Музей ВВС Монино 030421 ч2: Бор-5 (беспилотный орбитальный ракетоплан)...

Apr 09, 2021 13:45

БОР-5 (беспилотный орбитальный ракетоплан) - экспериментальный аппарат, габаритно-весовая модель орбитального корабля «Буран» в масштабе 1:8. Использовался для проверки аэродинамических характеристик, распределения давления по поверхности аппарата, определения тепловых нагрузок, проверки методов аэродинамического расчёта, применявшихся при проектировании корабля «Буран». БОР-5 изготавливался на ЭМЗ им. Мясищева при участии специалистов ЛИИ им. М.М. Громова и НПО «Молния». Судя по всему было построено 5 БОР-5, по одному на каждый полет.


Энциклопедия проекта Буран.
Центральный музей ВВС в Монино ч1
Центральный музей ВВС в Монино ч2


В центральном музее ВВС представлен БОР-5 № 502, совершивший суборбитальный полет 17 апреля 1985 года.


Кроме отработки теплозащиты в процессе создания "Бурана", уже после определения его облика, возникла необходимость проверки в натурных условиях выбранной аэродинамической компоновки орбитального корабля. По отработанной на аппарате "БОР-4" методике с космодрома Капустин Яр в сторону полигона в Сары-Шаган (Казахстан) было проведено 6 суборбитальных запусков (в 1983-88 годах) аппаратов "БОР-5", представлявших собой геометрически подобную копию "Буран" в масштабе 1:8. Наверху задней части летательных аппаратов "БОР-5" NN 501-504 были установлены макеты вспомогательных воздушно-реактивных двигателей (ВРД), что соответствовало первоначальному варианту конструкции "Бурана". На летательном аппарате N505 ВРД уже не было, и он соответствовал летной схеме "Бурана".
Основной целью испытаний были исследования аэродинамических характеристик и условий входа ОК в атмосферу с подтверждением расчетных аэродинамических характеристик "Бурана" и экспериментов в аэродинамических трубах


БОР-5 запускался при помощи ракеты-носителя «К-65М-РБ5» (модификации РН «Космос-3М») с космодрома Капустин Яр в сторону озера Балхаш по суборбитальной траектории. Дальность полёта аппарата составляла 2000 км, максимальная высота траектории - 210 км. После отделения от ракеты аппарат входил в плотные слои атмосферы и совершал управляемый полёт, соответствующий расчётной траектории корабля «Буран».


На высоте 7-8 км аппарат выполнял крутую спираль для погашения скорости полёта, после чего на высоте 3 км выпускался парашют, на котором БОР-5 и совершал приземление с вертикальной скоростью 7-8 м/с. Всего было осуществлено пять запусков БОР-5. Первый пуск, состоявшийся 6 июля 1984 года, закончился неудачно: из-за электрического дефекта модель и ракета не разделились, упав на землю вместе и разрушившись при ударе. Однако последующие четыре запуска в 1985-1988 годах прошли успешно. Полёты прошли нормально и дали специалистам всю необходимую информацию.


Хронология запуска аппаратов БОР-5:
1. Модель 501-06.07.1984 Неудачный
2. Модель 502(наш аппарат) -17.04.1985 Зачетный
3. Модель 503-27.12.1986 Зачетный
4. Модель 504 -27.08.1987 Зачетный
5. Модель 505 -22.06.1988 Зачетный


БОРы-5 можно увидеть в музее техники в Шпайере (Германия) - №505;
ЛИИ им. Громова в Жуковском - ГММ (габаритно-массовый макет).
В центральном музее ВВС представлен БОР-5 № 502, совершивший суборбитальный полет 17 апреля 1985 года.


В частности, целью полетов аппаратов "БОР-5" было:
- определение аэродинамических коэффициентов, качества и балансировочных характеристик орбитального корабля, продольной, боковой и поперечной устойчивости в условиях реального полета;
- исследование распределения давления по поверхности аппарата;
- определение тепловых и акустических нагрузок;
- проверка достоверности методов аэродинамического расчета.


Для этих целей, а также для исследования проблем теплопередачи летающие модели оснащались соответствующими средствами измерений и измерительной аппаратурой (см. таблицу справа). Термопары на внутренней поверхности горячей конструкции, выполненной из молибденового сплава (как и передняя кромка крыла), крепились механическим способом. Для измерения температуры поверхности плиток теплозащиты платина/платина-родиевые термопары устанавливались во внешнем покрытии из боросиликатного стекла толщиной 0,3 мм. В других местах термопары устанавливались по обычной технологии. Термокраски и термоиндикаторы плавления накладывались, в основном, в виде полосок на боковой и верхней поверхностях моделей. Кристаллические индикаторы максимальных температур с размерами 0,3-0,4 мм, не требовавшие электрических проводов или электроники и применявшиеся для измерения температур до 20000С с точностью около плюс/минус 100-150С, устанавливались практически во всех местах теплозащиты и горячей конструкции на клеях различного типа в специальных контейнерах и самостоятельно.


Теплозащита на "БОРе-5" принципиально отличалась от теплозащиты "БОРа-4". Из-за того, что "БОР-5" имел размеры в 8 раз меньшие, чем "Буран", для сохранения аэродинамического подобия с орбитальным кораблем (аэродинамического требования идентичности числа Рейнольдса при соотношении базовых линейных размеров - длин фюзеляжа - 3,856 м для "БОРа-5" и 30,85 м для "Бурана") пришлось снизить высоты полета модели на 15-20 км по сравнению с высотами полета "Бурана" при тех же скоростях.


