А вот вместе с Дракеном из Швеции прилетел на праздник еще один интересный самолет. Мне такие пока не попадались.
Это Saab 105 - шведский учебно-тренировочный самолёт, разработанный компанией SAAB в начале 1960 годов по заказу ВВС Швеции. Принят на вооружение ВВС Швеции под индексом Sk.60 в 1967 году, заменив de Havilland DH.100 Vampire.
Изначально, на самолёте стояли два турбовентиляторных двигателя малой степени двухконтурности Turbomeca Aubisque, произведённых по лицензии компанией Volvo Flugmotor под индексом RM 9. Обновлённая версия получила RM 15, лицензионный вариант FJ44 компании Williams International.
Всего построено 150 самолётов для ВВС Швеции и ещё 40 экспортировано в Австрию под индексом SAAB 105Ö.
Ilmavoimat 100 vuotta lentonaitos. 100 лет финским ввс.официальный сайтстраничка на фейсбуке Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Наш самолет это Sk60E (Saab 105) 1968 года выпуска с регистрационным номером SE-DXG и заводским 60-140. Самолет нынче находится в частных руках. У него четыре места в отличии от его военных собратьев. Принадлежит он Flygvapenmuseum из Швеции.
К концу 1950 годов стало ясно, что УТИ на базе de Havilland Vampire свое отслужили и требуют замены. Успех SAAB J35 Draken привел к разработке в порядке частной инициативы конструкторами SAAB модели SAAB-105. Это высокоплан со стреловидным крылом с двумя турбореактивными двигателями. Интересной особенностью самолета является то, что в стандартном варианте в нем на катапультных креслах располагаются два пилота, но при необходимости они могут быть демонтированы, и вместо них установлены четыре неподвижных сидения.
Этот самолет, создававшийся как учебно-тренировочный, в дальнейшем стал одним из самых универсальных в мире военных самолетов. Опытный УТС SAAB-105 совершил первый полет 29 июня 1963 года. Он предназначался для тренировки как военных летчиков, так и пилотов гражданских авиалиний. В конструкции машины была заложена возможность быстрой трансформации в боевой самолет.
В 1964 году шведские Королевские ВВС приняли решение о принятии самолета на вооружение в качестве основного УТС, было заказано 130 SААВ-105, получивших военное обозначение Sk.60A. Первая серийная машина поднялась в воздух 17 июня 1965 года, в том же году последовал дополнительный заказ еще 20 самолетов. Помимо своего прямого назначения самолет мог использоваться как пассажирский (в кабине можно было установить еще два кресла), транспортный и санитарный.
В середине 1960 годов, на основе изучения опыта вьетнамской войны, в ведущих авиационных державах мира усилился интерес к легким самолетам непосредственной поддержки войск. В Швеции для этой роли хорошо подошел Sk.60A, быстро доработанный в ударный самолет Sk.60B (на машине установили шесть подкрыльевых пилонов для подвески вооружения, систему управления вооружением, а также стрелковый прицел и кинофотопулемет). Самолет предназначался для поддержки наземных войск, а также борьбы с катерами и десантными средствами противника. В мае 1972 года совершил первый полет ударный Sk.60G, имеющий усиленное вооружение.
Несколько самолетов было модернизировано в разведывательный вариант Sk.60C (полет первой машины - 18 января 1967 года). В измененной носовой части фюзеляжа, имеющей клинообразное остекление, была установлена разведывательная фотокамера, кроме того, на борту самолета установили магнитофон для записи результатов визуальной разведки.
В общей сложности, ВВС Швеции получили 150 самолетов SAAB-105 всех модификаций, их серийный выпуск был прекращен в 1970 году.
29 апреля 1967 года совершил первый полет легкий штурмовик SAAB-105XT, разработанный для ВВС Австрии (законы этой страны в то время запрещали полеты над ее территорией сверхзвуковых самолетов, поэтому многоцелевой и недорогой SAAB, развивающий высокую дозвуковую скорость, удовлетворял почти всем запросам австрийских военных).
В 1970- 1972 годах ВВС Австрии получили 40 штурмовиков SAAB-105TX, использовавшихся, также, как УТС, маловысотные перехватчики, фоторазведчики и буксировщики мишеней.
6 октября 1995 года на аэродроме Линкопинг компании SAAB совершил первый полет модернизированный учебно-тренировочный самолет SK60 (SAAB 105), снабженный двигателями Williams International FJ44 (2 х 840 кгс). Новые двигатели, установленные вместо ТРД Turbomeca RM9, улучшили взлетно-посадочные характеристики самолета, его скороподъемность, а также безопасность (расширен диапазон режимов полета на одном работающем двигателе). Повысилась топливная экономичность, снизился уровень шума и стоимость технического обслуживания самолета.
В соответствии с контрактом, подписанным в конце 1993 года, ВВС Швеции получили 115 модернизированных самолетов SK60, которые служили как минимум до 2010 года.
Самолет представляет собой цельнометаллический двухдвигательный высокоплан с высоко поднятым горизонтальным оперением.
Фото 74.
В зависимости от модификации самолет оснащался двумя турбореактивными двигателями Турбомека с тягой 743 кгс каждый или Дженерал электрик J85-GE-17 В с тягой 1293 кгс.
Фото 79.
Крыло прямое с небольшим углом стреловидности по передней кромке. Шасси трехстоечное с носовым передним колесом. В полете стойки шасси убираются в фюзеляж.
