Музей люфтваффе в Берлине: ударный тактический истребитель Panavia Tornado IDS(GR.1).

Apr 24, 2020 11:06

Очередной Panavia Tornado IDS (GR.1) в музее в Гатове. Это истребитель-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в начале 1970 годов специалистами немецкой компании Messerschmitt-Bölkow-Blohm, совместно с британской компанией British Aerospace и при участии итальянской Alenia Aeronautica. Является одним из основных боевых самолётов НАТО.
Варианты самолета для RAF IDS (interdictor/strike) изначально получили наименование Tornado GR1 с более поздними наименованиями модификаций Tornado GR1A, Tornado GR1B, Tornado GR4 и Tornado GR4A. Tornado IDS - истребитель-бомбардировщик ВВС и ВМС Германии, а также ВВС Италии. Всего было построено 992 самолета. Огромное количество самолетов в музеях по всему миру...


Музей люфтваффе в Берлине (Militärhistorisches Museum der Bundeswehr - Flugplatz Berlin-Gatow).
все, что у меня есть по Panavia Tornado
Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.


Наш самолет это Panavia Tornado IDS с 44+68 и номерами GS125/4168 и заводским 425. Самолет нес службу в Люфтваффе.


Поскольку это не первый самолет этой модификации, который попал в мои сети, поэтому здесь просто посмотрим на него со всех сторон.


Воздухозаборник.


Крепление вооружения.


Это первый в мире серийный самолет с аналоговой электродистанционной системой управления (ЭДСУ), а также первый европейский серийный истребитель с крылом изменяемой стреловидности (диапазон углов стреловидности 25-67').


Механизация крыла включает трехсекционные предкрылки по всему размаху поворотных консолей, двухщелевые закрылки (на промежуточных углах стреловидности используются для улучшения маневренных характеристик самолета) и интерцепторы.


Описание


На истребителе-бомбардировщике имеются две независимые гидравлические системы, которые обеспечивают дублированное питание системы управления и приводов механизации, поворот консолей крыла, уборку и выпуск шасси. Каждый двигатель приводит гидронасос одной системы, имеется, также привод обоих систем от одного двигателя через механическую связь коробок вспомогательных агрегатов обоих двигателей.


Ниша уборки основной стойки.


Блок управления механизацией и углом стреловидности крыла разработан фирмами "Лукас Аэроспейс" и "Микротекника". При помощи гидравлической системы он контролирует работу предкрылков, закрылков, силового привода поворота консолей крыла, щитков крюгера и автомата загрузки по тангажу. Управление углом стреловидности осуществляется посредством специального рычага.


Самолет оснащен аналоговой электродистанционной системой управления (ЭДСУ) с многократным резервированием по крену, рысканию и тангажу. Система автоматизированного управления (САУ) не только отрабатывает команды, задаваемые летчиком посредством ручки управления и педалей, но и выполняет функции системы повышения устойчивости и управляемости самолета (CSAS).


Имеется четыре режима работы системы управления самолетом: электродистанционное управление через систему автоматизированного управления (САу, основной режим работы); электродистанционное управление рулями без применения САУ; механическое управление бустерами (последние два режима являются резервными).


Ракетно-бомбовое вооружение, размещенное на семи узлах внешней подвески, определяется "национальной спецификой" конкретного самолета (о чем рассказано выше), однако на английских, германских и итальянских истребителях-бомбардировщиках в обязательном порядке предусмотрена возможность подвески американского вооружения, стандартизованного в рамках НАТО - ядерных бомб В61, противорадиолокационных ракет AGM-88 HARM, ракет класса "воздух-поверхность" AGM-65 "Мейврик", УР ближнего воздушного боя AIM-9L "Сайдуиндер", РБК Mk.20 "Poкай", а также ФАБ 60-й серии. Максимальная масса боевой нагрузки составляет 9000 кг.


Киль. И здесь тоже видим вортекс генераторы...


Силовая установка: два ТРДДФ Turbo-Union RB.199-34R Mk.101 (2 х 4100/7250 кгс) с системой реверса тяги. ВСУ KHD-312.


