романтика, быт и древние греки - перспектива для обывателей

Mar 12, 2012 13:43

Ну что дорогие обыватели,(овощи, хомячки, быдло, усреднённый, средний, креативный, рабочий и прочие классы, как нас называют: охранители, патриоты, борцы за всякие идеи и т.п. ... - команды лидеров наций, государств, классов, партий и т.п. ...) . Обращу ваше внимание на взгляды тех, кто отрицает власть референдумов и судов присяжных (если их дополнить советами экспертов, то можно будет избежать древних недостатков и проблем в ходе решения задач, а дополнение территориально общинных судов проф. коллегиями (артелями) позволит действенно осуществить принципы самоуправления в условиях высокой профессиональной специализации). Они все утверждают, что власть должна быть у них, у их лидеров и организаций, потому что остальные: или враги и совсем не хорошие люди - это члены других команд, или ограниченные животные, дебилы, и т.д. (смотрим перечень выше) - нельзя же допустить на их взгляд, чтобы и эти "лучшие люди" и "овощи" сидели за одним столом в одном суде с равными правами и равной властью ...
Понятно, когда так считают, разного рода партийцы, гос.охранка очередных бар, которые не считают возможным, чтобы случайные люди с улицы принимали решение о выборе подрядчиков городского строительства, рассматривали их отчёты, отчёты мэров и т.п. ..., тем более решали бы вопросы пропаганды, прессы, войны и мира, производства и торговли ... вообще хоть что-то знали и что-то решали, кроме того, что они сами нам скажут. Показательно, что они все показывают пальцами вокруг, то есть друг на друга, с утверждениями, что это всё, все или дураки, или злодеи. Не буду спорить, им виднее, конечно, кто они есть. Однако, обыватели, которые просто работают, кто (пока ещё) в этом процессе не полностью замешан, напомню вам, что у нас есть перспектива, есть возможность жить в свободном и добропорядочном обществе, если, конечно, для этого постараться.

Обращу так же Ваше внимание на то, что главное условие прямой демократии - это равенство образования и обучения - это когда все хорошие военные, все грамотные священники, все строители, все образованные философы, ...., конечно, в меру своих способностей именно в таких обществах (прежде всего военное и религиозное равенство образования) она исторически и возникала в разных формах (древние греки, республиканский Рим, современная Швейцария).

http://www.lib.ru/POEEAST/FUKIDID/fukidid1_1.txt
(ИЗ РЕЧИ ПЕРИКЛА НАД МОГИЛАМИ ВОИНОВ, КОТОРЫЕ ПЕРВЫМИ ПАЛИ В НАЧАЛЕ
ПЕЛОПОННЕССКОЙ ВОИНЫ)

