Про молодежь

Jun 09, 2013 23:24


В среду 5 июня проводили очередное заседание Социологического Клуба IABC (https://www.facebook.com/groups/475605615797267/ ) и слушали двух замечательных коллег - Ольгу Крыштановскую и Ларису Паутову. Тема заседания - «Современная молодежь: ее ценности, приоритеты и карьерные предпочтения». Вообще было очень интересно, причем не только по содержанию, но и с методологической точки зрения. В отдельных местах выводы и интерпретации двух исследовательских программ («Лаборатория Крыштановской» и «Фонд «Общественное мнение») расходились очень существенно. Очевидно, что молодежь как объект исследования, будучи весьма динамичным по разным параметрам, очень чувствителен к методологии измерения. Одно только ограничение «объекта» по возрасту (до 24 лет, как в наших цирконовских работах 2005-2006 гг. или до 30, как в очень многих других) может привести к очень разным выводам. Я уж не говорю про качественно-количественную метод.дихотомию и особенности интерпретации молодежной риторики, в которой зачастую трудно понять, где правда, где стёб, где подражание и подстраивание под соц.норму. В общем, молодежная тема для социологии вечная и очень благодарная, каждые 6-7 лет можно проводить очередные исследования, и неожиданные «открытия» гарантированы. Поколение Y стремительно сменяет поколение Х, также как поколение Селигера сменяется поколением Сколково и Болотной (в смысле культурных образцов потребления и самореализации). И далее со всеми остановками…
По итогам заседания сформулировал четыре тезиса. Представляю их ниже. Подробнее про мероприятие см. здесь - http://www.communicators.ru/news/newsiabc/2013/06/06/itogi_05_06
1. Сейчас невозможно говорить о российской молодежи вообще. Она очень разная, есть вполне сопоставимые группы с диаметрально противоположными ценностями, жизненными стратегиями, отношением к основным политическим субъектам. Сегодня трудно говорить как о каком-то одном доминирующем тренде в молодежной среде, так и нескольких маргинальных группах. Маргинальность - почти норма, хотя и разнообразна в проявлениях, а норма в традиционном смысле практически отсутствует. Если в пору моей молодости в джинсах должны были быть все (даже говорили о том, как контркультура становится униформой), то сейчас на одной улице относительно спокойно уживаются хиппи и яппи, готы и гопники, хипстеры и «гастеры». Хотя возможно, этот «мультикультурализм» свойственен только большим городам, а в глубинке все менее плюралистично. В любом случае разных «молодежей» у нас много, и серьезной исследовательской проблемой является выявление чего-то общего.
2. Подтверждается известный 6-летний цикл смены «поколений». Молодежь сегодняшнего дня существенно отличается от молодежи 2005-2006 гг. (время проведения известных исследований группы ЦИРКОН, см., например, краткие фрагменты отчетов - https://www.zircon.ru/upload/iblock/e26/Molodezh_i_vlast_v_poiskah_vzaimnoj_opory.pdf   и https://www.zircon.ru/upload/iblock/f5e/060525.pdf ). Если тогда в среде молодежи был явно заметен тренд на политическую лояльность, государственно-патриотические ценности и ориентации на карьерное продвижение на государственной службе и в госкорпорациях, то сейчас такие ориентации явно ослабли, и напротив, возрастают ориентации на «протест», «отъезд» и другие деструктивные или эскапистские формы самореализации. Нельзя сказать, что такие «депрессивно-агрессивные» стратегии доминируют в молодежной среде, но их распространенность явно выросла.
3. Молодежь сегодняшнего дня - это молодежь «задержанной» и «догоняющей» социализации. Те механизмы социализации, которые ранее уже к 18 годам позволяли молодому человеку узнать про нормы и правила «общественной жизни», а также хотя бы немного освоить какие-то практики этой жизни, сегодня разрушены. Поэтому многие молодые люди, приходя на предприятия и в офисы в 20-22 года, практически впервые сталкиваются с необходимостью осваивать культуру коллективной работы и нормы рабочего «общежития» (в т.ч. ответственность за порученное дело), что часто создает конфликтные ситуации с руководством и вообще старшим поколением, предъявляющим молодым претензии в инфантильности.
4. Вместе с тем, весьма вероятно, что те нормы и практики, которые сейчас приносят в трудовую сферу молодые люди, не есть временные девиации, а, напротив, являются новой формой адаптации современного человека к резко изменившимся условиям жизни. В настоящее время все социальные процессы серьезно ускорились, социальные и технологические изменения становятся постоянным фоном жизни, а образование, полученное однажды, не обеспечивает устойчивых жизненных карьер. Сама жизнь заставляет на протяжении трудового цикла 2-3 раза менять образование, специальность и трудовые навыки. Молодежь видит, что окружающий их контекст (в т.ч. социально-политический) меняется быстрее, чем требуется для построения длинных жизненных стратегий. В этих условиях часть молодежи отказывается от привычных для старшего поколения долгосрочных жизненных планов, начинает «жить сегодняшним днем», а стратегический профессиональный выбор заменяет постоянным фрилансом и временными работами, а то и просто непонятным миксом, в котором грань между работой и досугом стирается. При всей непривычности такой профессиональной «карьеры», возможно, это оправданная и конкурентоспособная стратегия, обеспечивающая лучшее выживание в постоянно изменяющейся среде. А динозавры с длинными жизненными стратегиями (вроде нас) скоро вообще вымрут :).
P.S. К пункту 2 см. также статью в журнале "Полития" 2005, №4 (с. 34-47) - http://politeia.ru/files/articles/rus/2005-04-34-47.pdf
Previous post Next post
Up