Цвет нации.

Jul 27, 2014 14:36

*не об Украине*

Рекомендую посмотреть фильм Парфёнова о Проскудине-Горском, авторе потрясающих по качеству цветных фотографий Российской Империи начала двадцатого века. Это единственная возможность посмотреть на удивительное буйство красок там, где все привыкли видеть мутные чёрно-белые фотографии.

В целом я Парфенова хотя и недолюбливаю за его постоянные причитания "о России, которую мы потеряли" к месту и не к месту ( уже писал об этом), тем не менее настоятельно рекомендую посмотреть этот фильм, его тема настолько интересна и малоизвестна широкой публике, что ценен любой материал. Посмотрите и вы, не пожалеете. Всем, кто заинтересуется наследием Проскудина-Горского, рекомендую почитать вот этот блог: http://oldcolor.livejournal.com/
Кстати, в этом блоге месть множество фотосравнений, на которыйх видно, что далеко не всё, что снимал Проскудин-Горский, утрачено, как можно было бы подумать, посмотрев фильм Парфенова. Есть множество мест, которые сохранились почти такими же, как и сто лет назад, но он решил на таких снимках не останавливаться, бог ему судья.

Еще несколько мнений о фильме (отрывки):
Что делает ценным документальные фильмы о минувших днях? Что могло бы сделать ценным для меня фильм про такого скучного фотографа, как Прокудин-Горский?
На оба этих вопроса ответ один: анализ.
Если вы, Леонид, показываете нам что-то, то уж возьмите на себя труд сложить два и два, и объяснить, что все это значит, в глобальном смысле.

Как пример того, что я имею ввиду.
В то же самое время, во Франции, вели такие же цветные съемки фотографы Альбера Кана. И создали гигантский архив цветных фотографий страны довоенной, военной и послевоенной. И видно, что Франция, которую они потеряли (прости, Говорухин), точно так же потеряна, как и Россия. И не потому что у Французов была революция. И не потому что французы алкаши. И не потому... - ну список можно продолжать. Просто Мир изменился. И вы знаете, на материалах музея Альбера Кана (а его фотографы делали, помимо Франции много съемок по всему миру) сделали прекрасный фильм - "Удивительный мир Альбера Кана". Его показали по культуре года два назад, и думаю, Парфенов его видел. Ну не мог не видеть.

Вот первая серия, что бы вы почувствовали разницу: http://video.yandex.ru/users/aioanna/view/75
И вот этот фильм просто волшебный. Это пример того, как можно сделать прекрасное кино, если напрячься, и найти людей, которые что-то могут рассказать.
http://mimal.livejournal.com/1141651.html

Спустя неделю после премьеры посмотрел новый фильм Парфенова «Цвет нации». Про Сергея Михайловича Прокудина-Горского, пионера цветной фотографии в России. Ну то есть, это я думал, что фильм будет про Сергея Михайловича Прокудина-Горского, и тот, факт, что фильм оказался про Леонида Геннадьевича Парфенова, это собственно моя вина и моя проблема.

...

А что в фильме про этого самого Прокудина-Горского, спросите вы? Да собственно ничего. Ни откуда он такой взялся, ни где учился, ни как стал тем, кем стал, ни как придумал свой способ цветной фотографии. Ни-че-го. О его технике рассказывается очень скомкано и быстро, поскольку автор фильма, похоже, сам не понимает, в чем она заключается, потому решил не заострять. Ничего нет ни о том, почему это круто, как снимали другие фотографы у нас и за границей, нет даже попытки как-то вставить в контекст эпохи. Нет ни слова о проекте восстановления фотографий, который сам по себе целый сюжет. Что узнал обычный человек по просмотру фильма? Он узнал, что был такой Прокудин-Горский. Первый российский фото-блогер. Много ездил по стране и наделал цветных фоток. А царь его фотки лайкал. Все. Ну еще открытками фарцевал.

...

Так собственно, а чем заняты почти полтора часа фильма? Парфенов приезжает на некое место, показывает (плохо, криво и недолго) снимок этого места, сделанный Прокудиным-Горским, а потом сравнивает с тем, что там сейчас. И грустно констатирует, что нонеча не то, что давеча. Этот вид зарос деревьями, и тот зарос деревьями, и вон тот, и эти оба (деревья - вообще главное зло). Тут уровень реки поднялся, а там наоборот упал. Это здание сгорело, то разрушено, тут перестроено, там заштукатурено, здесь перепрофилировано. И все это с нервом, со слезой в голосе. Сплошная «Россия, которую мы потеряли». Даже не мы. Жители ТОЙ России все уехали в Париж и там умерли. Они то и есть/были «цвет нации». А мы типа уже позже как-то самозародились на опустевшей территории, как мыши в грязном белье.

Я в общем эту тоску понимаю и даже готов разделить, но не всю сразу, а по пунктам. Главным из которых будет: а при чем тут Прокудин-Горский? Если фильм о потерянных памятниках архитектуры, то его героем мог стать кто угодно. Хоть бы тот же Лужков-Батурин. Можно походить по Москве с цветными полароидами 80-ых в руках и посравнивать. Там не на фильм, там на сериал наберется. И слеза в голосе прорежется сама собой, помимо воли. А потом посмотреть на наряды той эпохи. На розовые цветы на фиолетовом фоне, на желтые штаны-бананы, голубые дутыши, красные толстовки, голубые волосы, сравнить их с нынешними мышино-серыми нарядами и впасть в сплин и тоску.
http://nikolaitsch.livejournal.com/326192.html

фильм

Previous post Next post
Up