Заколебали! Я этот
текст точно уже видел, и довольно давно. Разберем, что в нем не так.
Во-первых, с какого хрена эти заводы "советские"? Почти все упомянутые предприятия были созданы либо еще до революции, либо в довоенные годы, во времена независимости прибалтийских государств. Хоть советские их и захапали, краденое своим не становится. Исключение, само собой, автобусный завод, производивший убогие микроавтобусы на агрегатах "Волги".
Во-вторых, загнулись они по той же причине, что и тысячи предприятий в самой России: за годы мудрого руководства родной коммунистической партии заводы устарели, а их продукция стала неконкурентоспособной.
Например, ВЭФ под конец советской власти выпускал квазиэлектронную АТС "Квант", славившуюся своей выдающейся, даже по советским меркам, ненадежностью. В СССР-то их насильно всучали, директивно было запрещено устанавливать новые электромеханические АТС. Помню разговор с одним начальником с крупного ленинградского завода. Тот упомянул, что они собираются получать "Квант".
- На хрен вам это дерьмо?! Они же не работают!
- Знаю. Но на новое строительство мы можем купить только "Квант". Ну ничего, мы его потом быстренько спишем, как неработоспособный, а вот уже на замену разрешается покупать электромеханические!
Ясное дело, что при нормальной рыночной экономике подобное фуфло никому не впаришь. А поскольку рынок в Прибалтике развивался опережающими темпами по сравнению с Россией, то и заводы эти загнулись очень быстро.
Привело ли все это к деиндустриализации Прибалтики? Сравним. Например, Эстония экспортирует машин и оборудования примерно на 3 тыс. долл. в год в расчете на одного жителя, а "великая индустриальная держава" Россия - примерно на 200 долл.. Ну, если прибавить туда оружие - на 300...
P.S.
Рижский государственный электротехнический завод «ВЭФ» P.P.S. Впечатляющее видео Волгоградского тракторного завода. Если кто не в курсе - это не в Прибалтике...
Click to view