Кн. II, гл. 37. "Наш государственный строй не подражает чужим
учреждениям; мы сами скорее служим образцом для некоторых, чем подражаем
другим. Называется этот строй демократическим, потому что он зиждется не на
меньшинстве, а на большинстве (демоса). По отношению к частным интересам за-
коны наши предоставляют равноправие для всех {1}; что же касается
политического значения, то у нас в государственной жизни каждый им
пользуется предпочтительно перед другим не в силу того, что его поддерживает
та или иная политическая партия, но в зависимости от его доблести, стяжающей
ему добрую славу в том или другом деле; равным образом, скромность звания не
служит бедняку препятствием к деятельности, если только он может оказать
какую-либо услугу государству. Мы живем свободною политическою жизнью в
государстве и не страдаем подозрительностью во взаимных отношениях
повседневной жизни; мы не раздражаемся, если кто делает что-либо в свое
удовольствие, и не показываем при этом досады, хотя и безвредной, но все же
удручающей другого. Свободные от всякого принуждения в частной жизни, мы в
общественных отношениях не нарушаем законов главным образом из страха перед
ними и повинуемся лицам, облеченным властью в данное время; в особенности же
прислушиваемся ко всем тем законам, которые существуют на пользу обижаемым и
которые, будучи неписанными, влекут (за нарушение их) общественный позор
{2}.
...
(41) Говоря коротко, я утверждаю, что все наше
государство - центр просвещения Эллады; каждый человек может, мне кажется,
приспособиться у нас к многочисленным родам деятельности, и, выполняя свое
дело с изяществом и ловкостью, всего лучше может добиться для себя
независимого положения. Что все сказанное не громкие слова по поводу
настоящего случая, но сущая истина, доказывает самое значение нашего
государства, приобретенное нами именно благодаря этим свойствам.
Действительно, из нынешних государств только одно наше выдерживает
испытание, чтобы стать выше толков о нем; только одно наше государство не
возбуждает негодования в нападающих на него неприятелях в случае поражения
их такими людьми (как мы), не вызывает упрека в подчиненных, что они будто
бы покоряются людям, не достойным владычествовать. Создав могущество,
подкрепленное ясными доказательствами и достаточно засвидетельствованное, мы
послужим предметом удивления для современников и потомства, и нам нет
никакой нужды ни в панегиристе Гомере, ни в ком другом, доставляющем
минутное наслаждение своими песнями, в то время как истина, основанная на
фактах, разрушит вызванное этими песнями представление. Мы нашей отвагой
заставили все моря и все земли стать для нас доступными, мы везде соорудили
вечные памятники содеянного нами добра и зла. В борьбе за такое-то
государство положили свою жизнь эти воины, считая долгом чести остаться ему
верными, и каждому из оставшихся в живых приличествует желать трудиться ради
него" {4}.
==
http://www.yspu.yar.ru/hreader/2/?in=3
Лица, лишённые права выступать в Народном собрании.

"28. Кому же, по его [то есть законодателя] мнению, нельзя выступать с речами? Тем, кто вёл постыдный образ жизни; им он не разрешает выступать перед народом. А где он всё это разъясняет? В законе о проверке гражданской пригодности ораторов. Если, заявляет он, в Народном собрании попытается выступить человек, который бьёт своего отца или мать, или не содержит их, или не предоставляет им жилища, то он будет лишён права говорить. И, клянусь Зевсом, это - прекрасное установление, по крайней мере на мой взгляд. Почему? Потому что если человек дурно относится к тем, кого он должен почитать наравне с богами, то спрашивается: что тогда могут ожидать от него чужие люди и вообще весь город?

29. А какой другой категории людей законодатель воспретил выступать с речами? Тем, говорит он, кто не участвует в походах, в которые его назначают, или кто бросил щит. Это справедливая оговорка. Почему? Да потому, милейший, что если ты не берёшь в руки оружия для защиты нашего города или не можешь защитить его по своей трусости, то не считай себя вправе и подавать ему советы.

Ну а в-третьих, о ком говорит законодатель? О тех, кто по его выражению, занимался проституцией или предавался распутству. Ибо тот, кто тело своё продал на поругание, тот по мнению законодателя, легко продаст и общее благо государства. 30. Ну а в-четвёртых, о ком он говорит? О тех, кто, по его выражению, промотал либо отцовское достояние, либо другое какое-нибудь имущество, доставшееся ему по наследству. Ибо тот, кто собственным домом управлял плохо, по мнению законодателя, и общим достоянием государства распорядится подобным же образом. И вообще законодателю казалось невозможным, чтобы один и тот же человек в частной жизни был дурным, а в общественной - порядочным".
Эсхин, I, 28-30.
==
Выборы по жребию, жалованье.
Повторность занятий должностей

62. В числе назначаемых по жребию должностных лиц в прежнее время одни избирались из целой филы вместе с девятью архонтами, другие, избиравшиеся в храме Фесея, распределялись по демам. Но так как в демах началась торговля местами, то и на эти должности теперь избирают из целой филы, за исключением членов совета и стражей43. Выборы этих последних передают в демы.