Система управления соплами?


Колесо основной стойки.


Многоцелевое назначение самолета определило не только его конфигурацию и летные характеристики, но и состав бортового радиоэлектронного оборудования. Самолет оснащен навигационно-прицельным комплексом, основу которого составляет центральная цифровая ЭВМ "Спирит"3, выполненная на интегральных схемах с различным уровнем интеграции. Компьютер обрабатывает сигналы, поступающие от БРЛС, ИНС, доплеровской навигационной системы, лазерного дальномера, радиовысотомера, магнитного компаса, вычислителя воздушных данных и ряда других специализированных вычислителей, а также вырабатывает в цифровой форме соответствующие команды и передает их на системы индикации и управления. Емкость оперативной памяти БЦВМ - 64 Кбайта.


А что это?


Дополнительный топливный бак.


Фонарь кабины открывается вверх.


При расчетах по определению места самолета БЦВМ получает информацию от ИНС FIN-1010, резервной пилотажно-навигационной системы SAHR, доплеровской системы определения скольжения и сноса "тип 72" и вычислителя воздушных данных.
ИНС, выполненная в виде отдельного блока массой 22 кг, объединяющего гироплатформу и систему питания, имеет, также, свой цифровой вычислитель с емкостью памяти 6 Кбайт. В нормальных условиях для выставки ИНС требуется 10-12 минут, однако имеется и режим ускоренной выставки (90 секунд). Доплеровская навигационная система "тип 72" фирмы "Декка" выдает данные о векторе скорости по курсу, в сторону от курса и в вертикальной плоскости. В основном режиме работы она применяется совместно с ИНС.
Навигационная ошибка в инерциальном режиме составляет 1,8-2,0 км/ч полета, в режиме доплеровской РЛС и системы SAHR - 3,6-5,4 км/ч полета, а в режиме вычислителя воздушных данных и системы SAHR - 9 км/ч полета.


Вывод навигационной информации в кабине летчика осуществляется на проекционный индикатор с движущейся картой (в качестве носителя информации используются диапозитивы). В кабине штурмана установлен комбинированный индикатор с движущейся картой, на которую может накладываться информация от БРЛС.


Установлена система дозаправки в воздухе.


Самолет оснащен многорежимной БРЛС компании "Тексас Инструменте" (изготавливается в Европе по американской лицензии) с высокой разрешающей способностью в режиме картографирования местности, а также обнаружения и сопровождения наземных целей. Имеется режим следования рельефу местности с высокой частотой повторения импульсов, позволяющий совершать продолжительный полет с большой скоростью на высотах 60-150 м. Станция снабжена двумя независимыми антеннами - основной, с плоской щелевой антенной решеткой диаметром 0,8 м (электронное сканирование по углу места и механическое - азимуту) и зеркальной антенной меньших размеров, установленной под основной и обеспечивающей полет в режиме следования рельефу местности. Мощность БРЛС в импульсе 10 и 60 кВт, сектор сканирования по азимуту 60 градусов, по углу места +-15 градусов.


Крупнее штанга дозаправки в воздухе.


С другого ракурса.


Воздухозаборник.


Основная стойка вид спереди.


Носовая стойка.


Общий вид спереди. Система следования рельефу может работать в двух режимах: полностью автоматическом с использованием автопилота, а также в ручном, когда летчик управляет самолетом по командам автопилота, выводимым на индикатор.


Лазерный дальномер фирмы "Ферранти" имеет стабилизированную по трем осям оптическую головку. Используется лазер на иттриево-алюминиевом гранате с ниодимом (YAG:Nd). Приемная система дальномера способна работать и в режиме целеуказания, осуществляя поиск наземной цели, подсвеченной лазером с земли или другого самолета, снабженного лазерным прожектором. Координаты подсвеченной цели выводятся на ИЛС. Девять самолетов Tornado GR.Mk.1 британских ВВС оснащены контейнерами с оптоэлектронной системой "Мартин-Мариетта" TIALD, включающей тепловизор и лазерный дальномер-целеуказатель, установленные на гиростабилизированной платформе. Система позволяет сопровождать и подсвечивать наземные цели самостоятельно (в том числе и в темное время суток).


