Мне, как бывшему шахтеру, особенно интересны были подробности аварии на шахте "Листвяжная". Опять, как и после других подобных аварий, пошла информация, что тамошние шахтеры подкручивали датчики метана, чтобы работать при загазованности выше нормы. Норма в мои времена была 1% (1.2% по особому разрешению в шахтах с очень большим выделением метана), похоже, она осталась на том же уровне.
Ну, думал я, слегка подкручивали, чтобы работать процентах при полутора. Но то, что я прочитал
здесь, повергло меня в изумление:
«Была загазованность семь процентов. Звонил начальник и спрашивал, мол, почему не спускаетесь. Слесаря ему говорят, что семь процентов, на что он ответил: "Запускайтесь"»
Семь процентов?! Да это ж почти
оптимум для взрыва! То ли люди этого не понимали, то ли вели себя как настоящие самоубийцы...
Пока искал информацию об аварии, наткнулся на заметку
"На шахте «Листвяжная» запустили уникальный дизельный вездеход для доставки горняков в забой". Как так?! На сильно опасной по газу шахте ничего подобного не допустили бы. Поискал еще -
нашел: шахта по газу относится к самой низкой, 3-й категории. Тогда откуда там такая загазованность?! Я вот некоторое время поработал на сверхкатегорной шахте "Южная" в Воркуте. На ней суточное выделение метана было на порядок больше (при на порядок меньшей добыче). И ничего, справлялись. Поскольку я работал в службе автоматизированной газовой защиты, то имел возможность лично наблюдать, что концентрацию метана удерживали в пределах нормы. Вроде за все 50 с лишним лет эксплуатации обошлись без взрывов.
P.S.
Еще свидетель:
"Шесть, семь, восемь процентов метана - лава [комбайн] едет. Ставьте, говорит, на комбайн перемычки и езжайте дальше. А при двух процентах комбайн вырубается. Ну, типа, и что? Ставят перемычки и едут дальше. Приказ директора."
Моя не понимай, как так можно...
Еще по теме:
Самые опасные профессии