Жалованье получает, во-первых, народ за рядовые народные собрания по драхме, а за главные - по девяти оболов44. Затем в судах получают по три обола; далее, члены совета - по пяти оболов, а тем из них, которые несут обязанности пританов, прибавляется на продовольствие один обол. Кроме того, девять архонтов получают на продовольствие по четыре обола каждый, причём они содержат глашатая45 и флейтиста46; затем архонт, назначаемый на Саламин, получает по одной драхме в день. Афлофеты обедают в Пританее в течение месяца гекатомбеона, когда справляются Панафинеи, начиная с четвёртого числа. Амфиктионы, назначаемые на Делос, получают по драхме ежедневно с Делоса. Наконец, и все должностные лица, которые посылаются на Самос, Скирос, Лемнос или Имброс47, тоже получают деньги на продовольствие.

Военные должности можно занимать по нескольку раз, а из остальных ни одной нельзя занимать вторично; только членом совета можно быть дважды...
Аристотель, Афинская полития. Часть II. 43-59, 61-62 // Хрестоматия по истории древней Греции. Указ. изд. С. 227-237.
Перевод С.И. Радцига

Типы судов (по Аристотелю)

Прежде всего установим число отдельных видов суда. Их восемь: один - для принятия отчётов от должностных лиц; другой - над теми, кто нанёс ущерб государству; ещё один - по поводу государственных преступлений; четвёртый - для разбора тяжб между должностными и частными лицами по поводу штрафов; пятый - по поводу крупных торговых сделок между частными лицами; кроме того, по делам об убийстве и для разбора судебных дел, касающихся иноземцев... Наконец существует суд для разбора судебных дел по мелким торговым сделкам.
Аристотель, Политика IV, XIII, 1, 1300b13-33.

Роль суда в защите демократии

Ведь существуют три важнейших условия, которые постоянно охраняют и оберегают демократию и благополучие государства, - во-первых, законный порядок, во-вторых, - голосование судей, в-третьих, - суд, который передаёт преступления на их рассмотрение.
Ликург, Речь против Леократа, 3-4.

Суд и законы

Ведь судья поставлен не для того, чтобы миловать по произволу, но для того, чтобы творить суд по правде; и присягал он не в том, что будет миловать кого захочет, но в том, что будет судить по законам.
Платон, Апология Сократа, 35е.

"Затем, господа судьи, если кому кажется наказание слишком большим и закон слишком строгим, вы должны помнить, что вы пришли сюда не законодательствовать о них, а решать дела по существующим законам, и не жалеть виновных, а скорее изливать на них гнев и помогать всему государству, прекрасно зная, что, наказав немногих за прежние проступки, вы заставите многих в большей степени соблюдать дисциплину в будущих сражениях".
Лисий, XV, 9.

Клятва гелиаста

149. Я буду подавать свой голос в соответствии с законами и постановлениями народа афинян и Совета пятисот. Я не окажу поддержки тирании или олигархии, и, если кто попытается упразднить демократию афинян или станет против неё выступать или вносить предложения, направленные против неё, я не стану им подчиняться. Я не буду поддерживать требования отмены частных долгов или передела земли и домов афинян. Я не стану возвращать на родину изгнанных или тех, кто приговорён к смертной казни. Я не буду изгонять граждан, живущих здесь, в нарушение существующих законов и постановлений народа и Совета афинян, я не буду делать этого сам и не допущу, чтобы так поступали другие. 150. Я не буду утверждать в должности тех, кто не отчитался за свою прежнюю должность, будет ли это один из девяти архонтов или один из тех, кто избирается по жребию в тот же день вместе с девятью архонтами, будь то глашатай, посол или синедр. Я не допущу того, чтобы один и тот же человек занимал дважды одну и ту же должность или чтобы один человек занимал в течение одного года две должности. Я не буду брать взяток, используя должность судьи, сам или кто-нибудь другой или другая от моего имени по сговору со мной, прибегая к каким-либо уловкам или хитростям. 151. Возраст мой - не менее 30-ти лет. Я буду одинаково беспристрастно выслушивать выступление как обвинителя, так и обвиняемого, и голос свой буду подавать по существу рассматриваемого дела. Поклянись же Зевсом, Посейдоном, Деметрой и призови погибель как на себя, так и на дом свой, если ты в чём-то нарушишь эту клятву; если же ты будешь её точно соблюдать, да выпадут тебе на долю многие блага.
Демосфен, XXIV, 149-151.

