Среди многих тем (линий размышлений), коими устойчиво заполнена моя голова, одной из любимых является тема «сообществ».
Базовое понятие «сообщество» очень широкое и размытое, имеет много разных смыслов и смысловых сочетаний, наполняющих данное слово в зависимости от его использования и контекста использования. Конечно, для социолога это почти всегда «совокупность людей (индивидов), обладающая определенными характеристиками близости участников в социальном пространстве, силой их связей и общности/единства действий» (не ищите первоисточник, это я для себя так определил, хотя наверняка кого-то повторил :)). Ясно, что это понятие определяет что-то, находящееся между понятием отдельного человека (индивида, персоны) и понятием «общества в целом» - такое «подобщество» (или подмножество, как сказали бы математики). Но тут возникает интересный познавательный момент и вопрос: а что это за характеристики (свойства, качества, черты), которые позволяют назвать некоторую совокупность людей «сообществом» (не «обществом», не «классом», не «группой», не «коллективом» и т.п.)? В зависимости от ответа на этот вопрос появляются много разных пониманий и толкований слова «сообщество». И еще очень распространен вопрос типа «с чего начинается куча?», то есть вопрос о критических размерах сообщества: снизу число участников, меньше которого оно скорее должно называться группой или как-то иначе (примеры: семья большая или малая, производственное подразделение, хуторяне и т.п.), и сверху число участников, больше которого возникают сомнения в должной связности и общности сообщества (вспомним ограничивающее «число Данбара» для социальной сети одного человека и т.п.).
Модель социального окружения человека
Разбираться в разнообразии сообществ (профессиональных, территориальных, ценностных и т.п.) весьма интересно и занимательно, и многие коллеги-социологи с увлечением ищут и находят ответы на поставленные вопросы. [В свое время Г.Зиммель задался вопросом «как возможно общество?», но очевидно не менее интересен и сложен вопрос «как возможно сообщество?», как вообще возможны объединение, устойчивая связь и совместная деятельность многих отдельных и самостоятельных индивидов?]. Есть разные типологии (классификации) сообществ, но отмечу одну смысловую развилку, создающую различение «коммуникативных сообществ» (сообществ общения) и «деятельных сообществ» (сообществ практики). Эта развилка меня довольно сильно занимала в период 2011-2015 гг. Точнее, занимал феномен «деятельных сообществ», по поводу которых я сподвигнулся сделать множество выступлений и даже написать несколько статей (что мне совсем не свойственно). Более того, разбираясь в понятии «деятельного сообщества» (community of practice), почувствовал себя мольеровским мещанином, вдруг осознавшим, что «уже более сорока лет говорит прозой». Оказывается, мое постоянное (с 80-х годов) увлечение созданием разного рода клубов, ассоциаций и прочих объединений является ни чем иным как неформальным (любительским) строительством и развитием «деятельных сообществ». И главное, такая деятельность в мире, во-первых, востребована, во-вторых, уже институализируется и профессионализируется как community management (хотя здесь community не обязательно «деятельное»).
Предполагая коммерческий потенциал community management (CM), мы с коллегами даже создали в 2011 году предприятие по оказанию соответствующих услуг CM на основе появившихся тогда специализированных онлайн-платформ, вложились в формирование рыночного предложения, организовали презентации для бизнес-структур и НКО, даже
книжку иностранную совместно с ФОМ перевели и издали. И «не зашло»... Хотя один экспериментальный «трек» - сообщество
«Открытое мнение» - можно признать сравнительно удавшимся (по сути, не коммерчески).
Социальная организация
В конце 2015 года мы фактически закрыли для себя это направление активности (ну, кроме «Открытого мнения»). Осталось только кладбище идей и соображений на сайте Social Business Group (см.
https://socialbusinessgroup.ru/media ). И тут началось... Где-то с 2017 года просто бум создания «сообществ» на коммерческой основе, появляются школы комьюнити-менеджмента и «ассоциации фасилитаторов», а вакансии на позиции комьюнити-менеджеров начинаются с уровня 2000$ в месяц и далее на повышение. Интересно, что случилось? Что изменилось в обществе, что это все стало так востребовано? Очень бы хотелось услышать по этому поводу какие-либо гипотезы и обсудить их.
Одна из попыток вольного обсуждения явления «деятельных сообществ» была предпринята добрым товарищем Сергеем Журавлевым в прошлом году, когда он решил написать свою очередную книгу про то, как хорошо и правильно делать что-то совместно (на этот раз как хорошо совместно заниматься стратегическим планированием :)). И вот книжка
«Сопричастное стратегирование и проектирование» вышла из печати (рекомендую). И в ней в конце отдельным фрагментом наш с ним
разговор о сообществах .
Сопричастное стратегирование и проектирование
Сегодня (25.06) у Сергея Евгеньевича день рождения, поздравляю его, желаю новых творческих прорывов и дарю этот небольшой триптих о деятельных сообществах (следующие части в ближайшие дни).