«В самом деле, естественными науками давно уже доказано, что причиной образования тепла может быть или движение, или соприкасание с горячим телом, или световое излучение. Ими установлено было также, что солнцу самому по себе не присуще ни тепло, ни какое-либо другое из подобных качеств, порождаемых смесью элементов, как было доказано в них и то,
(
Read more... )
<< Не понимаю этой твоей фразы: "...о солнце можно с равной степенью убедительности сделать два вывода: (1) солнце холодное, ... и (2) солнце теплое". Он в не делает выводов в этом фрагменте, а отсылает к факту, на который опирается -- солнце холодное.>>
Логический анализ работает так: если тело нагревает излучением, следует ли из этого, что оно не теплое. С необходимость не следует, поэтому «(1) солнце холодное, но излучает свет, которым нагревает землю, и (2) солнце теплое и излучает свет, которым нагревает». На основании чего можно исключить одно из двух утверждений? На основании свойств материи как таковой.
Reply
Или для правильного прочтения нужно переставлять местами посылки и выводы?
Еще вопрос: воздух доходит до сферы Венеры и дальше?
Reply
Reply
Reply
Попробую прочесть.
Reply
Reply
Смотри, мне показалось, что И.Т. рассуждает достаточно грамотно (в моем понимании -- не делаю общего утверждения). Он рассматривает все способы нагрева земли. И когда говорит о передаче тепла от нагретого тела, не просто рассматривает пару солнце-земля, но и пару воздух-земля. Про воздух выше Венеры спросил, потому что если бы это точно считалось так, то можно было бы рассуждать о передаче тепла (или его отсутствии) между землей и солнцем через этот посредник и соприкосновения. А он этого не делает.
Для меня в пользу твоего мнения, что И.Т. хочет доказывать то, что сам же постулирует априорной истиной, говорит какая-то зацикленность на теплоте солнца. Вот например, почему вместо: "...солнце не нагревает землю так, как горячие тела нагревают предметы, входящие с ними в соприкосновение, поскольку солнце не является само по себе чем-то горячим," -- не сказать, что земля просто лишь не входит в соприкосновения с солнцем? Неважно, горячее оно или нет. Отсюда, кстати вопрос про костер возник. Я понимаю, что бритвы Оккама еще нет. Но ( ... )
Reply
Ну, по моему пониманию (опыту) аналогия есть. Костер может нагревать на расстоянии. Костер в формате пожара даже на большом расстоянии. А к солнцу просто не удается приблизиться на достаточное расстояние. Можешь указать на текст, который бы мне пояснил, почему я в этом неправ?
Reply
Reply
Вот если б мы знали, что
а) костер считался теплым;
б) умел передавать тепло излучением;
в) костер и солнце могли считаться одной материей,
то можно было бы предположить, что неупоминание огня указывает на то, что И.Т. этого не хочет делать. А действительно хочет доказывать априорную истинность холодного солнца.
Reply
В принципе, и это уже чистая спекуляция на основе то, что я знаю о средневековой исламской культуре, а не на основе анализа текста Ибн Туфейля, в религиозном дискурсе существовало довольно жесткое различение между огнем и светом. Огонь был источником страданий в аду, а свет - частью блаженства в раю. Идея о том, что огонь есть источник света, возможно, была просто неприятна и даже контринтуитивна. Но это, конечно, не более чем спекуляции. А вообще идея о центральном огне была в античности, но она была связана с античным религиозным гелиоцентризмом, культом солнца и в исламе систематически отвергалась.
Reply
Leave a comment