О структуре самоуправления

May 20, 2009 17:11

Тот самый случай, когда структура имеет такое же решающее значение, как и люди в ней.
О структуре самоуправления

Она однотипно (если хотите - фрактально) повторяется от маленького коллектива до сверх коллектива, состоящего из меньших коллективов, как из отдельных людей, где и малый и сверх коллектив имеют одинаковое строение. Поэтому информационный предел схемы заключается:

1. В длительности вертикальной связи, когда информация от малых к охватывающим коллективам передаётся слишком медленно или со слишком большими помехами (отрыв интересов верхов от интересов низов).
2. В длительности горизонтальной связи, когда связи внутри коллектива слишком длинные, то есть он слишком большой или слишком разбросанный территориально, так что информация внутри коллектива проходит слишком долго для своевременного принятия им решений и действий.

Но мы можем видеть, что эти пределы на практике не носят принципиальный, непреодолимый характер и могут преодолеваться с помощью организационных мероприятий в виде улучшения связей внутри коллективов всех уровней и приведения размеров коллективов к оптимально среднему уровню, с целью минимизации числа вертикальных уровней (уровней иерархии - в идеале до 3-х ступеней).

Коллективы создаются по профессионально-территориальному принципу, то есть создаются профессиональные коллективы для некоторых территорий. Из индуистских (индийских) вед (Сатья Саи Баба, это тот человек, который бесплатно учит Ведам всех желающих), я взял 4 типа профессий, соответствующих 4-м типам интересов и умений людей:

* Союз (мудрецов) учителей - философов, священников, социологов, психологов, преподавателей и других «человековедов» - они задают нравственные стандарты и основы идеологии, ценностей, школы обучения для детей и взрослых.
* Союз власти - военных, силовых структур, судей, гос. Руководителей - организаторов (в том числе - и по финансовым вопросам) - они организуют гос. Структуры (коллегии), защищают закон и порядок;
* Союз плановиков и перспективных исследователей - тех, кто определяет потребности, хранит и распределяет мат. ресурсы и координирует производственные связи, кто занимается фундаментально-перспективными научными исследованиями - они обеспечивают планирование, стандарты и организуют свободный (рыночный обмен товарами и услугами).
* Союз практиков - фундаментальной и прикладной науки, специалистов, рабочих, крестьян, служащих - они проводят исследования, производят и предлагают всем разного рода продукцию и услуги.

Задача этих союзов, кроме поддержки организационной структуры, - это обмен информацией, взаимоподдержка и разработка каких-то общих концепций, стандартов.

Структура связей в коллективах - Структура коллегиального управления

Далее имеется структура коллегиального управления; она типичная для всех случаев коллективного самоуправления:

1. Есть общее коллегиальное собрание - высший орган власти (кроме выдвижения кандидатур на должности среднего и высшего коллегиального управления, но с правом отвода с этих должностей), с учётом стажа для разных вопросов. Решение общего собрания является последним (решающим) во всех спорных случаях. Оно утверждает высших коллегиальных управляющих. А также - вырабатывает мнение собрания предприятия по любому из волнующих коллектив предприятия вопросу и доводит его до сведения представителей предприятия в коллегиальном союзе, до совета экспертов коллегии. Занимается решением бытовых и других организационных вопросов на предприятии.
2. Есть собрание (суд) присяжных по коллегии (от 400 чел.), для оперативного разрешения повседневных вопросов, опять таки - с учётом стажа. Для оперативного разрешения разного рода споров - это второй орган коллегиальной власти, после общего собрания.
3. Есть собрание коллегиальных специалистов, которое утверждает проекты, принятые экспертами и утверждает кандидатуры управляющих, которые предлагает совет экспертов. Рассматривает мнение коллегиального союза, попечителя Коллегии, управляющих и депутатов Коллегии, управляющего предприятием и организует работу на предприятии. Организует обучение сотрудников предприятия и учеников. Занимается решением бытовых и других организационных вопросов на предприятии.
4. Есть совет экспертов коллегии, участие с учётом стажа и династии. Который концептуально решает, разрабатывает проекты и организует производственные, сбытовые, экологические, образовательные, бытовые, межколлегиальные, в целом общественные и др. вопросы. Рассматривает и предлагает кандидатуры управляющих собранию специалистов и, затем, - общему собранию.
5. Есть руководители коллегиальных производств, бытовой и культурной работы, руководители общеколлегиальных проектов и т.п. … , которые реализуют программы и политику совета экспертов, при условии их утверждения на собрании специалистов и на общеколлегиальном собрании.



