В ходе летнего путешествия мы провели несколько дней в Кыргызстане, по пути из дома в Таджикистан и Китай. Как мы добирались в Бишкек, я
успел написать еще по ходу поездки, а после этого руки так и не доходили. Хорошо, что вот сейчас, спустя почти год после поездки, я достал свой походный дневничок, и решил написать всё сюда.
Кроме Бишкека нам нужно было посетить Нарын и Ош, где ходят троллейбусы, и было очень интересно проехать трассу из Нарына в Джалал-Абад (Жалалабат) через Казарман, что проходит через три перевала, и по которой мало, кто проезжал. Ну и, естественно, отметиться на Иссык-Куле, где мы уже
побывали в августе 2011. Маршрут получился приблизительно такой.
17 июня 2013 года мы немножко погуляли по дождливой столице Кыргызстана, и решили выбираться в сторону озера Иссык-Куль не автостопом (всё равно этот участок уже проезжали), а опробовав местный пригородный поезд до станции Токмак (Токмок). Цена за билет - 26 сом (0,5$). Поезд из себя представляет несколько пассажирских вагонов с сидячими местами (комплектовка 2+2), которые тянет одна секция тепловоза. Отправление поезда около 16:30 со станции Бишкек-2. Дорога по Чуйской долине заняла около 2 часов. Выйдя из поезда, не спеша пошли по селу в сторону трассы на Балыкчи (Рыбачье). Но и не прошло получаса, как местные, увидев нас, позвали к себе в гости на ночлег. Остановились мы в хорошей семье у паренька по имени Бакыт. Нас очень тепло приняли, хорошо накормили (для нас напекли домашний пирог под названием "орого", правда в интернете я по такому запросу не могу найти ничего, а фотографий не сделал). Ближе к полуночи легли спать.
Стадион "Спартак" в Бишкеке. (
WM)
Вокзал Бишкек-2.
Билеты на пригородный поезд Бишкек-Токмок.
Поезд Бишкек-Токмак.
Поезд Бишкек-Токмак.
Вокзал станции Токмак (Токмок).
Место ночлега.
На пятнадцатый день путешествия мы отправились к озеру Иссык-Куль. Хорошо выспавшись, и поблагодарив за тёплый приём, мы отправились на трассу, и, поменяв 5 машин и несколько перепадов высот, оказались на южном побережье озера в районе поселка Оттук. (
WM) Поставили палатку, развели костёр, приготовили вкусный обед, хорошо выкупались (правда, вода очень холодная еще в июне). Релаксировали и наслаждались прекрасными видами вокруг, к слову сказать, погода менялась каждые полчаса.
Прощание с нашим хостером по имени Бакыт.
В дороге.
На высоте прохладно.
Вот таким нас встретило озеро.
А затем распогодилось
Это прекрасное одинокое дерево на берегу стало объектом наших многих фотографий.
А после был шикарный закат.
Наше скромное жилище.
19.06.2013.
Проснулись на берегу Иссык-Куля, сварили завтрак на костре, собрались и в путь. До Нарына сменили 4 машины, причем даже прокатились с китайцами на фуре, которые строят участок дороги "Бишкек-Нарын-Торткуль" в республике. Так что у нас были первые эмоции и, так сказать, подготовка к тому, что нас ждёт в Китае.
В Нарын мы приехали в 16-30, по пути наслаждаясь свежевыпавшим снегом на перевалах. Этот областной центр Кыргызстана по сути представляет одну улицу в широком ущелье между гор с рекой. Как оказалось, троллейбусы до сентября в городе на каникулах, поэтому Саша очень расстроился. Сходили в троллейбусное депо, там охранник сообщил Сашке, что билетиков там никогда не было и нет. Купили кумыса с лепешками, перекусили, и дальше в путь. Впереди неизвестная дорога на Джалал-Абад, по которой практически никто не ездит. Жители Нарына, чтобы попасть в западную часть Кыргызстана предпочтут ехать маршрутками через Бишкек. От местных мы только смогли узнать, что до Казармана точно транспорт ходит, там перевал открыт. Но мы были уверены, что обязательно проедем эту дорогу. В этот день мы успели проехать от Нарына около 90 км до посёлка Ак-Тал. От него по карте есть две дороги на Казарман: через Баетово (южная,
WM) и через Ак-Кыя (северная,
WM). Ни Яндекс, ни гугл-карты не показывают этой правильной северной дороги. Удалось найти через OpenStreetMap, а мы, кстати, использовали замечательное приложение для андроидовского планшета MapsWithMe, которое как раз таки использует карты OpenStreetMap. По
этой ссылке четко видно эти трассы. Так вот нужно двигаться по северной трассе через Ак-Кыя. Выйдя из машины в поселке Ак-Тал (
WM), мы перешли мост в нужном направлении, разбили лагерь, поужинали и легли спать.
