Школа по мотивам Макаренко ++

Feb 20, 2015 15:41

Школа по мотивам Макаренко (до 600 человек, если больше, то директор будет путаться в учениках).

* Директор школы:
- организует коллектив учителей
- и коллектив школьников.
Задача Директора и его коллектива:
- обучение детей наукам, знаниям и навыкам - учебный процесс.
- воспитание детей - то есть, морально-нравственный климат в коллективе и деятельность коллектива.

* Учителя школы:
- проводят учебные занятия, согласно учебного процесса.
- организуют дополнительные добровольные кружки, секции, факультативы - разновозрастные участники которых организуются в Отряды.
- могут быть руководителями одной или нескольких Учебных Групп (классный руководитель, куратор).

* Старшие Ученики (семпаи) - Школьный Актив - Они выбираются Директором и Советом Школы - это помощники Директора, Учителей и Учителей, ведущих дополнительные, добровольные кружки и секции, факультативы. Они составляют организационный Актив Школы и берут командование над Учебными Группами и факультативными Отрядами (то есть, играют роль классного руководителя, куратора группы или отряда), а возможно, берут и Шефство над отдельными Младшими школьниками и т.п.. Важно отметить, что Старшие Ученики - это не подмастерья в учебном процессе, они не делают уроки вместо или вместе с младшими, и они не подручные учителя, которые что-то делают по его просьбе, но их основная задача - это воспитание Младших школьников через становление и поддержание морально-нравственных традиций коллектива. Например, в армии иногда бывает, что поручения офицера относительно дисциплины в части и т.п. могут выполнять даже солдаты уголовного типа, что, очевидно, никак не приемлемо ни под каким предлогом. Из Актива Старших учеников, Советом Школы назначаются Командиры в Учебные Группы и Командиры факультативных Отрядов.

* Совет Школы * - состоит из Директора, Учителей и Старших учеников Актива школы (командиров учебных групп и отрядов). СОВЕТ ШКОЛЫ решает все текущие вопросы и проблемы школы. Они организуют и учебный процесс, и вне учебную жизнь школьников, то есть их воспитание и досуг. Поэтому требование только профессионального качества членов Совета Школы является недостаточным. Необходимы так же и морально-нравственные качества, позволяющие направлять в нужное русло вне учебную жизнь школы, её психологический климат и деятельность коллектива школы. В некоторых случаях возможно и разделение ролей, когда учитель осуществляет преимущественно учебный процесс, а старшие ученики - обезпечивают воспитательный процесс, соблюдение норм и традиций школы. Назначает из старших школьников (или учителей) Дежурного Командира Школы на день.

* Дежурный Командир Школы - является вторым лицом после Директора школы и организует все текущие школьные дела и вопросы, если для этого не требуется решение директора.

* Учебная группа - 10-15 человек (от 7 до 18) одного года обучения, если меньше или больше, то образуются кучки, которые откалываются от коллектива.

* Лекции - проводятся для многих групп одновременно.

* Уроки-семинары - проводятся для одной или 2-х, 3-х групп (по возможности).

* Учебный поток - из учебных групп одного направления от младших до старших.

* Учебный курс (класс) - учебные группы одного года занятий.

* Старшие учебные группы могут быть общими или тематически направленными с некоторым (не исключительным) преимуществом в разных сочетаниях:
1. естественно-научные (фундаментальные)
2. прикладные (технические)
3. общественные (художественные)
4. военно-спортивные (общественные)

* Командиры учебных групп (роль классных руководителей или кураторов группы) - это Учителя или Старшие Ученики из (Актива Школы) СОВЕТА ШКОЛЫ - они :
- организуют собрания своих учебных групп или отрядов,
- организуют или участвуют во внешкольных мероприятиях групп и отрядов,
- обезпечивают дисциплину и соблюдение морально-нравственных и других традиций школы в группе.

* Школьный совет может назначать из старших (и средних) школьников ШЕФОВ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ МЛАДШИХ И СРЕДНИХ ШКОЛЬНИКОВ. (Не только для проблемных, но и, по возможности, для всех.)

* временный Сводный Отряд - создаётся на некоторое время для проведения разового мероприятия или выполнения разовой работы, его командир назначается Советом Школы, преимущественно из старших школьников по принципу очерёдности, чтобы по возможности все Старшие школьники участвовали в организации отдельных мероприятий или работ.

