Из жизни психоголемов

Jan 12, 2013 14:40




- Психологи - великие люди! - еще не притронувшись к чашечке кофе, сходу огорошила меня давняя знакомая.
- Эээ?..
- Это же потрясающе! Я всего пару месяцев хожу на терапию, и у меня полностью поменялся взгляд на мир. Я поняла! Нужно думать о себе, заботиться о себе, и ни в коем случае не допускать, чтобы тобой манипулировали!..
Дальше я слушал в пол-уха.

Создавать искусственных людей всегда было прикольным занятием. Еще начиная с главного раввина Праги, известного талмудиста и каббалиста Махараля Бен Бецалеля, которому народная молва приписывает создание первого голема. Дело давнее, конец века этак XIV-го, но лиха беда начало…

Дальше этим занимались все, кому ни попядя. Особо распиарен был Виктор Франкенштейн, молодой студент из Женевы. Распиарен, кстати, совершенно незаслуженно. Ибо собрал он из частей человеческого тела полную херню, которая после оживления оказалась отъявленным монстром. И только с середины XX века все пошло куда веселее.

Потому что за дело взялись психологи и психиатры. Они подвели научную базу и поставили дело на поток. А главное - вместо вовсе нетехнологичной глины или малотехнологичного «Лего» из кусков неживого тела открыли бесконечный источник материала для изготовления големов - живых людей с проблемами в психике.

Психо-технология изготовления суррогатных людей достаточно сложна. И передается она, как и в древности, от мастера к ученику под неусыпным контролем мудрых супервизоров. Но главным принципом я вполне могу с вами здесь поделиться. Назовем его Принципом АА (Альтернативного Абсурда).

Возьмем в качестве иллюстрации работу известного Мастера ( http://gutta-honey.livejournal.com/345761.html). Мастера - без всякой иронии, ибо я отношусь к этому человеку с глубочайшим уважением как к специалисту и популяризатору. Но именно ее популяризаторский талант поможет нам понять суть Принципа АА.

Разобьем всю технологию для примера на несколько шагов. Шаг первый: нужно взять некую патологию, которая почти всегда есть доведение до абсурда неких вполне естественных человеческих качеств. На этот раз в руки Мастера попал альтруизм. И попал вполне заслуженно, ибо доведенный до абсурда альтруизм есть вполне очевидная манипуляция. Как в древнем анекдоте: «Ребята, у вас клей есть? - Прости, нет. - Ребята, я вам клей принес!» Ну, принес - давай, не нести же обратно. Что и позволяет добровольному снабженцу через какое-то время искренне оскорбиться: «Как не дашь взаймы?! А я-то тебе клей приносил…»

Какой вывод делает из всего этого нормальный человек? Что альтруизм - прекрасное качество, но когда это именно альтруизм. То есть - если за подарок, подаренный и принятый от чистого сердца (а так же заботу, помощь и прочие проявления бескорыстной прекрасности души) тебе не должны ничего, кроме искренней благодарности. Которая сама по себе жутко приятна и вдохновляет, но никаких прав дарителю не дает.

Для изготовления же психоголема требуется еще один шаг в том же направлении. Проходим мимо нормы и движемся - опа! - к противоположному полюсу, полюсу Альтернативного Абсурда. Ни у кого ничего не брать - ибо взяв, ты становишься должен! Никому ничего не давать - ибо дав, ты становишься манипулятором! «Границу держаааать!» Вокруг враги. Каждый за себя.

В идеале создаваемый психоголем должен обладать многими полезными свойствами. Вот только некоторые из них:

1. Вокруг психоголема - враги. Они только и думают, как тобой воспользоваться, манипулировать, перекроить твою жизнь под себя. Используя тайные приемы спецназа ГРУ, они просачиваются за границу твоего «Я» и делают свое черное диверсионное дело. И это вовсе не цветущая пышным цветом паранойя, а здоровая позиция в злобном и подлом мире.

2. Поэтому главная задача психоголема - держать границу своего «Я» на замке. Ни в коем случае не давайте собой манипулировать! Охраняйте свою свободу! Раз согласишься с тем, что жена просит, а тебе лень или не хочется, два согласишься - а там не успеешь оглянуться - и попал в зависимость, и не отношения у вас двух свободных субъектов семейного права, а вовсе симбиоз, или еще что похуже.

3. Психоголем всегда ставит свои интересы выше чужих. Эту жлобскую позицию он многословно обосновывает нежеланием быть невротиком и защитой от чужих тайных манипуляций. Жертвовать своими интересами можно только в случае надежды на выгоду, заметно превышающую саму жертву, да и то не стоит - можно привыкнуть.

4. Девиз психоголема - «будь самим собой!» Ну конечно, не тем лучшим, что есть в тебе как возможность, как проект, а… Просто собой. Какой есть. Сейчас. И если сейчас ты полная жопа - извольте принимать меня таким, а то это посягновение на мои права и неизбывные свободы. Потому что принимать людей такими, как они есть - завещано нам классиками гуманистической психологии.

5. Психоголем никогда не делает добрых дел просто так. Потому что не хочет быть манипулятором и ставить человека в психологическую зависимость. В идеале - никогда и никому не дает взаймы, чтобы человек не чувствовал себя тебе должным.

6. Психоголем никогда не принимает подарков, ценность которых выше общепринято-формальной. Зачем чувствовать себя обязанным дарителю? Зачем потакать манипуляциям? Миллион алых роз под окном? Спасибо, заберите обратно! Проблема в том, что психоголем в этом случае чувствует вовсе не благодарность (что приятно для обоих и ни к чему не обязывает) а именно обязанность, зависимость. Естественная реакция невротика.

7. Для психоголема любовь - процесс обмена приятными благами двух отдельных, замкнутых каждый в своих границах людей. Перестало быть приятно - не катастрофа, найдем другого, с кем будет приятно. Психологически зрелый человек не делает трагедии из разрыва отношений. А можно такую же, но перламутровыми пуговицами? Нет? Будем искать…

И, наконец, последний шаг. Созданный по этой технологии психоголем объявляется не психическим уродом, а ни много, ни мало - эталоном здорового, психически зрелого человека. Примерно так же, как если бы больного с протезом сердца представили как эталон физического здоровья.
А чего? Сердце ж у него не болит…
И не заболит никогда. С гарантией.

Previous post Next post
Up