Zlín XIII это быстрый, одно или двухместный самолет, разработанный и построенный в Чехословакии в конце 1930 годов. Его развитие было прекращено падением Первой Чехословацкой республики в 1938 году. Был построен всего один экземпляр. Производитель Zlínská letecká společnost (Zlín). Главный конструктор Jaroslav Lonek. Первый полет в 1937 году.
Технический музей Праги. Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Наш самолет Zlin Z-13 с регистрационным номером OK-TBZ это единственный построенный Zlín XIII. Построен он был изначально с возможностью быстрой переделки с двухместного на одноместный заменой фонаря.
Zlin Aircraft a.s. (ранее Moravan Aviation s.r.o.) - чешская (ранее Чехословакия) акционерная авиастроительная компания, расположенная на аэродроме Отроковице, возле города Отроковице. Компания была основана в 1934 году и до нынешнего времени выпустила свыше 5600 самолётов (в большинстве своём учебно-тренировочных и пилотажных). Все самолёты компании именовались ZLIN, по одноименному району, где и расположен город.
В 1937 году инженером Ярославом Лонеком (Jaroslav Lonek) по просьбе чешского промышленника Jan Antonín Bat’a, хозяина компании Zlínská letecká společnost, a. s. (ZLAS) был сконструирован легкий многоцелевой самолет Z.XIII, который мог использоваться как сверхбыстрый пассажирский или курьерский самолет.
Это был элегантный цельнодеревянный двухместный низкоплан, оснащенный посадочными щитками и винтом изменяемого в полете шага типа Ratier. На самолете был установлен четырехцилиндровый двигатель Walter Major 4 мощностью 130 л.с. (97 кВт), позволявший развивать удивительно высокую скоростью до 350 км/ч. Весной 1937 года самолет впервые поднялся в воздух под управлением пилота J. Šváb.
В июле 1937 года Z.XIII с регистрационным номером OK-TBZ был показан на 10-м авиашоу Prague Aero Show. На этом авиашоу он был представлен в двухместном варианте. Самолет хотели задействовать в престижной гонке Circuit де l'Est, проводимой во Франции, но немного не успели к старту. Самолет на этой гонке должен был пилотировать майор Ambruš.
Zlín XIII был очень аэродинамически чистым, маломощным, деревянным монопланом с цельным низкопрофильным коническим крылом, оснащенным закрылками.
Он был оснащен четырехцилиндровым перевернутым рядным двигателем Walter Minor мощностью 97 кВт (130 л.с.), который приводил в движение двухлопастной винт изменяемого шага и имел фиксированное шасси с хвостовым колесом.
В закрытой кабине пилот находился далеко позади задней кромки крыла, а место пассажира должно было быть впереди него. Но в этой версии его нет. При этом самолет имел очень высокую посадочную скорость около 140 км/ч по тем временам, поэтому самолету требовался очень опытный пилот.
Насколько я понял, у нас переднее место закрыто и фонарь заменен на одноместный. Это сделано для того, чтобы можно было использовать самолет как сверхбыстрый для доставки пассажира и для участия в соревнованиях.
Немецкая аннексия Судет в 1938 году и последующая раздробленность Чехословакии положили конец развитию и не позволили начать производство, поэтому был построен только прототип.
Вскоре после Второй Мировой войны некомплектный самолет был передан в коллекцию Национального технического музея Праги. Он был восстановлен в 1989-1990 годах.
Стоит заметить, что скорее всего это отчасти был некий прототип боевого самолета в будущем. Именно этого хотел заказчик самолета.
Z-XIII был предложен чехословацким военным Батой как потенциальный истребитель, для защиты страны. Однако было уже слишком поздно. Мюнхенское соглашение 1938 года гарантировало, что внешняя военная помощь не будет оказана Чехословакии и что Германия сможет оккупировать страну с небольшим противодействием. Надежды о превращении самолета в истребитель не оправдались. Незадолго до начала Второй мировой войны Батя и его семья бежали в Америку и в итоге обосновались в Бразилии.
В марте 1939 года аэродром и завод в Zlin были аннексированы германскими войсками и начали строить учебные самолеты для немецких военных, в первую очередь Bucker Bu-181 и Klemm Kl-35.
Сотрудники Zlín предприняли огромные усилия, чтобы отвлечь внимание от Z-XIII, чтобы немцы не использовали его в своих целях. Первоначально самолет был помещен в неприметный угол завода, и его внешний вид изменили. Но это помогло не надолго.
Был разработан секретный план перелета самолета в относительно безопасную Югославию. К сожалению, этот план сорвался после ареста одного из причастных к нему людей.
Поэтому Z-XIII был подвергнут более глубокой маскировке. Он стал выглядеть как заброшенный, и интерес немцев к нему вскоре прошел. Изх приоритетом стало производство Bu-181 и Kl-35. Zlin Z-13 оставался в замаскированном состоянии до конца войны.
Очень красивый самолет. Тогда еще не полагались полностью только на мощь двигателя....
Фонарь одноместной кабины.
Двухлопастной ВИШ.
Общий вид самолета.
Фонарь кабины с другого ракурса.
Общий вид слева.
Фото 176.
Общий вид справа.
И сзади.
Сверху
И снизу...
Фото 113.
ЛТХ:
Модификация Z.XIII
Размах крыла, м 7.00
Длина самолета,м 6.81
Высота самолета,м 1.80
Площадь крыла,м2 7.00
Масса, кг
пустого самолета 460
нормальная взлетная 635
максимальная взлетная 650
Тип двигателя 1 ПД Walter Major 4
Мощность, л.с. 1 х 130
Максимальная скорость, км/ч 350
Крейсерская скорость, км/ч 280
Практическая дальность, км 700
Скороподъемность, м/мин 330
Практический потолок, м 6000
Набор до 1000 метров: 3 минуты 15 секунд
Экипаж, чел 2