В передней части фюзеляжа находится двухместная кабина с катапультируемыми креслами. Расположение сидений рядом обусловлено первоначальным предназначением самолета как учебно-тренировочного. Для самолетов основной летной подготовки такое расположение считается предпочтительным, так как инструктору удобнее наблюдать за действиями обучаемого. Впрочем, при использовании самолета в качестве штурмовика, это также способствует более слаженным действиям экипажа.
Радиоэлектронное оборудование самолета позволяет совершать полеты в сложных метеорологических условиях и эффективно осуществлять поиск и уничтожение наземных целей.
Вооружение самолета размещается на шести подкрыльевых узлах подвески (может нести до 800-кг нагрузки). Это могут быть 6 бомб, весом по 100 кг, две 30-мм авиационные пушки m/55 (Aden) в подвесных контейнерах, 12 неуправляемых ракет калибром 135 мм или две управляемых ракеты класса "воздух-поверхность".
Модификации :
SK-60А учебно-тренировочный самолет, не имевший вооружения. В 1966-68 гг. ВВС Швеции было поставлено 148 СААБ 105, получившие обозначение Sk.60. Первый самолет (с/н 60001) был поставлен на вооружение в 1966 г., в крыло F5. Самолеты находились на эксплуатации в крыльях в F5, в Льюнгбухеде, F20, в Уппсале ( вместе сF16).
SK-60B дальнейшее развитие Sk.60A. В 1970 г. 46 Sk.60A были переделаны в вариант Sk.60B. Самолеты получили шесть подкрыльевых подвесок, позволившие использовать их в роли дневных штурмовиков.
SK-60С дальнейшее развитие Sk.60A. 30 Sk.60A в начале 70-х модифицировали в вариант Sk.60C. Самолет получил подкрыльевые пилоны, аналогичные Sk.60В и новую носовую часть, в которой теперь разместилась панорамная разведывательная камера. В дополнение к F5, F20, этот вариант получило крыло F21, в Луле, в составе которого имелась штурмовая эскадрилья. Кроме штурмовых атак планировалось привлекать самолеты для борьбы с вертолетами противника и для задач охраны границ.
SK-60D вариант самолета с гражданским радиоборудованием. Под этот вариант переделали всего три самолета Sk.60А, на них демонтировали КК и установили радиоборудование, используемое на гражданских самолетах.
SK-60E вариант самолета с гражданским радио и навигационным оборудованием. Для потребностей летной школы ГА в вариант Sk.60E было переделано десять Sk.60A. Расположение членов экипажа аналогично Sk.60D.
SK-60N самолет-мишень. В дополнение к основным задачам Sk.60А было решено использовать самолет в качестве летающей мишени, для чего были проведены соответствующие доработки.
SK-60W дальнейшее развитие Sk.60А. В 1995 г. было решено установить на 105 самолетов Sk.60А/В/С более мощные двигатели Уильямс Роллс FJ-44-1С (шведское обозначение RМ15), максимальной тягой 860 кг. Также на Sk.60W устанавливают новое приборно-пилотажные приборы (ППП). Этот вариант самолета должен находиться на вооружении до 2015 г. и использоваться только для обучения. Самолет обладает макс. скоростью 780 км/ч и дальностью полета 2.470 км.
SAAB-105С созданный на базе SK-60 С гражданский самолет с пятиместной кабиной.
SAAB-105G модернизированный учебно-тренировочный самолет и легкий штурмовик.
SAAB-105XT экспортный вариант учебно-тренировочного самолета и легкого штурмовика. Под обозначением 105ОЕ поставлялся в Австрию, а под обозначением 105ХН - в Швейцарию. 40 самолетов экспортировали в Австрию, где они должны были использоваться в качестве перехватчиков, способных противостоять "советской угрозе". Они имели более мощный двигатель GE J85, тягой 1280 кг. Самолеты получили обозначение СААБ 105OE, и обладали максимальной скоростью 970 км/ч, скороподъемностью 75 м/с и потолком 13000 м.
ЛТХ:
Модификация SK.60B
Размах крыла, м 9.50
Длина самолета,м 10.50
Высота самолета,м 2.70
Площадь крыла,м2 16.30
Масса, кг
пустого самолета 2550
нормальная взлетная 4515
максимальная взлетная 6500
Топливо, л
внутренние топливо 2050
ПТБ 2 x 500
Тип двигателя 2 ТРД General Electric J85-GE-17В
Тяга нефорсированная, кН 2 х 12.68
Максимальная скорость, км/ч
на высоте 875
на уровне моря 970
Практическая дальность, км 3020
Боевой радиус действия, км 523- 1360
Максимальная скороподъемность, м/мин 2222
Практический потолок, м 13000
Экипаж, чел 2
Вооружение: Боевая нагрузка - 2000 кг на 6 узлах подвески
УР: 2 воздух-воздух AIM-9 Sidewinder, 2 воздух-земля Rb.05
Бомбовая нагрузка:
4 x500-кг или 8x 250-кг бомбы или 4x 500-кг напалмовые бомбы
Контейнеры: 2 с 30-мм пушками Aden c 150 патронами или 2 с 7.62-мм пулеметами GAU-2B/A,
НУР: 6 ПУ 4х127-мм или 19х75-мм или 6 135-мм НУР