Носовое покрытие и передние кромки крыла "Бурана" работали на пределе для композиционных материалов "углерод-углерод": в этих местах превышали 1200 С. Габариты "Бурана" позволяли выполнить эти зоны со сравнительно большими радиусами закруглений. Другое дело масштабная модель - при переходе к масштабу "БОРа-5" кромки соответственно заостряются, их температуры повышаются. Таким образом, законы подобия привели к значительному возрастанию внешних тепловых потоков, и как следствие, к необходимости использования теплозащитных материалов с предельными температурами до 2000 С. Поэтому, с одной стороны, для "БОРа-5" было принято решение ограничить полетной число Маха (до М=15), а с другой - использовать для защиты большей части поверхности абляционное теплозащитное покрытие из материала МСП-К (рабочая температура до 17000-18000С) на основе кварцевого волокна и хром-алюминий-фосфатного связующего (минерального стеклопластика). Также на аппарате испытывалась радиопрозрачная теплозащита - стеклопластик с кремнеземным наполнителем.


Ракета (К65М-РБ5, зарубежное обозначение SL-8) с аппаратом массой 1450 кг достигала максимальной высоты около 210 км, после чего верхняя ступень РН дополнительным импульсом ориентировала и ускоряла "БОР-5" для обеспечения требуемых условий входа в атмосферу (скорость входа в атмосферу на высоте 100 км от 7300 до 4000 м/с), затем происходило разделение, и "БОР-5" продолжал полет по баллистической кривой. В атмосфере, с высоты около 50 км, полет проходил с программным изменением углов крена и атаки по штатной траектории ОК "Буран", при этом идикаторная скорость была на 30-65% выше предельной для орбитального корабля на этом участке. Как и для "БОРа-4", управление "БОРом-5" вне атмосферы осуществлялось газореактивными соплами, а в атмосфере - рулевыми поверхностями самолетного типа, которые впервые в нашей стране были применены на таких больших скоростях.
Дальность полета "БОРа-5" от точки старта до приземления составляла около 2000 км; с высоты 7-8 км он тормозился по крутой спирали, и на высоте 3 км выпускался парашют, на котором аппарат приземлялся с вертикальной скоростью 7-8 м/с.


С 1984 года было проведено пять запусков "БОРа-5", причем первые два - по программе ЛКИ доработанной РН. В первом пуске, 6 июля 1984 года, из-за электрического дефекта аппарат и ракета не разделились и упали на землю вместе; последующие полеты прошли нормально.


Первые два полета (модели NN501-502) показали, что в большинстве термически нагруженных зон (носовой кок и передняя кромка крыла) имело место повреждение поверхности с существенным изменением аэродинамики аппаратов. Для исключения влияний этих повреждений на аэродинамические характеристики на последних трех аппаратах NN 503-505 носовой кок и передняя кромка крыла были выполнены из тугоплавкого молибденового сплава с дополнительной защитой поверхности специальным покрытием от окисления. После этих мероприятий повреждений не наблюдалось, и аэродинамические характеристики существенно улучшились.


Использование аппаратов "БОР-5" позволило уточнить характеристики продольной устойчивости и управляемости, а также шарнирные моменты и эффективность органов управления при скоростях М=17,5...1,5, числах Рейнольдса Re=1,05...2,1, и углах атаки a=400-160, определить основные аэродинамические характеристики (при этом фактическое аэродинамическое качество оказалось несколько выше расчетного), а также исследовать распределение воздушного давления на поверхности фюзеляжа и крыла и характеристики теплообмена.


"БОР-5" изготавливался на ЭМЗ им.Мясищева при участии специалистов ЛИИ и НПО "Молния". Испытания обоих вариантов моделей ("БОР-4" и "БОР-5") проводились представителями ЛИИ с участием специалистов военного испытательного института, НПО "Молния" и других организаций под руководством Госкомиссии, возглавляемой первым заместителем начальника Главного управления космических средств (ГУКОС) генерал-лейтенантом авиации Г.С.Титовым.


Постепенное свертывание, а затем и полное закрытие программы "Буран" не позволили провести интересные эксперименты по радиосвязи на плазменном участке спуска в атмосфере, для чего на базе "БОРа-4" был изготовлен "БОР-6" со специальными охлаждаемыми антеннами, вынесенными в набегающий поток.


После выполнения космических и суборбитальных полетов аппараты, находившиеся на балансе НПО "Молния", несколько лет подряд выставлялись в качестве экспонатов на различных выставках, включая международные, и некоторые их них постепенно "перекочевали" в экспозиции зарубежных музеев и в частные коллекции.


Носовая часть БОР-5.


Общий вид с БОР-4С и БОР-6.


А что за номер на борту: 8415Г502? Ну 502 как бы его номер, а 84151 это номер БОРов-5?


Управляющая поверхность...


Инвентарный номер и другие интересные надписи...


Смотрительница зала и Татьяна Виноградова, которая также отмывала эти БОРы....


А для чего эти цветные линии?


Двигатели корректировки положения?


Общий вид БОР-5.


Мы то тут работали, а потом откуда то прибыл Евгений Андреевич Овсянников...


И потребовал свою минуту славы, чем чуть не разрушил весь ангар:-)))


Общий вид БОР-5.


Что располагалось в этом кокпите? Парашют?


Крепление для парашюта?


Обтекатели имитирующие двигатели...


Макеты двигателей?


БОР-5 с номером 505 в техническом музее Шпайер....88045Г505


Этот аппарат был бессовестным образом украден из России в 1999 году руководством НПО "Молния" и продан музею...


Кто же продал все эти артефакты? Где осели деньги за это? Но зато благодаря этой продаже он сохранился в отличии от своих собратьев:-(((


А мы переходим к БОР-6...

бор, центральный музей ввс, 2021, монино, центральный музей военно-воздушных сил р

Previous post Next post
Up