Несколько утренних пейзажей с берега озера.
На позиции.
Детишки минут 20 скакали возле нас на осле, пока нас не забрала машина.
А вот и следующая машина. После того, как ребята подбросили нас до Кочкорки (
WM), они очень попросили нас сфотографироваться с ними.
Вид из окна фуры с китайцами.
Засыпанные свежим снегом горы на перевалах.
Дегустация кумыса. Организм, кстати, пострадал перед сном :-\
Центральная площадь города (
WM)
Нарынская облгосадминистрация.
Поворот к троллейбусному депо.
Троллейбусное депо города Нарын (
WM).
Потихоньку выбираемся из города.
Аутентичный стадиончик! (
WM)
Выехали из Нарына.
На этой позиции долго ждали следующей машины. Но вскоре нас забрали военные ребята, которые ехали со скоростью до 170 км/ч, дорога позволяла.
Прекрасные пейзажи по пути.
А вот и тот самый мост, перейдя через который, мы разбили лагерь и легли спать. Правда, кумыс не давал быстро заснуть :-)
Проспали мы 11 часов, проснувшись в 9-30. Развели костёрчик, добили овсянку с изюмом и сгущенкой, попили чайку, собрались, и на трассу. На самую глухую трассу Кыргызстана. Идем пешком на позицию, и вдруг машина. Не смотря на то, что в ней 5 человек, нас забирают до соседнего поселка Ак-Кыя. Рюкзаки кинули в багажник, я сел вперед, поделив пассажирское сиденье, а Саня влез назад.
Пассажиры этой машины оказались проповедниками ислама, и ехали проведать в это село самого высокого человека Кыргызстана, у которого рост 232 см, а размер ноги - 57. У этого парня по имени Женишбек очень большие проблемы со здоровьем, он страдает сахарным диабетом и общим истощением организма. Мы не стали с ним фотографироваться, как то выглядело бы это неэтично. Но по запросу в гугле "Женишбек Райимбаев" или "самый высокий человек Кыргызстана" можно найти и фото с ним, и какие-то статьи. Или, например,
это видео о том, где он и живет. В том самом месте мы и были. После встречи с ним, проповедники провезли нас еще пару километров до конца аула, где мы и стали ждать машину.
Но машин всё не было и не было, в среднем проезжала одна-две машины в час, забитые, как консервные банки, по 6-7 человек в машине. Мы не отчаивались, периодически прогуливались, периодически отдыхали в ожидании машин. Дойдя до места с родником (
WM), познакомились с большой семьёй, которые ехали в обратном направлении. Нас угостили очень вкусным напитком бозо, большим куском вареной говядины и хлебом, за что им огромное спасибо. Заняли очередную позицию. Редко проезжающие заполненные машины останавливались и говорили, что взяли бы нас с удовольствием, но некуда.
И всё же нам повезло. Остановился полупассажирский-полугрузовой Мерседес Спринтер, который ехал с пассажирами в Казарман, мы уместились в полупроходе (0,5 кв. м на двоих), сели прямо на рюкзаки. И тут начались потрясающие виды, мы ехали около четырех часов через два живописных перевала. Фотографии не передадут увиденного.
Из Казармана выбрались двумя машинами, прямо ситистопом. При чем второй драйвер, плохо говоря по-русски, нас еще завёз в аул с неизвестным нам названием (
WM), где его семья гостила у каких-то родственников. Там нас отлично накормили вкуснейшими мантами и чаем с лепешками. И затем, вместе уже с его семьей, он нас довёз до нужной нам развилки (
WM). Там мы залезли за гору, поставили палатку, и легли спать около 23-00.
