В музее морской авиации, этот самолетик ,раскрашенный в цвета морской пехоты, привлекал всеобщее внимание.При всей своей хрупкости,от него веяло опасностью и силой. Партизаны дрожите!!!На вас охотится кузнечик...
этот же пост,но с большими картинками Naval museum, Pensacola FlКак всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Рост освободительного движения в странах третьего мира в 1950-х вызвал появление специфических ударных самолетов, получивших в США название COIN (Counter-Insurgency - противопартизанские). Какое-то время в их роли выступали поршневые бомбардировщики А-26 и штурмовики А-1.Но эти самолеты были спроектированы совсем для других целей и не удовлетворяли военных,поэтому
в 1963-м Пентагон объявил конкурс на разработку самолета для использования в ограниченных военных конфликтах. Задание предусматривало создание двухместного двухдвигательного самолета с укороченным взлетом и посадкой, способного эксплуатироваться как с авианосцев, так и с импровизированных грунтовых площадок. Особо оговаривалась малая стоимость машины.
в общем ряду
Главными задачами определили нанесение ударов по наземным целям, непосредственную авиационную поддержку своих войск, разведку, сопровождение вертолетов. Предусматривалось использовать самолет для передового наблюдения и наведения. В сентябре 1963-го требования к COIN разослали 22-м ведущим американским авиастроительным фирмам. Но на призыв Пентагона откликнулись только девять. На проектирование отводилось три года.
История с разработкой самолета COIN лишний раз наглядно иллюстрирует известное правило: сходные требования приводят к появлению похожих изделий. Фирмы "Конвэр", "Мартин" и "Норт Америкен" представили аванпроекты самолетов двухбалочной схемы с коротким фюзеляжем между балками и двумя ТВД. "Хиллер", "Гелио", "Локхид", "Дуглас" и "Бич" - по нормальной, однофюзеляжной схеме, однако в "профиль" все самолеты походили друг на друга как братья. Особняком стояла лишь стеклопластиковая амфибия фирмы "Гудьир" с толкающими воздушными винтами.
общий вид спереди
Работы по проекту COIN резко подстегнула эскалация американского военного присутствия в Индокитае. Программа стала рассматриваться как одна из наиболее приоритетных. Победителем конкурса в августе 1964-го признали проект NA-300 фирмы "Норт Америкен", хотя командование корпуса морской пехоты остановило свой выбор на самолете "Чарджер" фирмы "Конвэр", который взлетел в ноябре 1964-го, в то время как будущий "Бронко" поднялся в воздух в июле 1965-го. По требованию представителей корпуса морской пехоты на "Бронко" (начиная с седьмой опытной машины) установили более мощные двигатели и увеличили размах крыла.
поближе
В программе летных испытаний задействовали семь прототипов NA-300. Пятый опытный разбился в феврале 1967-го. Катастрофа произошла при исследовании поведения самолета в полете с малой скоростью на одном двигателе и выпущенными на одной консоли закрылками и интерцепторами. По результатам испытаний, в 1966-м ВВС заказали 109 самолетов, еще 76 - решил приобрести корпус морской пехоты США. В вооруженных силах проект NA-300 получил обозначение OV-10A и собственное имя "Бронко".
еще
Планер самолета выполнен, главным образом, из алюминиевых сплавов, носовой обтекатель и некоторые не силовые элементы изготовлены из стеклопластика.
Для снижения стоимости самолета применили упрощенные системы. Так, гидравлика только для уборки и выпуска закрылков, опор шасси и управления поворотом переднего колеса. Поэтому выход из строя гидросистемы вследствие боевых повреждений не влияет на выполнение задания. Электронное оборудование также простое, у летчика установлен обычный коллиматорный прицел, хотя на стадии разработки предусматривалась возможность оснащения самолета ИК системой ночного видения, допплеровской навигационной системой, аппаратурой опознавания "свой-чужой".
вид общий справа спереди
Стандартным мотором "Бронко" стал ТВД "Гаррет" T76-G мощностью 715 л.с., однако на первых пяти прототипах устанавливались ТВД "Юнайтед Эйркрафт оф Кэнэда" РТ6-А мощностью по 660 л.с. с реверсивными трехлопастными винтами изменяемого шага диаметром 2,6 м. Во избежание появления гироскопического момента винты имеют противоположное вращение. При выходе из строя одного двигателя самолет может продолжать горизонтальный полет на одном работающем моторе. Каждый мотоотсек оснащен независимой пожарной сигнализацией. Кстати, двигатели могут работать не только на авиационном топливе, но и на автомобильном бензине.
