Martinsyde F.4 Buzzard был разработан как мощный и быстрый биплан для Royal Air Force (RAF), но конец Первой мировой войны привел к отказу от крупносерийного производства самолета. Было построено в итоге менее 400 самолетов и большая часть была экспортирована. Стоит отметить, что Buzzard был одним из самых быстрых самолетов разработанных во время Первой мировой войны. К сожалению в мире остался всего один оригинальный экземпляр этого самолета. Его мы и посмотрим.
Suomen Ilmavoimamuseo-авиамузей центральной Финляндии. Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Наш борт, это единственный сохранившийся в мире Martynside F.4 Buzzard MA-24, заводской номер D4326. После окончания первой мировой войны заказы на самолеты были разорваны, но при этом оставалось много полностью или частично готовых самолетов Buzzards. Martinsyde Company обанкротилась в 1921 году, и Aircraft Disposal Company(компания по утилизации самолетов) продавала самолеты до 1930 года. Финские военно-воздушные силы купили один в 1923 году для испытаний и еще 14 в 1927 году. Самолеты служили до 1939 года.
Самолет является лишь одним из оставшихся в мире.
Британская компания Martinsyde Company свое название получила от фамилий основателей - Мартина и Handasyde и сначала так и именовалась. Позже название для простоты укоротили. Проектирование истребителя F.4 Buzzard ("Сыч") начали в 1916 году, когда конструкторы Martynside во главе с George Handasyde взялись за создание одноместного истребителя-биплана. Сначала они сделали попытку модернизировать серийный биплан Elefant, но постепенно удалялись от него все дальше и дальше. У нового самолета RG фюзеляж сделали короче и выше, размах крыльев значительно уменьшили, место пилота сдвинули назад, чтобы улучшить обзор. Изменили шасси и оперение. Истребитель предполагалось оснастить 12-цилиндровым двигателем жидкостного охлаждения Falcon мощностью 275 л.с. компании Rolls-Royce и вооружить 7,69-мм пулеметом Vickers, закрепленным над верхним крылом слева, и пулеметом "Льюис", стоявшим с правой стороны.
К июню 1917 года машину построили, испытали и отправили на аэродром Мартлшем-Хис, где ее облетали несколько военных пилотов. Отзывы были благоприятны: новый истребитель обладал лучшими данными, чем SE.5 и Dolfin. Однако двигатель Falcon требовался для других самолетов, а от заказа этой машины с другим двигателем военные воздержались. Но в конце лета того же года конструкторы все-таки вернулись к одноместному истребителю. Новую машину назвали F.3, поскольку ей предшествовали двухместные бипланы F.1 и F.2. В основе лежала конструкция RG, но габариты самолета немного уменьшили. Возможно, это было связано с тем, что использовали другой вариант Falcon меньшей мощности - 190 л.с. Истребитель изготовлялся целиком из дерева. Лонжероны крыла делали из гикори, а нервюры - из спрюса (орегонской сосны). Фюзеляж имел каркас тоже из спрюса, усиленный в задней части перекрестными расчалками. Спереди расчалки были не нужны - часть нагрузки принимала обшивка из березовой фанеры. Большая часть поверхностей, как и у других аэропланов того времени, обтягивалась полотном. Металл тоже присутствовал, но в небольшом количестве. Капот мотора и его каркас изготовляли из алюминиевых сплавов. Еще металл использовали в шасси.
По сравнению с предшественником высоту фюзеляжа немного увеличили, посадив пилота повыше. Это улучшило ему обзор. Вооружение состояло из двух пулеметов "Виккерс", смонтированных над двигателем.
Заводские испытания опытного образца F.3 завершились к концу сентября 1917 года. Затем истребитель облетали военные и даже отправили его во Францию, чтобы опробовать на фронте. Получив положительные отзывы, Королевский летный корпус заказал сразу 150 машин. Но Falcon даже по меркам того времени имел недостаточную мощность. Замена двигателя позволила бы существенно поднять летные данные самолета. В качестве альтернативы предлагался французский 8-цилиндровый двигатель Hispano-Suiza 8Fb, развивавший 300 л.с. Военные поддержали идею. С Falcon сдали только семь истребителей. Все остальные должны были получить французские двигатели. Этот вариант именовался FA.3, а позже F.4.