Замечательная пустынная грунтовочка
То идём
То сидим
То снова идём
Перешли через мост (
WM)
Добрая семья у родника.
Идём уже на подъем.
И где-то отсюда нас забрали в Казарман.
А далее - замечательные виды с перевалов. На этой фотографии можно увидеть внизу дорогу, по которой мы топали пешком и ожидали машины.
Чем не место для съемки "Звёздных войн"? :)
21.06. 18 день путешествия. Проснулись очень рано, в 5-45. В 6-30 были уже на позиции. Никакого шума машин не было и близко, расстелили карематы на пригорке и задремали. Примерно через час проснулись от шума машины вдалеке. Не спеша собрали карематы, подняли руку, и... прямая машина в Джалал-Абад! В 10 утра мы уже были на месте, проехав очередной красивейший участок через перевал.
Жара неимоверная. В центре города купили арбуз за 50 сомов, скушали, и потопали в ошском направлении около двух километров, а затем ситистоп до самой трассы, где сразу же уезжаем на фуре до Оша. В Оше также температура под 40 градусов, желания гулять по городу нет. Саня опять обломался с билетиком из троллейбуса. Сами троллейбусы то ходят, а вот билетов там не выдают. Зависли мы в интернет-кафе связаться с родными. Желания задерживаться больше в городе не было, и мы выдвинулись маршруткой + ситистопом до выезда из города в сторону Баткена.
С веселым и интересным ровесником по имени Куштарбек мы доехали до Кызыл-Кыя, по пути он нас угостил, по его мнению, самой вкусной самсой Кыргызстана (мы этого тоже не отрицаем) и свеженькой дыней. А на прощание подарил еще одну дыньку! Только мы попрощались с ним, останавливается возле нас машина, и драйвер просто так дарит нам поларбуза, какой-то местный добрый человек решил остановиться и угостить путешественников. Следующий водитель, который нас провез буквально несколько километров, служил в Афганистане, успел рассказать веселых историй, и по пути заехать и купить нам свежих лепёшек (мы уже не знали куда складывать еду). Далее молодая пара провезла нас до городка Пульген, откуда берет начало новая трасса в Баткен. Участок до Пульгена мы ехали в объезд старой трассы, которая проходила по территории Узбекистана, туда никого не пускали из-за внутренних проблем двух республик. Так вот эта накатанная дорога в объезд проходит в облаках пыли. Дышать было невозможно. Естественно, окна позакрывали, чтобы пыль не попадала в салон. Но температура за бортом очень высокая, и из нас рекой вытекал пот. Только и успевали менять влажные салфетки. Но доехали довольные. Дошли до поворота на новую баткенскую трассу. И пока Саня побежал по делам насущным, а я принялся умываться, самозастопилась маршрутка до Баткена. Я объяснил свою сущность, и сказал, что мой друг отошел. Ребята подождали, и без проблем нас забрали в Баткен, по пути еще собирая пассажиров за деньги. С одними из пассажиров мы разговорились. Это супружеская пара Азиз и Гуля, которые работают в областном управлении баткенского Кыргызтелекома. Мы поведали им о своём путешествии, у них, оказывается есть сын нашего возраста, и завелась очень интересная беседа. Они же предложили остановиться в здании Кыргызтелекома. Естественно, мы были рады такому предложению, и нам выделили комнату в монтажной. Перед сном мы хорошо выкупались, и после чая с арбузом и лепешками заснули крепким сном.
Утренний подъем.
Топ-топ на позицию.
Наша трасса.
Ждем машину.
И прекрасные виды, жаль, из машины хороших кадров не сделать.
Джалал-Абад. Первый наш арбуз. И последний, за который платили деньги.
ВУЗ.
Джалал-Абад.
Ош. На фоне Сулейман-горы.
Самая вкусная самса Кыргызстана :)
Режу дыньку.
Фотография на прощание с Куштарбеком.
Наш ночлег в Кыргызтелекоме.
Собственно, здание Кыргызтелекома.
За время пребывания в стране мы потратили по 20 долларов.
А на следующее утро мы уже въехали в соседний и новый для нас Таджикистан. Об этом - в следующих частях.