Первые мои фотографии этого замечательного памятника советской инженерной мысли я сделал в 2010 году. Тогда много было планов по приведению ВВА-14 в порядок, но по настоящему они начали реализовываться году в августе 2018 года, когда волонтеры взялись за это дело всерьез. Без всякого стороннего финансирования и помощи, работы растягиваются на длительное время. Продолжаются они и сейчас (не в карантин конечно). Мне удалось немного посмотреть на ВВА-14 в конце лета прошлого года. Надеюсь и в этом году я туда попаду и смогу вам продемонстрировать прогресс в восстановлении. А пока вы можете регулярно наблюдать за этим на
сайте волонтеров, которые занимаются восстановлением ВВА-14 и
на страничке этой группы в ВК. Ну а я вам просто покажу несколько фотографий...
Центральный музей ВВС в Монино ч1 Центральный музей ВВС в Монино ч2 все, что у меня есть по ВВА-14Сайт волонтеров, который занимаются восстановлением ВВА-14.
Страница этой группы в ВК Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Для начала я попросил разрешение у ребят, опубликовать список тех, кто последние годы занимается восстановлением ВВА-14. Пусть это останется для памяти:
1) Струц Виктория
2) Проскурня Павел
3) Байкович Денис
3) Спирин Дмитрий
4) Калмыков Алексей
5) Миннуллин Ринат
6) Талалаев Филипп
7) Асадулин Линар
И пойдем к ВВА-14. Кстати к вопросу о том, что же это все таки такое (ВВА-14 или же 14М1П), есть следующее мнение:
Это принципиально разные не только аппараты но и проекты. У Р.Л.Бартини было сформировано три направления:
1. Вертикальный взлёт. К ним относится проект ВВА-14.
2. Поддувные аппараты. Стенд 14М1П планировался для исследования газодинамической подушки при эффекте поддува.
3. Экранолеты. По этой теме были проведены только начальные исследования. В металле ничего не строилось.
У стенда 14М1П тот что в Монино очень запутанная и драматичная история. Задуман он был Бартини. И им же было сделано предложение переделать самолет М1 проекта ВВА-14 в исследовательский стенд 14М1П. Но воплотить это он не успел. А дальше начались очень странные перипетии, связанные с двумя диаметрально противоположными взглядами на развитие морской авиации в таганрогском КБ. После смерти Бартини позиции сторонников классических гидросамолетов резко усилились, а "команду" Бартини расформировали. Но при этом осталось финансирование по проектам Бартини, а по гидросамолетам оно отсутствовало. В такой ситуации совершенно неожиданно принимается решение о переделке летающего самолета М1 ВВА-14 в поддувной стенд при том продавалось все это как строительство "эраноплана Бартини". Не нам судить по чему все так произошло, но по факту переделанный в "экраноплан" 14М1П должен был показать всем ошибочность идей Бартини и доказать необходимость продолжения работ по гидросамолетам. В дальнейшем так и произошло. Как и планировалось 14М1П отказался летать, а летающий М1 перестал существовать в первоначальном виде. На работах Бартини поставили жирный крест и начали продвигать проект А-40 Альбатрос.
Так что же это и в каком виде это надо восстанавливать?
Как вы можете видеть, носовая часть экранолета получила остекленение, что позволяет законсервировать и сохранить состояние аппарата. Это защищает его от попадания осадков в кабину и позволяет начать работу по планомерному восстановлению ее первоначального вида...
Как мне подсказала Виктория Струц: стёкла ещё не вставили, это просто пластиковые заглушки пока, чтобы осадки внутрь не хлестали. В момент съёмки ребята удаляли разбитые осколки родного остекления. Вся затея с последующим 3d-сканированием была предпринята для того, чтобы сделать производственную документацию для отливки стёкол, т.к. чертежей не сохранилось. Сама отливка - очень дорогостоящая, все стёкла неправильной формы и выпуклые. Видимо волонтерам и музею придется в интернете собирать средства на это.
Также велась планомерная работа по установке ВВА-14 на плиты. И приведение в порядок частей, расположенных вокруг экранолета.
Работы в 2019 году еще было очень и очень много. Да и сейчас остается много, так что любая ваша помощь после окончания карантина будет полезна...
Крупнее основная стойка.
Внутри была вычищена вся грязь и фюзеляж потихоньку начали приводить в порядок и консервировать.
Много сил и времени заняла работа по остеклению. Владимир Белянин за работой!
Общий вид.
Вид спереди. Мешать ребятам не хотелось, поэтому в тот раз, я обошелся фотографиями издалека.
Асадулин Линар
Под планером идут работы по подъему и установке его на плиты. Колеса вросли за долгие годы в землю.
Элементы планера.
Люк
Здесь чистота и порядок и борьба с коррозией...
Фото 65.
Носовая стойка.
Перерыв:-)))
И немного кадров с квадрокоптера времен лета 2019 года.... Все части вросшие в землю вокруг ВВА-14, освобождены из плена.
Они ждут своей очереди, чтобы встать на место. Но этому предшествует и серьезная работа в поиске документации на борт, чтобы все сделать правильно. так что если у вас есть такая документация или фотографии ВВА-14 снаружи и внутри, то буду весьма признателен, вы можете их отправить сразу волонтерам или мне, а я перешлю им...
Передняя часть.
Более обще...
И совсем общий вид.
Обязуюсь в следующий раз более подробно рассмотреть проведенные работы и рассказать о планах ребят....