Mraz M.1 Sokol это легкий самолет, построенный в Чехословакии в годы после окончания Второй мировой войны. Конструктором разработанного в тайне самолета стал сотрудник Pavla Beneše - Zdeněk Rublič на заводе Beneš-Mráz во время немецкой оккупации, этот тип был запущен в производство в 1946 году. Всего было построено 287 самолетов. В музеях сохранилось как минимум семь самолетов.
Технический музей Праги. Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Наш самолет это Mráz M-1C Sokol с регистрационным номером OK-AHN и заводским номером 118. 1 апреля 1947 года две машины (OK-AHN и OK-AHK) вылетели из Праги с экипажами Mlejnecký-Sajfrt и Nováček-Kunz для большого рекламного полета в Кейптаун. Однако 26 апреля 1947 года к финишу вылетел только самолет OK-AHN, а второй самолет разбился в Найроби после того, как зацепил линию электропередач. Экипаж отделался незначительными травмами. В обратный путь OK-AHN вылетел 1 мая 1947 года и приземлился в Рузине 28 мая 1947 года.
Чехословацкая компания Benes-Mraz выпустила до Второй Мировой войны несколько легких самолетов собственной конструкции. После захвата Чехословакии немцами компанию переименовали в J. Mraz, Flugzeugfabrik, а после освобождения просто в J.Mraz.
Первый полет самолета Mraz M.1 Sokol (конструктор - JZdenek Rublic) был выполнен 9 марта 1946 года. Прототип, получил обозначение M.1/1 и номер OK-ZHA. После испытательных полетов прототип получил наименование M.1A. Это был деревянный свободнонесущий низкоплан с двухстоечным убирающимся шасси. Пилот и пассажир в кабине сидели рядом в закрытой кабине. Самолет оснащался рядным двигателем Walter Minor. За основу взяли довоенный Beneš-Mráz Bibi .
Позже был построен двухместный самолет M.1B (OK-ZHB) с двигателем ZLAS Toma 4. Он впервые поднялся в воздух 19 мая 1946 года, но был также построен в единственном экземпляре. Мощность двигателя оказалась недостаточной.
Основным серийным вариантом стал M.1C с удлиненным фюзеляжем, что позволило установить третье кресло в кабине, и новым крылом. Эта версия с номером OK-BHD совершила свой первый полет 16 февраля 1947 года. Во время испытаний, если третье место было занято, была продольная нестабильность, вызванная смещением центра тяжести назад. Но Рубич решил эту проблему. После постройки 183 машин этого варианта, в производство была запущена модификация M.1D с выпуклым фонарем, обеспечивающим лучший обзор и обновленным рулем направления. Прототип (OK-CEF) полетел 4 октября 1948 года.
М.1D Sokol представлял собой трехместный свободнонесущий низкоплан общего назначения, имевший закрытую кабину и возможность опциональной установки дублированного управления. Он получил неубирающееся шасси с хвостовым колесом. Самолет оснащался рядным двигателем Walter Minor 4-III мощностью 105 л. с.
Было построено (в основном на заводах государственной компании Let) 103 самолетов в этой модификации, один самолет M.1E (OK-DHR) был установлен на поплавки. Он был построен на базе серийного M.1C. Он впервые вылетел в сентябре 1949 года под управлением Alfons Koblížek.
Максимальная скорость из-за аэродинамического сопротивления поплавков снизилась до 185 км/ч, по сравнению с 240 км/ч у колесных вариантов. M-1E был позже продан в Финляндию, где он летал с номером OO-CHC.
Еще одним малочисленным вариантом стал Para-Sokol, который был оснащен цельным фонарем открывающимся назад, чтобы позволить парашютистам покинуть самолет.
Было построено около 287 самолетов, но деревянные клееные планеры пришли в негодность в начале 1960 годов и были выведены из эксплуатации. В 2010 годах оставалось в живых менее 20 самолетов, но в летном состоянии было совсем чуть чуть.
Шасси было спроектировано как убирающееся вручную назад под центроплан, часть колес в полете выступала за пределы контура профиля крыла. Это была защита самолета в случае аварийной посадки.
Несколько машин поступило на вооружение ВВС Чехословакии, где они летали под обозначением К-63.
Стойка хвостового колеса.
Общий вид сзади.
Попытка заглянуть в кабину самолета.
Эмблема.
Хвостовое оперение.
Общий вид слева.
Капот двигателя с маршрутом перелета в Кейптаун.
Табличка с описанием.
Общий вид...
Вид сверху.
И спереди.
Общий вид справа.
Фонарь трехместной кабины.
Деревянный двухлопастной винт с фиксированным шагом.
Внутренности кабины.
Фото 68.
Руль высоты.
Вид сзади, сверху.
Снова смотрим в кабину слева.
Фото 75.
Модификации:
M-1A - основная двухместная версия с двигателем Walter Minor
M-1B - подобна M-1A но с двигателем ZLAS Toma (1 построен)
M-1C - модернизированная версия, с удлиненным фюзеляжем и третьим креслом (183 построено)
M-1D - подобно M-1C с новым, цельным фонарем и большими задними окнами (104 построено)
M-1E - подобно M-1D но оборудован поплавками (по меньшей мере 1 построен)
ЛТХ:
Модификация M.1C
Размах крыла, м 10.00
Длина самолета,м 7.35
Высота самолета,м 2.25
Площадь крыла,м2 13.80
Масса, кг
пустого снаряженного самолета 425
максимальная взлетная 780
Тип двигателя 1 ПД Walter Minor 4-III
Мощность, л.с. 1 х 105
Максимальная скорость, км/ч 230
Крейсерская скорость, км/ч 200
Практическая дальность, км 1000
Скороподъемность, м/мин 168
Практический потолок, м 4800
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 1-2 пассажира