(*) Типичная структура принятия решений коллективного самоуправления:

* Общее собрание коллегии созывается регулярно (не реже 1 раза в 3 месяца) с целью ознакомиться с докладами экспертов и руководителей о делах за отчётный период и подтвердить их полномочия. Или собрание созывается по другим протокольным поводам, например, чтобы подтвердить квалификацию и права по стажу для участников коллегий. Так же принципиально важна возможность внеочередного созыва собрания для решения вопроса по требованию инициативной группы от 3-х чел или по требованию от одного человека, но при условии, что на последнее требование не поступит отвода не менее чем от трёх человек. Вопрос собранию для рассмотрения может поставить его любой полномочный участник.
* И так же есть возможность безусловного рассмотрения вопроса коллегиальными присяжными, по любому требованию участника коллегии, независимо от его стажа.
* Вопросы извне коллегии рассматриваются советом коллегиальных экспертов, но информация о них поступает так же и руководителям, и коллегиальному собранию специалистов, и общему собранию.
* Решения общего собрания принимаются и исполняются согласно дисциплине принципа «демократического централизма», на основе понимания, безусловной ценности единства в общих делах (единства в положительном направлении, конечно, не в бандитизме) и уважения личного опыта, мнения и личных особенностей личности:
** Решение, требующее общего участия и принятое большинством, обязательно к исполнению всеми без исключения.
** Отказ от исполнения такого решения, является достаточным основанием для немедленного исключения из коллектива.
** Силовое навязывание меньшинством решения большинству недопустимо и является достаточным основанием для немедленного исключения этого меньшинства из коллектива (так же как и в случае подкупа, шантажа, преднамеренного введения в заблуждение, и т.д. …).

Что конкретно считать решением большинства?

Есть несколько вариантов:

* Или это большинство в совете представителей коллектива или в совете экспертов,- тогда решение верхнего совета, касающееся конкретного дела - общего для всех советов дела, - обязательно для всех других советов первичных коллективов;
* Или это решение большинства в коллективе, или большинства первичных советов; м.б., в виде съезда (строго подотчётных коллективу) представителей советов;
* Или как-то иначе (у меня как раз смешанный вариант из двух первых, - проект решения готовит совет верхнего уровня, но утверждается он или на съезде представителей всех низовых советов, или непосредственно в самих низовых советах). Проект - на совете экспертов или представителей, а утверждение - на собрании коллектива.

Кто ставит задачи перед советом верхнего уровня?

* Любой из участников этого совета;
* Любой совет нижнего уровня (и, соответственно, для совета первичного коллектива - любой участник этого коллектива).

Кто может вносить вариант решения на совет верхнего уровня или на общее голосование советов (м.б., - на съезд представителей советов)?

* Любой совет нижнего уровня (соответственно любой участник первичного коллектива).

Кто может требовать созыва внеочередного съезда представителей советов или внеочередного референдума советов?

* Группа из трёх советов нижнего уровня (или группа из трёх человек первичного коллектива);
* Или любой один совет нижнего уровня (один человек первичного коллектива), при условии, что его предложение не получит отвода от любых трёх советов его уровня (или от трёх других человек его коллектива).

Как же может быть устроена гос.проф.коллегия?

Принципиальная её основа - это собственно коллегиальность в выборах руководителей и в принятии решений. Здесь мы сразу же имеем ряд ограничений, связанных с коллегиальными профессиональными традициями. А именно стаж и признанная коллегией квалификация. (Но если коллегия была расформирована, решением референдума, то при новом формировании никакие ограничения по стажу и династии не учитываются.) Так, в выборах руководства (и в принятии важных производственных и других важных решений) решающий голос имеют только участники, начиная с некоторого стажа работы в коллегии (предположительно от 4 лет) и только в том случае, если они получили это право на соответствующем коллегиальном собрании, где так же должна быть подтверждена их проф. квалификация и добросовестность. Право выдвижения на особо значимую руководящую должность могут иметь только те, у кого родитель так же являлся участником той же коллегии, если в династии имеются деды, то такой кандидат пользуется преимуществом, при отсутствии нареканий с других сторон. На высшие должности в первую очередь рассматриваются кандидаты от династий, у кого и деды были участниками той же коллегии. В вопросах организации труда и быта участвует вся коллегия, с решающим голосом после полутора лет работы в коллегии, что должно быть подтверждено соответствующим коллегиальным собранием. В вопросах производственной, сбытовой, экологической и т.п. политики участвует вся коллегия, начиная от стажа в два с половиной года, (кроме ряда, особо указанных, важных вопросов и выборов руководителей среднего и высшего звена, где требуется стаж от 4 лет) и так же - после подтверждения собранием.

Дополнительно усилим роль народа в лице права вето для всенародного референдума (а точнее, - плебисцита (опроса), для этого случая), где или проходит утверждение одна кандидатура главного руководителя, которая выдвинута коллегией, или же референдум выбирает из нескольких кандидатур, но все они должны быть выдвинуты проф. коллегиями. (Здесь мы так же видим действие основного принципа народовластия - любой спор решается на референдуме/плебисците или на суде присяжных, при обязательном участии совета экспертов. Референдум при продлении срока полномочий обязателен. И кроме этого, предоставим референдуму, совместно с президентом, право реформировать коллегии: референдум имеет право на расформирование коллегии и поручение президенту сформировать новый кадровый и руководящий состав коллегий; при этом стаж и династии не учитываются. При этом предполагается, что на право гражданства так же имеются ограничения.