справа
Трехопорное шасси с носовой стойкой позволяет приземляться с вертикальной скоростью до 6,1 м/с и преодолевать кочки высотой до 10 см. Передняя стойка убирается в фюзеляж против направления полета, основные опоры - в мотогондолы, по полету. Пять топливных баков емкостью 795 л находятся в центральной части крыла за кабиной экипажа. Все баки - протектированные и обеспечивают затягивание пробоин от пуль калибра до 12,7 мм. Живучесть баков повышена за счет заполнения их противопожарной полиуретановой пеной. Кроме того, пространство между стенками баков и обшивкой крыла может заполняться противопожарным пенообразующим веществом. На центральном подфюзеляжном пилоне возможна подвеска внешнего топливного бака емкостью 570 л.
общий вид сзади
Кабина экипажа защищена спереди, снизу и сзади стальной и алюминиевой броней. Передняя и задняя бронеперегородки изготовлены из стали толщиной 9,5 мм, такая же бронеплита установлена между креслами летчика и наблюдателя. От огня снизу экипаж предохраняет алюминиевая броня толщиной 12,7 мм. Лобовая часть фонаря кабины изготовлена из бронестекла. Общая масса брони -159 кг.
кабина справа
Размещение летчик и наблюдателя в вынесенной вперед крыла гондоле дает прекрасный обзор, равноценный обзору из кабины боевого вертолета АН-1 "Кобра". В кабине установлены катапультируемые кресла LW-3B, обеспечивающие спасение членов экипажа на скоростях от 0 до 370 км/ч.
кабина слева
лобовое стекло
Для подвески вооружения под гондолами установлены две специальных рамы в обтекателях, на каждой из них имеется по два узла. На центральным подфюзеляжном пилоне возможно размещение нагрузки массой до 545 кг. Еще по одному узлу расположено под крылом с внешней стороны мотогондол.
Стрелковое вооружение включает четыре пулемета М760 калибра 7,62 мм (боекомплект 2000 патронов), смонтированных на раме по два, под обтекателями. Выбор пехотных, а не авиационных пулеметов, объясняется стремлением избежать проблем с пополнением боекомплекта в полевых условиях. Ведь "Бронко", по мнению его создателей и заказчиков, должен был буквально "жить с войсками".
В состав подвесного вооружения входят контейнеры М28А2 с 24 осколочными бомбами М83 каждый, баки Mk.77 с напалмом емкостью 282 л, бомбы Mk.81 "Снэкай", осколочные бомбы AN-M88, фугасные бомбы AN-M64A1, блоки НАР с 70-мм ракетами, а также УР AIM9B/D/L. "Сайдуиндеры" подвешивались на торцах крыльев, впоследствии эти узлы подвески не устанавливались, а "Сайдуиндеры" применялись с подкрыльевых пилонов.
вооружение
Модификацию OV-10D NOGS (Nait Observation GunShip) разработали под влиянием успешного применения в Индокитае специально переоборудованных транспортных самолетов - "ганшипов". Две машины переоборудовали из OV-10А путем установки в носовой части турели с ИК системой обзора передней полусферы и лазерного дальномера-целеуказателя. В кормовой части фюзеляжа, снизу, смонтировали турель кругового обстрела с трехствольной пушкой ХМ-197.
По заказу корпуса морской пехоты фирма "Рокуэлл" (в которую к тому времени влилась "Норт Америкен") в 1978-79 годах модернизировала 22 OV-10A в вариант OV-10D. На нем установили ТВД Гаррет T76-G-420/421 мощностью по 1040 э.л.с. и значительно усовершенствованное бортовое оборудование с ИК системой обзора передней полусферы и аппаратурой предупреждения о радиолокационном облучении. Установка лазерного дальномера-целеуказателя позволила применять ракеты с лазерным наведением "Зуни" или ПТУР "Хеллфайр". На подфюзеляжной турели установили трехствольную 20-мм пушку. Одну эскадрилью корпуса морской пехоты США укомплектовали новыми OV-10D, но без башни с пушкой, поэтому использоваться в качестве "ганшипов" не могли(это именно наш самолет).
