Наконец мне удалось добраться до Ан-14 в Центральном музее ВВС в Монино. Этот самолет стоит пока в стороне от беспокойных взоров посетителей музея. Но надеюсь рано или поздно он покажется им во всей красе. Итак...
Ан-14 «Пчёлка» (по кодификации НАТО: Clod - «Глыба») - советский лёгкий транспортный самолёт предназначавшийся для замены Ан-2, совершил первый полёт 14 марта 1958 года. Самолёт имел возможность короткого взлёта и посадки и был рассчитан на эксплуатацию с неподготовленных грунтовых площадок. Серийное производство началось в 1965 году, закончилось в 1972 году, было построено всего 340 самолётов.
Снаружи
Внутри
Центральный музей ВВС в Монино ч1 Центральный музей ВВС в Монино ч2 все, что у меня есть по Ан-14 Благодаря Владиславу Александрову, у меня есть список всех сохранившихся на данный момент самолетов Ан-14...
Все известные сохранившиеся Ан-14:
1 Самара (Смышляевка)
2 Ульяновск (музей ГА)
3 Монино (музей)
4 Темрюк (музей)
5 Большое Грызлово (частный)
6 Красноярский край (восстанавливается до летного в Новосибирске)(частный)
7 Бровары (частный) (из музея в Кировограде)
8 Луганск (музей)
9 Каунас (музей)
10 Рига (музей, частный)
11 Болгария-Бургас (музей)
12 Болгария -Пловдив (музей)
13 Германия Flugplatzmuseum Cottbus (музей)
14 Германия-Берлин-Gatow-Luftwaffenmuseum (музей)
15 Эстония база отдыха (детская площадка)
Кроме Ан-14 в этом закутке стоит и Бе-32...
Я не мог отказать себе в удовольствии пофотографировать и этот самолет. Хотя ранее я уже про него писал...
Крупнее
Рядом располагается WSK-Mielec M-15 Belphegor он же PZL M-15 Belphegor. Это единственный в мире реактивный сельскохозяйственный самолет. о нем мы как нибудь еще поговорим подробнее, я наконец отыскал рлэ на него, пусть и на польском языке...
Это все по дороге от домика волонтеров к Ан-14:-)))
Крупнее кабина...
И даже заглянул внутрь...
Носовая стойка.
Нос
И вид слева.
Крупнее
И наконец Ан-14А... Ан-14А это серийный самолет. Отличался крылом трапециевидной формы увеличенного размаха, удлинённой носовой частью фюзеляжа, трёхлопастными винтами. Первый полёт 3 мая 1965 года. Выпускался в 1965-1970 годах. Восстанавливает этот самолет Максим Лаптев!!! Немного истории этого борта:
Самолет построен в ноябре 1965 года. Заводской номер 500303, серийный 03-03 (третий самолет в третьей серии) и регистрационный "01 красный". Это серийный Ан-14 производства арсеньевского авиазавода «Прогресс».
С 1965 года летал в Аэрофлот - МГА СССР, ГосНИИ МГА с номером СССР-81553. Здесь он проходил различные испытания. По положительным результатам самолет Ан-14 был допущен к эксплуатации в летных подразделениях Аэрофлота.
8 марта 1967 года самолет был передан в МУ СПиМВЛ (Московское Управление Специального Применения и Местных Воздушных Линий ГА) в Смоленский объединенный авиационный отряд в 287 летный отряд.
29 августа 1967 года этот Ан-14 был зарегистрирован в Государственном реестре воздушных судов СССР, где ему был присвоен опознавательный знак СССР-81553.
Опытная эксплуатация в нескольких авиаотрядах Московского управления СПиМВЛ продолжалась недолго. Самолеты Ан-14 выполняли грузо-пассажирские перевозки. В 1971 году Аэрофлот решил отказаться от используемых в его подразделениях самолетов Ан-14. Пчелки в Аэрофлоте были в небольших количествах, да и особого выигрыша по сравнению с неприхотливым Ан-2 тоже не наблюдалось. Самолеты Аэрофлота передали в ВВС СССР в летные училища и войсковые части, в Министерства авиационной промышленности, ДОСААФ и продали в Польшу, для использования в программе по созданию самолета PZL M-15 "Belphegor".
В 1971 году самолёт был передан в Ворошиловградское высшее военное авиационное училище штурманов (ВВВАУШ) (Приказ МГА №067 от 14 декабря 1970 года).