Судебная практика

"Мы видим, господа судьи, что если подсудимый, приведя своих детей, плачет и жалуется, то вы жалеете детей, что они из-за него лишатся граждан-ских прав, и прощаете проступки отцов ради детей, хотя ещё не знаете, какими они будут, когда вырастут, - хорошими или дурными".
Лисий, XX, 34.

"Ведь, конечно, ему нельзя прибегнуть даже к тому средству, которое у нас в городе теперь вошло в обычай, - не приводить никаких оправданий против обвинения; но иногда подсудимый старается обмануть вас, рассказывая о себе не относящиеся к делу вещи: указывает на то, что он доблестный воин, или что он, ставши командиром военного корабля, взял много неприятельских судов, или что он сделал дружественными вам города, бывшие прежде враж-дебными".
Лисий, XII, 38.

"Бывали случаи, когда обвиняемый был признан виновным, однако получал прощение от вас за указание на славные дела предков и на свои собственные заслуги".
Лисий, XXX, 1.

"И действительно, богатый откупится деньгами от суда..."
Лисий, XXIV, 17.

"Вы ведь, граждане, хорошо знаете об ухищрениях обвиняемых и о стремлении их к оправданию, и вам прекрасно известно, что с помощью денег или услуг им удавалось убедить многих из свидетелей забыть о происшедшем, или не прийти на следствие, или найти какой-нибудь другой предлог".
Ликург. Речь, против Леократа, 20.

Предвзятость судов

"Разве ты не знаешь афинских судов? - сказал опять Гермоген. - Часто судьи, раздражённые речью, выносят смертный приговор людям ни в чём не виновным; часто, напротив, оправдывают виновных, потому что они своими речами разжалобят их или потому, что они говорят им приятные вещи".
Ксенофонт, Апология Сократа, 4.

Авторитет Совета Ареопага

"Берите в данном случае пример с Совета Ареопага, который из всех учреждений нашего города творит суд с наибольшим тщанием. Я имел возможность наблюдать, как ещё недавно многие были осуждены в этом Совете, несмотря на то, что они были превосходными ораторами и заблаговременно запаслись свидетелями. Наоборот, я знаю таких, которые выиграли своё дело, хотя они скверно владели речью и вовсе не имели свидетелей. Ибо члены этого Совета при голосовании исходят не из одних только речей и свидетельских показаний, но прежде всего из того, что они сами узнали и установили. Вот почему это учреждение всё время пользуется в нашем городе почётом и уважением.
Эсхин, I, 92.
==

мой PS
Именно Афинский суд присяжных (случайная выборка (жребий) из списка граждан - совет 500 и гелиея http://www.yspu.yar.ru/hreader/2/?in=3) был полной властью в Афинском Союзе (точнее, Афинский голос преобладал в среде формально равноправных голосов малых полисов союза). Суд присяжных может стать местной городской властью сразу, без подготовки, в любой момент (и это будет хорошая антикоррупционная основа системы власти). Итак, вся (законодательная, судебная, исполнительная) власть - референдумам и судам присяжных (лучше от 300 чел.) при поддержке советов экспертов! (это важное дополнение) Земля - безплатно в целевое использование. Организовать приём и рассмотрение предложений и вопросов в этот суд, равно от каждого гражданина из списка присяжных. Производителям минимальный налог и гос.площадки - маркеты для безопасной торговли без посредников и с проверкой качества. Если собирается налог в бюджет, то соответствующая гос.услуга безплатная, иначе - платная. А ещё, может быть, и создадим самоуправляемые проф. коллегии (фабрики и т.д. - самоуправляемым коллективам). (http://igor-mikhaylin.livejournal.com/241426.html) Центральная власть тем, кто это будет делать, хотя и там, можно сразу начинать вводить контролирующие референдумы по типу Швейцарских.
(Полноценное центральное (да и местное) самоуправление возможно только после работы стабильных самоуправляемых проф. коллегий.)

древние греки, прямая демократия, история, демократия

Previous post Next post
Up