В городе новый социализм. Я называю это социализмом идентичности.
Старый социализм, о котором мечтал Карл Маркс, касался рабочего класса, тех "синих воротничков", которые, по иронии судьбы, голосовали за президента Трампа. Но сегодняшнему социалисту наплевать на парня в каске. У того был шанс на революцию, и он его упустил. Сегодняшний социализм - это все, что касается расы, пола и прав трансгендеров. Класс устарел.
Чтобы понять это, нужно понять захват университетских городков левыми и все беды, которые от этого произошли: от MeToo до Black Lives Matter и девочек, соревнующихся с биологическими мальчиками. Но культура университетского городка теперь метастазирует в культуру всего общества. Как сказал либеральный писатель Эндрю Салливан: «Сейчас мы все живем в университетском городке».
Социализм идентичности - это прежде всего разделение. Не просто классовое разделение, но теперь и расовое, гендерное, трансгендерное. Черные и латинос включены, белые - нет. Женщины включены, мужчины - нет. Геи, бисексуалы, транссексуалы, трансгендеры включены; гетеросексуалы - нет. Нелегалы включены, коренные граждане - нет.
Можно подумать, что все это часть политики инклюзивности, но думать так - значит, видеть только половину картины. Суть в том, чтобы не только включить, но и исключить.
Итак, откуда взялся этот социализм идентичности? Познакомьтесь с Гербертом Маркузе.
Маркузе родился в Берлине в 1898-м году и бежал из Германии на заре нацистской эры. После учебы в Колумбии, Гарварде и Брандейсе Маркузе переехал в Калифорнию, где в 1965-м году начал работать в Калифорнийском университете в Сан-Диего. Можно подумать, что пребывание в таком раю, как Южная Калифорния, со всеми удобствами и привилегиями академической жизни, могло бы смягчить марксистскую ненависть Маркузе к капитализму. Но этого не случилось. Чем больше он процветал, тем больше хотел разрушить систему.
Однако у него была проблема. Большая проблема. Социализм не работал в Америке. Жизнь была слишком хороша. Рабочий класс в США не стремился ниспровергнуть существующий порядок, он стремился владеть домом. Как разжечь революцию без революционеров? У классического марксизма на это не было ответа. Но почти через сто лет после Маркса его нашел Маркузе. Ответом были студенты университетов. Они станут новобранцами того, что он назвал Великим Отказом - отрицания и ниспровержения свободного рыночного капитализма.
Условия были идеальные. Студенты шестидесятых уже жили в том, что фактически было социалистическими коммунами - университетских городках. Вместо того, чтобы быть благодарными своим родителям за предоставленную им возможность учиться, они мучались беспокойством и скукой. Самое главное, они искали «смысл», форму самореализации, выходящую за рамки материального удовлетворения.
Конечно, как и во всех успешных социальных движениях, решающим было время. Здесь Маркузе очень повезло. Шестидесятые - это десятилетие войны во Вьетнаме. Студенты столкнулись с перспективой призыва в армию. Таким образом, у них были корыстные причины противостоять войне. Маркузе и его приспешники превратили этот эгоизм в праведность, научив студентов, что они не уклоняются от призыва; они - благородные бойцы сопротивления, участвующие в глобальной борьбе за социальную справедливость.
Маркузе изображал Хо Ши Мина и Вьетконг как своего рода пролетариат третьего мира, борющийся за освобождение от американского империализма. Это была подмена марксистских категорий. Новый рабочий класс - это вьетнамские «борцы за свободу». Злыми капиталистами были американские солдаты, служившие правительству США.
Маркузе обнаружил, что, помимо студентов, есть и другие группы, которые можно привлечь. Первой была Black Power, воинствующая часть движения за гражданские права. Прелесть этой группы, с точки зрения Маркузе, заключалась в том, что, в отличие от белых студентов, ее членов не нужно учить искусству обиды; у черных были обиды, уходящие корнями в прошлое. В результате еще одной перестановки в марксизме «черные» станут рабочим классом, «белые» - классом капиталистов. В этом случае раса заняла место класса.
Еще одним источником недовольства стали феминистки. Маркузе понимал, что их тоже можно научить считать себя угнетенным классом. Это, конечно, потребует дальнейших изменений в марксизме: «женщины» теперь будут рассматриваться как рабочий класс, а «мужчины» - как класс капиталистов; категория класса теперь будет изменена на пол.
Маркузе также понимал, что для обучения и мобилизации всех этих групп, скучающих студентов, обиженных чернокожих и разгневанных феминисток, потребуется время. Но он не торопился. Вскоре радикальные студенты превратятся в радикальных профессоров, преподающих социализм идентичности следующему поколению впечатлительных новобранцев.
Со временем, полагал Маркузе, университет сможет создать новый тип культуры, и эта культура затем проникнет в более широкие слои общества и заразит школьное образование, средства массовой информации и индустрию развлечений. Даже крупный бизнес, сам ненавистный класс капиталистов, не выдержит.
Он был прав. Социализм идентичности наступил.
Мой перевод из
What Is Identity Socialism? Еще по теме:
Герберт Маркузе и другие (Франкфуртская Школа) Тихая революция: возрождение марксизма в либеральном обличии Почему крупные корпорации поддерживают левый тоталитаризм?