* Общее собрание школы * (является основным воспитательным инструментом Директора).
== Решающий Голос имеют:
учителя, сотрудники, родители, старшие и средние школьники. Кроме младших школьников, которые присутствуют на собрании, но голос имеют только их родители.
== Решает вопросы:
- выбора из числа школьников ответственных начальников за наличные школьные дела и выбора командиров учебных групп и отрядов и назначения шефов младшим школьникам.
- внешкольного досуга, образовательных, культурных и спортивных мероприятий, хозяйственно-бытовой жизни школы и распределения её бюджета. Исключая определённые гос. законом расходы, в том числе и исключая оплату труда учителей и сотрудников. Включая определение качества, объёма и поставщиков питания и другого школьного оборудования, в рамках гос. стандартов и бюджета.
- дисциплины,
- приёма в школу и исключения из школы, учитывая гос. обязательства по образованию населения.
- формирования учебных групп и отрядов.
- содержания учебного материала и дополнительного образования, в рамках гос. программ и стандартов.
- ход учебного процесса в школе и другие общешкольные или групповые вопросы и проблемы.
- рассматривает предложения, пожелания, критику и другие индивидуальные и групповые запросы.
- рассматривает качество поведения и преподавания в школе со стороны учителей и сотрудников. Исключая приём или увольнение и размер гос. оплаты труда учителей и сотрудников школы
-(В перспективе, после коррекции программ обучения и определения допустимых норм школьного труда.) Имеет право рассматривать и решать вопросы дополнительной производственно-хозяйственной деятельности школы с привлечением добровольного труда школьников.

* Задача Учебного Производства (в перспективе, после коррекции программ обучения и определения допустимых норм школьного труда):
- прежде всего воспитательная, так как коллектив учится морально-нравственным и организационным правилам, нормам общего труда для какой-то общественной пользы.
- результаты производства могут использоваться школой для пополнения её бюджета, вознаграждения участников или другой пользы.

* Общее собрание учебной группы или факультативного отряда
- решает прежде всего учебные вопросы,
- а также - те же вопросы, что и общее собрание школы, но относительно своей учебной группы (одногодки) или отряда (разногодки), кроме вопросов относящихся к ведению всей школы.

========
Цитата из "Педагогической поэмы"
Официальным образом работа воспитателей делилась на главное дежурство, рабочее дежурство и вечернее дежурство. Кроме того, по утрам воспитатели занимались в школе.
Главное дежурство представляло собой каторгу от пяти часов утра до звонка "спать". Главный дежурный руководил всем днем, контролировал выдачу пищи, следил за выполнением работы, разбирал всякие конфликты, мирил драчунов, уговаривал протестантов, выписывал продукты и проверял кладовую Калины Ивановича, следил за сменой белья и одежды. Работы главному дежурному было так много, что уже в начале второго года в помощь воспитателю стали дежурить старшие колонисты, надевая красные повязки на левый рукав.
Рабочий дежурный воспитатель просто принимал участие в какой-нибудь работе, обыкновенно там, где работало более всего колонистов или где было больше новеньких. Участие воспитателя было участием реальным, иначе в наших условиях было бы невозможно. Воспитатели работали в мастерских, на заготовках дров, в поле и в огороде, по ремонту.
Вечернее дежурство оказалось скоро простой формальностью: вечером в спальнях собирались все воспитатели - и дежурные, и не дежурные. Это не было тоже подвигом: нам некуда было пойти, кроме спален колонистов. В наших пустых квартирах было и неуютно и немного страшно по вечерам при свете наших ночников, а в спальнях после вечернего чая нас с нетерпением ожидали знакомые остроглазые веселые рожи колонистов с огромными запасами всяких рассказов, небылиц и былей, всяких вопросов, злободневных, философских, политических и литературных, с разными играми, начиная от "кота и мышки" и кончая "вором и доносчиком". Тут же разбирались и разные случаи нашей жизни, подобные вышеописанным, перемывались косточки соседей-хуторян, проектировались детали ремонта и будущей нашей счастливой жизни во второй колонии.
Иногда Митягин рассказывал сказки. Он был удивительный мастер на сказки, рассказывал их умеючи, с элементами театральной игры и богатой мимикой. Митягин любил малышей, и его сказки доставляли им особенное наслаждение. В его сказках почти не было чудесного: фигурировали глупые мужики и умные мужики, растяпы-дворяне и хитроумные мастеровые, удачливые, смелые воры и одураченные полицейские, храбрые, победительные солдаты и тяжелые, глуповатые попы.
Вечерами в спальнях мы часто устраивали общие чтения. У нас с первого дня образовалась библиотека, для которой книги я покупал и выпрашивал в частных домах. К концу зимы у нас были почти вес классики и много специальной политической и сельскохозяйственной литературы. Удалось собрать в запущенных складах губнаробраза много популярных книжек по разным отраслям знания. Читать книги любили многие колонисты, но далеко не все умели осиливать книжку. Поэтому мы и вели общие чтения вслух, в которых обыкновенно участвовали все. Читали либо я, либо Задоров, обладавший прекрасной дикцией. В течение первой зимы мы прочитали многое из Пушкина, Короленко, Мамина-Сибиряка, Вересаева и в особенности Горького.
Горьковские вещи в нашей среде производили сильное, но двойственное впечатление. Карабанов, Волохов и другие восприимчивее были к горьковскому романтизму и совершенно не хотели замечать горьковского анализа.

образование, дети, будущее государство, будущее общество

Previous post Next post
Up