Некоторое время самолет летал в училище в цветах Аэрофлота, но позже был перекрашен в серые цвета ВВС СССР. Ему был присвоен бортовой номер "01 красный". В ВВВАУШ этот Ан-14 эксплуатировался до начала 1977 года.
В 1977 году было принято решение о его передаче в Центральный музей ВВС в Монино.
21 января 1977 года совершил свой последний полёт в Монино (КВС Литвинчев).
За все время с начала эксплуатации налет самолета составил 703 часа, налет после последнего ремонта - 477 часов. Всего этот Ан-14 совершил 677 посадок.
В 1990 годах самолет сильно пострадал от вандалов. Ан-14 лишился даже элементов конструкции, элеронов, закрылок и руля направления на левом киле. Были выбита часть иллюминаторов
Максим Лаптев восстанавливает этот самолет...
Поскольку в этот день самолет был открыт для проветривания и работ, то я испросил разрешения сфотографировать его изнутри....
Открыта только одна створка задних дверей. Кстати дорогие друзья. А есть ли у вас какая нибудь документация на Ан-14. Можно в электронном виде, можно даже отсканировать то, что у вас есть? Хотелось бы найти полноценное, а не временное РЛЭ например...
Левая консоль крыла. Интересно: механизация и элероны сняты для восстановления или потеряны навсегда? Как мне подсказал Олег Олегович Гаврюшенко: все управляющие поверхности сняты для ремонта и перетяжки, в наличии полный комплект.
Общий вид самолета сбоку. Длина самолета 11,36 м, а высота 4,36 м.
С этой стороны всего три иллюминатора. А у Ан-28 вроде как пять..
Размах крыла 22 метра. Это однако как у Ан-2...
Носовая стойка. И все равно я считаю, что самолет с носовой стойкой не подходит для посадок с подбором или на сложный, например песчаные впп, поэтому какой бы у Ан-14 не был короткий взлет и посадка, заменить Ан-2 он не мог изначально....
Максимальный взлётный вес: 3630 кг при двух двигателях Ивченко Аи-14РФ, по 300 л. с. каждый. Что опять же мне кажется маловато....
Коммерческая нагрузка: 600 кг и всего один пилот...
Благодаря в том числе и блистерам, обзор из кабины великолепный. А что за цифры 28 на носу? А это оказывается номер для аудиогида!!!
Крейсерская скорость: 170-180 км/ч, а скорость сваливания: 70 км/ч (закрылки убраны), 60 км/ч (закрылки 15°), 56 км/ч (закрылки 40°).
Общий вид.
Раскосые глаза как у пришельца НЛО:-)))
Аи-14РФ мощностью 300 л. с.. Интересно, в каком они тут состоянии? Законсервированы ли?
Втулка трехлопастного ВИШа.
Масло в двигателе судя по всему еще есть:-)))
Такая знакомая нам по Л-410 конструкция основных стоек шасси на таком вынесенном из фюзеляже крылышке
Шасси судя по всему не убираются? И вот такая выштамповка чтобы колесо при посадке не повредило это крылышко...
Разбег и пробег: при штилевой погоде - 90-110 м, при слабом встречном ветре (3-4 м/с) может быть уменьшена до 40-50 м. Скорость отрыва и посадочная скорость: 75-80 км/ч. Колеса основные и носовое размера 700х250 6А, 10 слойные. Посадочный диаметр 354,5 мм. Рабочее давление без нагрузки, МПа (кгс/см2) 0,294 (3,0), что меньше чем у Ан-2...Эти колеса аналогичны носовым на Ан-24...
Инвентарный номер музейного экспоната.
Крепление закрылков.
Немного выцветший бортовой номер 01 красный.
Характерная особенность оперения - наличие значительного угла поперечного V у стабилизатора, расположение каждого из килей под углом 90 градусов к плоскости половины стабилизатора и под углом минус 2 градуса к направлению полета.
А мы идем внутрь... Вход и выход из кабины осуществляется только через двухстворчатую дверь, открываемую наружу и размещенную снизу в задней части фюзеляжа в месте перехода наиболее вместительного кабинного отсека фюзеляжа в хвостовую балку.
