Культурный капитал

Jun 06, 2012 02:04

Американские университеты делятся на две большие группы: частные и штатные, т.е. принадлежащие штатам. Штатные университеты финансируются соответствующими штатами далеко не полностью (например, университет Массачусетса штатом Массачусетс), часто из бюджета штата выделяется меньше половины расходуемых средств. Но все-таки какие-то деньги они получают стабильно, поэтому штатные университеты не бедные, но и не богатые. Разве что университеты штата Калифорния до кризиса выделялись на общем фоне и имели средства сопоставимые с крупными частными университетами. Взамен штатные университеты предоставляют существенные скидки постоянным жителям штата, так сказать, позволяя талантливым детям из малообеспеченных семей получить достойное образование по месту жительства. Ну или «достойное» - тут уж кому как повезет, но очевидно что жителям Западной Виржинии или Северной Дакоты всегда повезет немножко меньше.
Что касается частных университетов, то с ними как получится. Одни аккумулируют гигантский капитал, и натурально, как, например, Гарвард становятся владельцами заводов, полей, пароходов. Живут такие университеты с процентов от капитала, а плату за обучение берут, если берут, исключительно из жадности. Другие, как Массачусетский Технологический Институт (ага, он тоже частный), пристраиваются к федеральной кормушке оборонных заказов - что естественно не отменяет наличия у MIT огромного капитала и процентов с него. Третьи - и таких большинство - имеют капитал небольшой и получают значительную часть средств от платы студентов за обучение. Студент в последних превращается в дойную корову, которую учат, если он хочет учится, а если не хочет - развлекают за его же счет.
Деньги, из которых формируется капитал частных университетов, дарят бывшие выпускники и частные компании, с которыми университет сотрудничал или которые по каким-то неразглашаемым причинам решили его облагодетельствовать. Соответственно, чем больше у университета крутых выпускников, тем больше у него денег. Если добившийся успеха выпускник не дарит своему университету или колледжу деньги, это считается очень неприличным или даже ОЧЕНЬ НЕПРИЛИЧНЫМ, т.е. настолько неприличным, что все в итоге дарят, потому что прослыть ОЧЕНЬ НЕПРИЛИЧНЫМ в Америке очень неприлично. В любом случае, до такого никто старается не доводить, потому что слыть приличным в Америке очень прилично и главное выгодно, а один из установленных способов показать свою приличность - дарить деньги своему университету.
Собственно, к чему я это написал, а к тому, что стремление быть очень приличным приводит к казусам, результатом одного из которых стало существенное расширение нашей библиотеки, с которой теперь, когда мы собираемся покинуть Бостон, не очень понятно что делать. Рядом с нами есть университет Тафтс, типичный такой частный университет из неплохих. По вечерам я хожу туда гулять, как в парк - нормального парка-то рядом нет. Но про парки в американских городах это отдельная история...
Так вот, помимо денег люди завещают университетам здания (также как и вышеупомянутые заводы, поля, пароходы) и другие ценные вещи, включая книги. Завещанные книги американским университетам нужны не очень, особенно когда один экземпляр книги в библиотеке уже есть. Почему? Потому что, во-первых, в библиотеках и так мало места (а если его вдруг много, то всегда можно найти ему лучшее применение, чем ставить туда книги), во-вторых, у библиотек есть свои отдельные небольшие капиталы, которые по завещанию нужно тратить на новые книги, что во всех отношениях интереснее, чем возиться со старыми, в-третьих, наконец, если завести больше одного-двух экземпляров популярного издания, то студенты пожалуй что перестанут покупать книги, что нанесет удар по и без того дышащей на ладан капиталистической экономике. Потому библиотека Тафтса принимает единственно верное решение: отправить полученные в дар книги в мусорку, а поскольку туда отправляются первоклассные издания по гуманитарной тематике, мы их время от времени оттуда извлекаем и оприходуем.
В этой связи с нами даже однажды вышла очень характерная для американской жизни история. Алла залезла в контейнер и рылась там в книгах (да, для этих целей у Тафтса есть отдельный чистый и уютный контейнер в котором книги вывозят во вторсырье). Когда бдительный сотрудник библиотеки заметил это,он вызвал полицию Тафтса, ну то есть, по-русски говоря, чоповцев. Те приехали и немедленно нам объяснили, что контейнер является частной собственностью и сидеть в нем Алла никак не может. Правда полицейский оказался человеком понимающим и добродушным и уже вынутые книги тогда разрешил нам забрать.

academia, Америка, жизнь

Previous post Next post
Up