(no subject)

Apr 03, 2009 14:27

Ну давайте сравним, чтоли, дабы было понятно, в каком месте, и в какое время деградация стала утверждаться на практике.
Вот Литургия Златоустаго, и Литургия Василия - эпиклеза:

св. Иоанна Златоуста:              св. Василия Великого:
"Еще приносим  Ти  словесную      "Сего ради,  Владыко Пресвя-
 сию  и  безкровную службу и         тый, и мы  грешныии  и  не-
 просим и молим,  и мили  ся        достойнии раби  Твои,  спо-
 деем, низпосли Духа Святаго       добьльшиися служити Святому
 на ны и на предлежащия дары       Твоему Жертвеннику, не ради
 сия  и сотвори убо хлеб сей         правд наших - не бо  сотво-
 чесное тело Христа  Твоего,        рихом что благо на земли, -
 а  еже в Чаши сей,  честную         но ради  милости  Твоея   и
 Кровь Христа  Твоего.Прело-        щедрот Твоих,   яже  излиял
 жив   Духом  Твоим  Святым.         еси богатно на ны, дерзающе
 Аминь, аминь, аминь.                   приближаемся Святому Твоему
                                                       Жертвеннику. И  предложивше
                                                        вместообразныя  Святаго Тела
                                                        и Крове Христа Твоего, Тебе
                                                        молимся и  Тебе  призываем,
                                                        Святе Святых, благоволением
                                                       Твоея благости, приити Духу
                                                        Твоему Святому на ны  и  на
                                                        предлежащия Дары   сия,   и
                                                        освятити, и  показати  Хлеб
                                                        убо сей - самое честное Те-
                                                       ло Господа  и  Бога и Спаса
                                                        нашего Иисуса Христа,  Чашу
                                                        же сию   -   самую  честную
                                                       Кровь Господа  и   Бога   и
                                                       Спаса нашего Иисуса Христа,
                                                       излиянную за живот мира.
                                                       Аминь, аминь, аминь.

Что видим? Видим вместообразное предложение у Василия, освятити и показати, явить, тоись, освященными Дары Телом и Кровью.
У Василия отсутствовало преложение, вот что по этому поводу пишет владыка Василий Кривошеин:

Но еще более важна вторая интерполяция metabalwn tw Pneumati Sou tw Agiw - "преложив Духом Твоим Святым"), введенная в славянский текст Литургии Василия Великого под влиянием текста Иоанна Златоуста.
Самое меньшее, что можно здесь сказать, это следующее:
1) Эта интерполяция является недопустимой грамматической ошибкой, так как причастие metabalwn не может по-гречески следовать за неопределенным наклонением anadeixai. В Литургии святого Иоанна Златоуста оно следует за повелительным наклонением - poihson (сотвори). Следовало бы употребить другое неопределенное наклонение metabalein - "и преложити"; но интерполятор предпочел рабски следовать взятому им тексту.
2) Интерполяция эта излишня, так как анафора святого Василия Великого уже выразила прелагающее действие Духа Святого (призывая Его), тогда как в Златоустовской Литургии прошение было лишь о схождении Его на Дары, потому и добавляется "преложив".
3) Она создает литургическую чудовищность четырех благословений евхаристических Даров. Чтобы избежать этого, вопреки всей традиции, упраздняется третье благословение (сопровождаемое словами "излиянную за мирский живот").

и дальше сравниваем:

св. Иоанна Златоуста:                   св. Василия Великого:
"Якоже быти причащающимся во      "Нас же,  от единаго Хлеба и
 трезвение души, во оставле-         Чаши причащающихся, соедини
 ние грехов,  в   приобщение           друг ко  другу  во  единого
 Святаго Твоего   Духа,   во             Духа Святаго  причастие;  и
 исполнение Царствия     Не-         ни единого нас в суд или во
 бесного, в  дерзновение еже         осуждение сотвори причасти-
 к Тебе,  не в  суд  или  во              тися Святаго Тела  и  Крове
 осуждение.                                     Христа Твоего.  Но да обря-
 Еще приносим  Ти  словесную       щем милость и благодать  со
 сию службу о иже в вере по-           всеми святыми, от века Тебе
 чивших, Праотцех,    Отцех,           благоугодившими,   Праотцы,
 Патриарсех, пророцех,   От-          Отцы, Патриархи,   Пророки,
 цех, Патриарсех, Апостолех,         Апостолы,     Проповедники,
 Проповедницех,      Еванге-           Благовестники,    Мученики,
 листех, Мученицех,    Испо-          Исповедники, Учительми и со
 ведницех и  о  всяком  дусе           всяким духом  праведным,  в
 праведнем, в  вере скончав-          вере скончавшимся."
 шемся."

Опять что видим? У Василия причащаемся в соединение от единого Хлеба и Чаши (внимание! Хлеб и Чаша - это уже освященное так называется!) , у Златоуста во трезвение, приобщение, оставление.
Чуем разницу ?

евхаристия

Previous post Next post
Up