веды и христианство в ярославовых камнях

Jan 08, 2009 17:15

через http://www.rossija.info/
http://www.runitsa.ru/publikation/chudinov/sacred_stones/080109/

Валерий Чудинов

Рубрика «Священные камни» Стр.1
К проблеме Ярославлевых камней

В моей книге «Священные камни и языческие храмы древних славян» (М., Фаир-пресс, 2004) имеются надписи «Ярославлев камень». Такова, например, надпись рядом с титульной на Тверском камне, описанном Ф.Н. Глинкой и найденном им в Тверской Карелии, рис. 1.
...
В другом месте той же книги я написал: «Только камни Макоши были удостоены особой чести почитаться и при переходе к христианству. Видимо, такую привилегию им выдал Ярослав Мудрый, после чего они стали называться ЯРОСЛАВЛЕВЫМИ КАМНЯМИ. Однако позже, в XII веке этого для реабилитации камней Макоши было уже мало, и они были по приказу полоцкого князя Бориса “крещены”, то есть на них начертили кресты и надпись ГОСПОДИ, ПОМОЗИ РАБУ ТВОЕМУ. Еще позже, при сыне Бориса Рогволоде той же операции подверглись лики Макоши в виде плит. При этом крещеный камень был подарком верховного жреца Руси. А крестить камни Макоши следовало ввиду их особых свойств - умения исцелять, умения обучать любви, умения совершать разного рода магические процедуры. Камни других богов такими свойствами не обладали и операции крещения не подверглись, а посему были прозваны Черными, Синими, Чертовыми, Козьими камнями. И лишь камни Макоши уцелели в христианстве; более того, их “выдавали черни” на время даже в дни христианской Пасхи. И хранили в христианской ризнице наравне с христианскими сокровищами, а выдачу населению и возвращение назад записывали. А могли и подарить такой камень в отдаленные районы. И об этом ничто, кроме надписей на самом камне, не повествует».
...
Называя вещи своими именами, получается, что Ярослав Мудрый узаконил двоеверие. Оглашенный как бы получал двойное гражданство в каждой из религий. При этом, как я понимаю, он освобождался от обязанности носить символ веры - восьмиконечный ведический или четырехконечный христианский крест. Но в таком случае и камни, бывшие в ведической религии целебными культовыми реликвиями Макоши, становились одновременно и церковной атрибутикой христиан, причем выбивать на камнях крест, как это приказал полоцкий князь Борис, уже не было никакой нужды. Достаточно было просто называть эти камни Ярославлевыми. В этом, на наш взгляд, и заключалась особая мудрость князя Ярослава.
...
Ингваровы камни. В скандинавской литературе существует также термин «Ингваровы камни». Они упоминаются в таком контексте: «Древнеисландская «Сага от Ингваре Путешественнике» вошла в научный оборот еще в XVIII веке и особенно интенсивно изучается в связи со сходством ее сюжета и шведских рунических надписей, условно называемых «Ингваровыми камнями» (ГЛА, с. 61). Замечу, что, во-первых, в Швеции даже в XVIII веке никаких гонений на ведические камни не было, что позволило сохраниться надписям на них с беллетристическим содержанием, тогда как на Руси они методично уничтожались, и, во-вторых, что исследователи охотно называют камни по написанным на них текстам. У нас же камни названы Ярославлевыми не исследователем (в данном случае не мной), а автором надписей, что существенно достовернее.
...
Обсуждение. Приведенные сведения проливают дополнительный свет не только на датировку создания надписей ЯРОСЛАВЛЕВ КАМЕНЬ, но и помогают понять разное отношение к литотекам под открытым небом, которые одинаково существовали как в Скандинавии, так и в России. Если в Скандинавии, где часть камней написана рунами Одина, а часть - рунами Макоши и Рода (существуют даже камни со всеми видами надписей) не было ничего похожего на реформу Никона, и камни уже несколько веков сберегаются, описываются и изучаются, то у нас, напротив, после реформы Никона истреблению подверглись камни с наиболее явными, красивыми и содержательными надписями. Произошел искусственный отбор - осталось только то, что внешне мало походило на скопление букв, либо надписей на первый взгляд не было видно вовсе.

Так неожиданно нашелся ответ на тот вопрос, который мне часто задают мои оппоненты - почему наши предки писали так, что их надписи вообще не видны невооруженным глазом? А ответ, оказывается, лежит на поверхности - потому что был акт сознательного уничтожения нашего национального достояния, разрушение камней с явными надписями. И оттого завоевавшие нас скандинавы и перенявшие от нас традицию писать рунами теперь считаются народом древности весьма просвещенным, тогда как мы - народом если и не неграмотным вовсе, то каким-то полуграмотным.

Так что если судить по аналогии со скандинавскими рунными камнями, у нас тоже были длинные беллетристические тексты, выбитые рунами. Да только мы их своими же руками и извели - иные камни положили под апсиды церквей, другие - в фундамент дома, третьи размолотили на булыжники, четвертыми вымостили дороги. Так нам повелел поступить не только патриарх Никон, но и складывающаяся династия Романовых. Ибо говорить о том, что до них существовала процветавшая при ведизме империя Руси Славян, означало весьма унижать их собственные деяния. А культовые камни оказывались немыми свидетелями прошлого. Поэтому их следовало как можно быстрее и надежнее убрать, что и было сделано уже в XVIII-XIX веках.

Проведенное рассмотрение помогло нам понять, по крайней мере, одно из деяний, за которые Ярослав был прозван «мудрым»: он не стал искоренять ведизм, чтобы не вызывать отторжение княжеской власти со стороны народа, но он и не отказался от христианства, церковного оплота князей. Он смог их соединить в то, что некоторые историки называют двоеверием, хотя и этот термин не вполне устраивает христиан. Дав поблажку сторонникам ведизма, он предотвратил религиозную гражданскую войну, а постепенное наступление христианства на ведизм продолжалось, и век спустя Борис уже приказывал на камнях выбить всем заметный крест, а в середине XIV века двоеверие и вовсе прекращается. Таким образом, двоеверие как реальная сторона жизни средневековой Руси фактически продолжалось 300 лет. Однако, будучи упраздненным фактически, двоеверие еще 300 лет проявлялось в своеобразном поведении христиан, которые отмечали ведические праздники и не закрывали действующие ведические храмы и монастыри. И только реформа Никона устранила такое поведение христиан и «де юре». К тому же она запретила не только строительство ведических храмов, но и существование уже существующих. Так что реформа Никона явилась не первым, а вторым и окончательным ударом по двоеверию.
...
Литература

ГЛА: Глазырина Г.В. О шведской версии «Пряди об Эймунде» // Норна у источника судьбы. Сборник статей в часть Елены Александры Мельниковой. М., Индрик, 2001, с. 61-69
УСП: Успенский Ф.Б. Крещение костей Олега и Ярополка в свете русско-скандинавских взаимосвязей // Норна у источника судьбы. Сборник статей в часть Елены Александры Мельниковой. М., Индрик, 2001, с. 407-414

религия, история Руси

Previous post Next post
Up