В пассажирском варианте самолета в кабине размещено шесть удобных кресел (по три в каждом ряду) и одно пассажирское место находится рядом с летчиком справа от него. Но у нас тут видимо военная версия с местами вдоль фюзеляжа как на Ан-2.
Пока осматриваем стойки с аппаратурой над входом.
Потолочные панели опущены.
А нам бы в кабину:-)))
Колесо основной стойки.
Нижняя часть фюзеляжа...
Троса управления элеронами? И выпуск закрылков?
Троса управления рулями высоты и направления.
Внутренняя часть хвостовой балки самолета.
Фюзеляж изнутри имеет видимо тепло-шумо изоляцию. При этом надо помнить, что фюзеляж самолета не герметичный.
Это масляный бак?
Вид назад от входа.
Наконец открыта вторая створка и установлена лестница... Можно подняться на борт.
Хвостовое оперение. Рули направления и обе половины руля высоты имеют осевую аэродинамическую компенсацию. На одном из рулей направления и на одной половине руля высоты размещены триммеры, управляемые из кабины летчика.
Створки.
Стекла боковых иллюминаторов как пассажирской кабины, так и кабины летчика выполнены выпуклыми для улучшения обзора непосредственно вниз. Но тут иллюминаторов пассажирской кабины не хватает пока.
Тяги под потолком.
Еще
И наконец кабина самолета. Кабина летчика снабжена всей радио- и навигационной аппаратурой, которая обеспечивает полет в сложных метеорологических условиях.
Для управления рулем высоты и элеронами служит удобный штурвал, размещенный перед приборной доской. Справа от летчика находится пульт с рычагами управления двигателями и механизацией крыла. Напоминаю, что в самолете пилот всего один. Справа место для пассажира.
Крупнее приборная панель.
Пассажирское место видимо пока восстанавливают.
Пьедестал с РУДами и прочими рычагами управления двигателями.
По центру двигательные приборы.
Штурвал.
А тут у нас однако бортовой рентгенметр ДП-3Б:-)) Предназначен для измерения мощности экспозиционной дозы гамма-излучения при ведении радиационной разведки с подвижных объектов.
Левая боковина рабочего места пилота.
Тут же система запуска двигателей.
Оцените шикарный обзор из кабины...
И вперед.
Верхняя панель пока пуста.
Снова общий вид.
Рабочее место КВСа.
И пассажира.
Вид снизу...
Педали с тормозами сверху.
Крупнее
Приборная панель.
На потолке и панель предохранителей.
Тут и двигатели дворников и лампочки ночного освещения.
Подошел Евгений Овсянников.
Выходим и убираем лесенку, закрываем створку.
Снова М-15
Бе-32
У дома волонтеров Татьяна Виноградова, Мария Царик и Кобзев Константин Сергеевич.
Константин Кобзев...
Крупнее
Ну а мы идем дальше...
ЛТХ Ан-14А
Экипаж: 1 человек
Двигатели: Ивченко Аи-14РФ, 2 × 300 л. с.
Длина: 11,36 м
Высота: 4,36 м
Размах крыла: 22 м
Площадь крыла: 39,7 м²
Пустой вес: 2600 кг
Полный вес: 3450 кг
Коммерческая нагрузка: 600 кг (720 кг при соответствующем увеличении длин разбега и пробега, уменьшении вертикальной скорости при отказе одного двигателя)
Максимальный взлётный вес: 3630 кг (Ан-14: 3 270 кг)
Нагрузка на крыло: 87 кг/м²
Крейсерская скорость: 170-180 км/ч
Максимальная скорость: 200-210 км/ч (Ан-14А)
Скорость отрыва и посадочная скорость: 75-80 км/ч
Скорость сваливания: 70 км/ч (закрылки убраны), 60 км/ч (закрылки 15°), 56 км/ч (закрылки 40°)
Разбег и пробег: при штилевой погоде - 90-110 м, при слабом встречном ветре (3-4 м/с) может быть уменьшена до 40-50 м
Максимальная дальность: 680 км (при крейсерской скорости в 170-180 км/ч, нагрузке 7 пассажиров или 600 кг груза), при максимальной коммерческой нагрузке 720 кг дальность полёта составляет 280 км
Дальность с грузом: 470 км
Практический потолок: 5000 м
Скороподъёмность: 5,3 м/с
Время набора высоты 5000 м составляет 45-48 минут
Вместимость: 7-9 пассажиров, либо 720 кг груза