звание Гвардейских.
Кто тут?
Рассказ о конкретном человеке.
Фото 92.
Продолжение списка.
Авиаторы Североморцы, навечно зачисленные в списки частей.
Командующие ВВС, начальники Морской авиации СФ.
Специальное оборудование.
Общий вид.
Модель Ту-16.
И МиГ-17.
Военная форма.
Послевоенная история.
Личные вещи командующих ВВС?
Знамя 574 отдельного морского ракетоносного авиационного полка.
Элементы Ту-16 и фотографии.
Призы...
Буи.
Модель Ту-142 и сувениры.
Общий вид зала.
И еще.
А мы идем к самолетам в ангар.....