Почему мы молчим о Вацлаве Гавеле?

Dec 21, 2011 23:22



Смерть Ким Чен Ира вызвала на удивление мощную информационную волну 19 декабря. Наверно, о цунами в Японии писали меньше.

СМИ разогнали новость так, будто вся планета жила предвкушением смерти лидера КНДР. Даже лента твиттера в этот понедельник в основном состояла из остроумных комментариев вроде «не к тому народу пришел Св.Николай».
Среди всего этого многообразия заголовков о Северной Корее ели заметно проскочила новость о смерти Вацлава Гавела. Этот человек взял на себя ответственность за первые социально-экономические и политические реформы в Чехии. Он же сделал возможным присоединение государства к Евросоюзу, заручившись поддержкой западных соседей и Штатов.


Что меня удивляет, сложилась странная тенденция, когда все знают диктатора из КНДР, а об одном из ключевых реформаторов Восточной Европы многие узнали только после его смерти. И то: как? Например, биографическая справка на Корре похожа скорее на историю болезни, чем на описание жизненного пути одного из крупнейших европейских политиков 90-х.

Возникает закономерный вопрос: почему, мы стремимся к развитии демократических ценностей, но интересуемся больше диктаторами?

Перед Северной Кореей, к примеру, не стоит и не стояла задача проведения комплексных реформ, технологической и моральной модернизации страны. В то же время, достижения в государственном управлении Президента Чехословакии, а затем и Чехии - станут не лишними и на нашем собственном пути. Тем более, что Вацлава Гавела ставят в один ряд с Лехом Валенсой и Нельсоном Манделой, которых мы часто приводим друг другу в пример.

Но вместо того, чтобы резюмировать жизненные достижения этого человека, проанализировать или хотя бы определить общие направления, в которых нам был бы полезен этот опыт, СМИ подводят итоги правлению диктатора КНДР.

Можно ли после этого бить себя в грудь и кричать, что мы все до мозга костей демократы? Можно. Но словами Бернарда Шоу: «Демократия - это такое устройство, которое гарантирует, что нами будут управлять не лучше, чем мы того заслуживаем».

международная политика, демократия

Previous post Next post
Up