Но заменой двигателя не ограничились. Кабину пилота сдвинули примерно на 250 мм назад; место, освободившееся впереди, использовали для увеличения объема топливного бака и дополнительного боезапаса патронов. Хорду нижнего крыла уменьшили. Пулеметы опустили вниз, улучшив обзор пилоту. Перешли на металлическую (дюралюминиевую) мотораму. Первый F.4 собрали в мае 1918 года. В июле 1918 года самолет перегнали во Францию, где с ним ознакомились летчики строевых частей и их французские коллеги, которые тоже заинтересовались машиной. В августе истребитель вернулся в Англию для завершающего этапа испытаний. После этого внесли изменения в бензосистему и привод жалюзи радиатора. Но в том же месяце военные потребовали увеличения запаса патронов, горючего и масла, правда, согласившись на то, что это будет сделано, начиная с 25 серийной машины. На самолет возлагали большие надежды, заказали в общей сложности около 500 экземпляров.
Поставки двигателей Hispano-Suiza в Англию начались в октябре 1918 года, но капитуляция Германии завершила Первую мировую войну. Интерес к поставкам вооружения сразу резко упал. О планах вооружить посредством Buzzard 13 эскадрилий забыли. К 2 ноября 1918 года завод изготовил всего семь F.4, для трех из которых не имелось двигателей.
Модернизированный истребитель выставили на испытания только в феврале 1919 года. Он был примерно на 45 кг тяжелее первого опытного образца. По этому образцу к 31 декабря 1919 года выпустили около 330 самолетов, остальные заказы аннулировали. Из этого количества Королевские ВВС приняли 276 машин.
Однако в строевые части они практически не попали. Командование ВВС предпочло Sopwith Snipe, уступавший Buzzard по летным данным, но снабженный отечественным двигателем и существенно более дешевый. Всего в Англии эксплуатировалось не более 50 F.4.
Пытаясь приспособиться к мирному времени, часть не принятых ВВС самолетов переделали в двухместные F.4A, которые предлагали как учебные, почтовые и скоростные пассажирские. Был и военный вариант - разведчик с турелью Скарфа в задней кабине, на которой монтировался пулемет "Льюис".
Излишки истребителей старались пристроить на экспорт. Намеревались продать партию американцам, но те купили всего один экземпляр - для испытаний. Еще по одному самолету смогли всучить японцам и полякам. Латвия в 1923 году купила один истребитель без вооружения для летной школы
В июне 1921 года президент Литвы выделил деньги для приобретения в Англии двух истребителей. Литовские военные выбрали F.4, но выделенных средств на них не хватило. Недостающие деньги собрали среди американцев литовского происхождения. В сентябре самолеты прибыли в Лиепаю, там были собраны и перегнаны по воздуху на место постоянной дисклокации. Buzzard служили в Литве до 1925 года как истребители, а затем до 1932 года эксплуатировались как учебные.
В ноябре 1919 года один самолет для ознакомления перегнали в Португалию. Там на нем полетали и одобрили. Машину купили, а позднее, в 1923 году взяли еще три. Все четыре истребителя числились в 1-й истребительной эскадрилье до 1934 года.
Примерно то же было и в Испании. Ознакомительные полеты на Buzzard провели в октябре 1919 года, а лишь в мае 1924 года приобрели пять F.4 и столько же двухместных F.4A. К июню 1933 года самолеты были уже сильно изношены, семь из них находились на ремонте в Барселоне, а два передали летной школе. Сразу после начала гражданской войны в июле 1936 года полдесятка машин удалось привести в более-менее пристойное состояние. Их использовали для патрулирования окрестностей Картахены. Но попытка отправить дряхлые Buzzard на фронт закончилась неудачно. Всего за пару недель все они вышли из строя из-за разных неисправностей, даже не встретившись с противником. Последние самолеты пришлось списать в ноябре.