Выборы коллегиальных руководителей

1. коллегиальный совет экспертов принимает кандидатуры, обсуждает, рассматривает их и предлагает свой выбор общеколлегиальному собранию специалистов; В том числе совет экспертов может рекомендовать продлить срок полномочий руководителя.
2. общеколлегиальное собрание специалистов:
1. или утверждает кандидатуры от совета экспертов;
2. или добавляет свои кандидатуры и передаёт окончательный выбор общему собранию коллегии; так же и при продлении полномочий.
3. Руководители коллективов утверждаются в их коллективах. И в случае отказа, вопрос, с обоснованием отказа, возвращается в коллегиальный совет экспертов и рассматривается на общем собрании специалистов; то же при продлении полномочий.
4. Высший коллегиальный руководитель обязательно утверждается на общеколлегиальном собрании (в том числе и согласно принципу п.3.); то же и при продлении полномочий.
5. и затем, высший коллегиальный руководитель, передаётся для утверждения на всенародный территориальный референдум; так же и при продлении его полномочий, - он должен быть утверждён на всенародном территориальном референдуме.
6. В особых случаях общенародный территориальный референдум имеет право расформировать проф. коллегию и поручить президенту заново сформировать кадровый и должностной состав коллегии.
7. В случае конфликта между управляющим и подчинённым коллективом, коллектив обязан:
* предоставить совету экспертов коллегии подробное описание конфликта,
* и - или подать собранию коллегии требование о смене управляющего, - или подать совету экспертов коллегии требование о влиянии на управляющего.
* После получения требования:
o Совет экспертов коллегии обязан предоставить коллективу отчёт об аргументации поведения или работы управляющего и своих рекомендациях или поручениях управляющему. А в случае повторного отказа, совет экспертов обязан предложить коллективу другую кандидатуру ответственного управляющего.
o Собрание коллегии обязано направить в совет экспертов задание на повторное рассмотрение кандидатуры управляющего для этого коллектива.

Структура межколлегиального взаимодействия:

Она опять таки - типичная для коллективного самоуправления, но теперь роль отдельного человека - участника проф. Коллектива - играет отдельная проф. Коллегия - участник профессионального коллегиального союза:

* Коллегия на общем собрании:
o выбирает список допустимых представителей для присяжных на межколлегиальный повседневный суд присяжных, их стаж работы в их коллеги не может быть меньше 4 лет, и квалификация подтверждена собранием.
o И принимает решение о возможности представления коллегии на общем межколлегиальном собрании рядом выборных представителей (со стажем работы не менее 5 лет), в противном случае, все участники коллегии, подходящие по стажу (от 4-х лет) и квалификации обязаны участвовать в межколлегиальном общем собрании. Для представителей коллегии на межколлегиальном собрании действует принцип безусловной отчётности и безусловного исполнения данных собранием указаний. Кроме чрезвычайных обстоятельств, представителю коллегии для принятия решения по вопросу, для которого у него нет указания собрания безусловно требуется консультация с его коллегиальным собранием.
* А совет коллегиальных экспертов выбирает своих представителей в совет межколлегиальных экспертов, эти эксперты так же - безусловно - отчитываются перед коллегиальным советом экспертов (и общим собранием, конечно) и -безусловно - исполняют указания их совета, а в случае отсутствия указаний обращаются к их совету за консультацией, (за исключением чрезвычайных обстоятельств)
* Руководители межколлегиальных служб и проектов:
o Рассматриваются и предлагаются межколлегиальным советом экспертов;
o Утверждаются на общем собрании всех межколлегиальных специалистов; если собрание межколлегиальных специалистов добавляет и свои кандидатуры, то оно передаёт выбор кандидатуры на межколлегиальное общее собрание (или на референдум).
o Высший межколлегиальный руководитель обязательно утверждается на общем всеколлегиальном собрании и затем
o Высший всеколлегиальный руководитель утверждается на соответствующем территориальном всенародном референдуме.

* Для межколлегиального общего собрания и повседневного суда присяжных действуют те же самые правила, что и для коллегиального общего собрания (смотри (*)), но вместо отдельных людей в нём фигурируют единицы в виде целых профессиональных (коллегиальных - производственных) коллективов. Собрание коллегиального союза (обычно формируется из представителей первичных коллегий, но в принципе, на нём могут присутствовать и коллективы целиком), так же, как и собрание первичной коллегии:
1. вырабатывают общее (Коллегиальное) мнение по любому волнующему коллегиальный союз (отрасль) вопросу и доводят его до сведения или отраслевых (коллегиальных) депутатов в гос. Думе, или отраслевых (коллегиальных) управляющих в правительстве, или до сведения попечителя, экспертов, ответственных и заинтересованных лиц. И, при желании, непосредственно обращаются к любым представителям власти и средств информации;
2. рассматривает мнение попечителя, управляющих и депутатов в гос. Думе от коллегии и организует работу предприятий отрасли;
3. утверждает управляющих (директоров) на первичные коллегии, или же попечителей предприятия от коллегии, для организации его работы;
4. Обеспечивает обучение управляющих, рабочих и специалистов;
5. Занимается решением бытовых и других организационных вопросов между первичными коллегиями союза (предприятиями отрасли).

PS комментарий здесь http://community.livejournal.com/left_ideology/120456.html

коллегиальное самоуправление

Previous post Next post
Up