Автоматизированная система управления вооружением позволяет производить пуски УР различных типов, стрельбу из пушки, а также бомбометание (как горизонтальное, так и со сложных видов маневра). Сброс бомб может производится одиночно, сериями и залпом. Средняя точность бомбометания с кабрирования при использовании лазерного дальномера, достигнутая летчиками ВВС Великобритании (в ходе учений на полигоне в Хонингтоне в 1982 году, когда было сброшено более 500 бомб), составила 60 м, что значительно превосходит соответствующий показатель других ударных самолетов стран НАТО. Система связи самолета Tornado включает: - приемо-передатчик Плесси PTR 1721 (для самолетов ВВС Великобритании и Италии); - УКВ приемо-передатчик Роде/Шварц (ВВС ФРГ); - УКВ антенну компании "Челтон" (для полета по радиомаяку); - аварийный приемо-передатчик компании Сименс; - приемо-передатчик па одной боковой частоте, обеспечивающий загоризонтную связь компаний "Роде/ Шварц" (для Великобритании и ФРГ) или "Монтедел" (Италия).


Обходим по кругу... Самолет Tornado оснащен двумя пушками IWKA-Маузер калибром 27 мм с боекомплектом по 180 снарядов на ствол, установленных в нижней носовой части фюзеляжа. Скорострельность орудия - 1000 или 1700 выстр./мин. (менее скорострельный режим применяется для стрельбы по наземным целям, более скорострельный - по воздушным).


В кабине летчика установлены традиционные электромеханические приборы с круглыми шкалами. В центре приборной дости расположен навигационный индикатор с подвижной картой. Над ним установлен индикатор на лобовом стекле (ИЛС). В кабине штурмана-оператора, имеющей более "футуристичекский" вид, установлено два многофункциональных монохромных индикатора с телевизионной разверткой. В центре доски расположен комбинированный навигационный индикатор.


Вооружение на пилонах.


Самолеты ВВС Германии с 1996 года оснащены видеомагнитофоном, на котором фиксируется полетная и тактическая информация с ИЛС.


Общий вид зала.


Крупнее


Общий вид справа...


ЛТХ:
Модификация Tornado GR.Mk.1
Размах крыла, м 13.92
Длина, м 16.72
Высота, м 5.95
Площадь крыла, м2 31.00
Масса, кг
пустого 14090
нормальная взлетная 20410
максимальная взлетная 27950
Топливо , кг
во внутренних баках 5090
в ПТБ 4 x 1500 л или 2 х 1500+2 х 2250 л
Тип двигателя
Тяга, кН 2 ТРДДФ Turbo-Union RB.199-34R Mk.101
нефорсированная
форсированная 2 х 33.70
Максимальная скорость, км/ч 2 х 66.01
на высоте 2338 (М=2.20)
у земли 1480
Крейсерская скорость, км/ч 1010 (М=0.92)
Перегоночная дальность, км 3890
Боевой радиус действия, км 1390
Максимальная скороподъемность, м/мин 4572
Практический потолок, м 15240
Макс. эксплуатационная перегрузка 7.5
Экипаж, чел 2
Вооружение:
две 27-мм пушки Mauser BK27 c 180 патронами на пушку.
Боевая нагрузка - 9000 кг на 7 узлах подвески.
3 ядерные бомбы WE.177
2 УР воздух-воздух AIM-9B/L Sidewinder
7 антирадарных УР ALARM, 4 ПКР Sea Eagle
До 3 бомб разных типов : GBU-15 c оптическим наведением, Paveway с лазерным наведением, 454, 340, 227, 113 кг обычные бомбы, BL775 кластерные бомбы, напалмовые баки и специальные подвесные контейнеры, в том числе с антиаэродромными системами JP233.

panavia tornado, музей, militärhistorisches museum der bundesweh, luftwaffe museum, берлин, 2019

Previous post Next post
Up