В августе - октябре 1922 года четыре Buzzard приобрела ирландская армия. В стране шла гражданская война. Спустя несколько месяцев эти самолеты использовали в борьбе с мятежниками в юго-западной части страны. Они вели разведку, разбрасывали листовки и сопровождали военные эшелоны. В нескольких случаях им довелось штурмовать пулеметным огнем группы пехотинцев, повозки или автомобили. Последний F.4 ирландцы списали в 1929 году.
В марте - июне 1927 года 14 машин приобрели финские ВВС. Как боевые самолеты они эксплуатировались недолго, до 1929 года, но позже где-то лет десять служили как учебные. Последние из них летали еще в 1940 году. Самым крупным иностранным заказчиком Martynside стала советская Россия. После Гражданской войны советская авиация располагала разношерстным парком весьма потрепанных и морально устаревших самолетов. Поскольку отечественная промышленность еще не оправилась от последствий двух революций и Гражданской войны, то ставку сделали на закупки за рубежом. В странах Антанты после капитуляции Германии и Австро-Венгрии накопились огромные запасы ставших ненужными аэропланов. Продавали их дешево и готовы были отгрузить хоть немедленно. В начале 1922 года советские представители заключили договор с компанией ADC, выкупившей истребители со складов Королевских ВВС. Первая партия состояла из 20 самолетов, доставленных в Петроград на пароходе "Миранда" в мае того же года.
Конструктивно Buzzard ничем не выделялся среди своих ровесников - большинства английских истребителей первой мировой войны. Фюзеляж-ферма из сосновых реек с внутренними расчалками и полотняной обшивкой.
Двигатель двухрядный V-образный с лобовым радиатором, как тогда говорили, - "автомобильного типа". Капот образован съемными дюралевыми панелями.
Крылья двухлонжеронные тонкого профиля с деревянным каркасом, обшиты полотном. Расчалки из профилированной стальной ленты с резьбовыми наконечниками (для регулировки), элероны на обоих крыльях.
Крупнее капот и места под два синхронизированных 7.7-мм пулемета Vickers.
Фото 40.
Шасси обычного типа с хвостовым костылем и резиновой шнуровой амортизацией. Но у нас тут ввиду финских особенностей, шасси лыжные...
Хвостовое оперение по конструкции аналогично крыльям. Стабилизатор подкреплен к фюзеляжу трубчатыми подкосами, сверху - к килю - ленточными расчалками. Проводка рулей мягкая, тросовая.
Общий вид сверху...
Модификации :
F.4 первая серийная модификация.
F.4A модель F.4, переоборудованная в двухместный туристический самолет.
F.6 двухместный F.4 с изменениями крыла и шасси.
Type А.Мk.I самолет с большой дальностью полета, переделанный из F.4.
Type AS.Mk.I A.Mк I, оснащенный поплавковым шасси.
Type A.Mk II вариант F.4 с закрытой четырехместной кабиной, перед открытой кабиной пилота.
A.D.C.1 обозначение варианта, созданного фирмой Aircraft Disposal Company с радиальным двигателем Armstrong Siddeley Jaguar мощностью 395 л.с.
Nimbus единственный самолет с двигателем Nimbus мощностью 300 л.с.
A.V.1 самолет, похожий на модель F.4A; изготовлен для конструктора двигателей Амхерста Виллиерса.
ЛТХ:
Модификация F.4
Размах крыла, м 9.99
Длина, м 7.77
Высота, м 3.15
Площадь крыла, м2 29.73
Масса, кг
пустого самолета 776
нормальная взлетная 1038
Тип двигателя 1 ПД Hispano-Suiza 8Fb
Мощность, л.с. 1 х 305
Максимальная скорость , км/ч 233
Крейсерская скорость , км/ч 204
Практическая дальность, км 650
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 7320
Экипаж 1
Вооружение: 2 синхронизированных 7.7-мм пулемета Vickers