Крыло - двухлонжеронное имеет двухщелевые закрылки и элероны. Под крылом - воздушные тормоза. Мощная механизация крыла обеспечивает "Бронко" взлетную дистанцию до высоты 15м-230 м, посадочная дистанция - 230-240 м. Перед внешними секциями закрылков установлены интерцепторы, которые применяются для управления по крену на малых скоростях полета. Горизонтальное оперение - верхнего расположения, что облегчает доступ в грузовой отсек фюзеляжа.
хвостовое оперение
На больших скоростях отмечалась вибрация хвостового оперения, отсутствовал кондиционер кабины, весьма нелишний в тропическом климате. Нарекания вызвали ограниченные способности "Бронко" действовать в темное время суток. Парадокс, но летчики весьма некомфортно чувствовали себя в просторной кабине с обширным остеклением. Когда с земли к самолету тянется куча трасс, у пилотов складывалось ощущение, что все эти пули и снаряды попадут именно в небронированные боковые стекла фонаря.
** панель приборов
Система управления - двойная с механической проводкой и пружинными устройствами для уменьшения усилий на ручку управления и педали.
** кокпит
В фюзеляже-гондоле размещается тандемная кабина для двух членов экипажа и грузовой отсек объемом 2 м2, его емкость можно увеличить за счет демонтирования кресла второго члена экипажа. В грузовом отсеке при необходимости можно перевозить до шести солдат с полным снаряжением или до 1450 кг груза или пять сидений для парашютистов; двух раненых на носилках и двух человек медицинского персонала
** салон
Варианты:
* YOV-10A - прототип.
* OV-10А - первая и основная серийная модификация.(наш самолет)
* OV-10B - буксировщик мишеней для ВВС ФРГ. Выпущено 6 машин.
* OV-10B(Z) - буксировщик мишеней для ВВС ФРГ. Выпущено 18 машин.
* OV-10C - экспортная модификация для ВВС Таиланда. Выпущено 32 машины.
* OV-10D - модернизированный OV-10A. Установлены тепловизор, лазерный дальномер-целеуказатель, 20-мм пушка под фюзеляжем. Переоборудовано 17 самолетов из ранее построенных.(и снова наш самолет)
* OV-10D+ - модернизированный OV-10A.
* OV-10E - экспортная модификация для ВВС Венесуэлы. Выпущено 16 машин.
* OV-10F - экспортная модификация для ВВС Индонезии. Выпущено 16 машин.
Модификация OV-10A OV-10D
Размах крыла, м 12.19
Длина самолета, м 12.14
Высота самолета, м 4.62
Площадь крыла, м2 27.03
Масса, кг
пустого снаряженного самолета 3280 3450
нормальная взлетная 4494 4500
максимальная взлетная 6552 6500
Топливо, л
внутренние топливо 953.9
ПТБ 1 х 567.8
Тип двигателя 2 ТBД Garrett T76-G-416/417 2 ТBД Garrett T76-G-420/421
Мощность, л.с. 2 х 715 2 х 1040
Максимальная скорость, км/ч 452
Перегоночная дальность, км 2224
Боевой радиус действия, км 367-490 450
Максимальная скороподъемность, 13.4 м\с
Практический потолок, м 8550
Экипаж, чел 2
Вооружение: четыре(2х2) 7.62 -мм пулемета М760 одна трехствольная 20-мм пушка М-197
(боекомплект 2000 патронов)
Боевая нагрузка - 1633 кг на 7 узлах подвески 1800 кг на 7 узлах подвески
2 УР воздух-воздух AIM-9 Sidewinder
до 4 ПТУР AGM-114 Hellfire
Варианты бомбовой нагрузки:
1 454-кг бомба Mk.83, до 7 227-кг бомба Mk.82,
До 14 113-кг бомба Mk.81, 6 кассетных бомб Rockeye Mk.20,
5 напалмовых бака типа BLU, 5 бомбометов типа CBU,
Остальное вооружение:
5 ПУ типа LAU для 70-,127-мм НУР
1 контейнер CBU-2/A для 20-пушки M167 с 300 патронами или
3 контейнера SUU-11B/A с 7.62-мм пулеметом и 1500 патронами
1996-м семь самолетов из состава VMO-4 передали Федеральному бюро по борьбе с контрабандой табака, наркотиков, алкоголя и взрывчатых веществ. Боевые машины прошли "демилитаризацию", с них сняли спонсоны с пулеметами и узлами подвески вооружения, лазерные дальномеры-целеуказатели, оставив ИК систему обзора передней полусферы.
**-фотографии не мои