Как курды стали союзниками США.

Oct 10, 2019 16:55




"Это полное безумие", сказала Сьюзан Райс в понедельник в передаче “The Late Show with Stephen Colbert” на CBS. Бывшая советница по национальной безопасности при президенте Бараке Обаме имела в виду решение президента Трампа вывести войска США с севера Сирии. Она была особенно встревожена тем, что изобразила как опасное предательство Отрядов народной самообороны, также известных как YPG, курдских сил, которые помогли возглавляемой США коалиции победить Исламское государство.

"Это люди, которые в течение последних четырех лет боролись за нас, с нашим вооружением, чтобы победить ИГИЛ", - сказала она. "И они делали это с огромной эффективностью и принесли огромные жертвы, а мы просто сказали им "Увидимся" и позволили туркам, которые подобны голодному волку, пытающемуся убить ягненка, сделать это."

В последние несколько дней множество бывших чиновников Обамы повторяло эту историю, которая, по меньшей мере, вводит в заблуждение. Райс и ее коллеги хотели бы заставить нас поверить, что команда Обамы разработала очень эффективный план стабилизации на Ближнем Востоке, работая с такими группами, как YPG, а Трамп, непоследовательный и импульсивный, отметает все это, стремясь к сближению с Анкарой. Это чепуха.

Фактически, тесные отношения с YPG были ситуативным решением, которое оставило большие стратегические проблемы для Трампа. Трамп унаследовал от Обамы дисфункциональную стратегию противодействия ИГИЛ, которая создавала все больший беспорядок в регионе и ставила американские силы в невозможное положение.

Безусловно, YPG - хорошие бойцы, и американские солдаты, сражавшиеся вместе с ними, высоко их ценят. Но решение сделать их основным союзником для победы над ИГИЛ было связано со скрытыми издержками: отчуждение одного из ближайших союзников Америки. YPG является сирийским крылом РПК, курдской сепаратистской группировки в Турции.

РПК, признанная Государственным департаментом террористической группой, ведет долгую войну против Турецкой Республики, в результате которой погибло около 40 тыс. человек.

Турки умоляли администрацию Обамы не оказывать поддержку их заклятому врагу, но обамовцы сказали им, по сути дела, сесть и заткнуться. Почему? Отношения Америки с YPG были прямым следствием величайшей ошибки администрации Обамы: попытки достичь стратегического соглашения с Ираном.

Все началось в 2014-м году с осады Кобани, курдского города на северо-востоке Сирии, который был окружен боевиками ИГИЛ. Поскольку бедственное положение в городе хорошо освещалось в американских СМИ, Обама оказался под политическим давлением, от него требовали военного вмешательства для снятия осады.

До тех пор, однако, он усиленно избегал участия в сирийской гражданской войне. Конечно, он хотел избежать увязания в этой трясине, но он также не хотел враждовать с иранцами и русскими.

К тому времени уже шли переговоры, которые впоследствии приведут к ядерной сделке с Ираном. Но Дамаск был близким союзником как России, так и Ирана, поэтому любая американская интервенция в Сирии могла расстроить новые отношения, которые Обама пытался наладить с Москвой и Тегераном.

Этот фактор является скрытым ключом к пониманию того, почему команда Обамы склонялась к YPG, чтобы решить свои проблемы. Группа имела долгую историю сердечных отношений с русскими и иранцами, и, что лучше всего, она не собиралась свергать режим Асада. Любая другая группа, которую Обама мог использовать для победы над ИГИЛ, выступала против Асада.

Так что нет, Трамп не предает YPG. Он стремится восстановить баланс в американской внешней политике.

YPG с самого начала знала, что ее отношения с Вашингтоном носят временный и тактический характер. Она не воевала за Соединенные Штаты. Америка вооружала, обучала, оснащала и финансировала YPG. Мы оказали сильную военную поддержку, включая воздушные бомбардировки, которая позволила им победить всех противников в регионе. Благодаря этой помощи сила, влияние и территориальный охват группы вышли за пределы ее самых смелых мечтаний. В то же время, Америка сдерживала Турцию.

YPG извлекла огромную пользу из этих усилий, а турецко-американские отношения пострадали в такой же степени. Перефразируя Сьюзан Райс, это был совершенно безумный способ решить проблему ИГИЛ. Если она и ее коллеги по команде Обамы хотят обвинить кого-либо в создавшемся беспорядке, они должны рассмотреть возможность взглянуть в зеркало.

Мой перевод из How Obama’s team set up Trump’s Syrian dilemma.

Еще по теме: Почему президент Трамп должен следовать своей интуиции во внешней политике

P.S. Интересный материал (на английском):
Не романтизируйте курдов

Сирия, Трамп, США, политика

Previous post Next post
Up