Михаил Булгаков - Записки юного врача. Морфий

Jan 08, 2015 23:16


- Дождь льет пеленою и скрывает от меня мир. И пусть скроет его от меня. Он не нужен мне, как и я никому не нужен в мире.
Если бы меня попросили назвать, допустим, топ-25 самых увлекательных книжек из числа тех, что я читал, я бы непременно включил в этот список и "Записки юного врача" и "Морфий" (два сообщающихся друг с другом текста-сосуда). Не самых проникновенных, глубоких, одухотворенных или еще каких-то там, а именно увлекательных. При том, что я ужасно не люблю реальные больницы, я сильно привязан к медицинской тематике в кино, а теперь и в литературе.

Знаете, Хаус, Анатомия Грей и прочие современные медсериалы местами сильно проигрывают булгаковской прозе. Одно дело, когда в супероснащенных клиниках делаются сложнейшие операции, а блистательные диагнозы ставятся в наше время, вобравшее в себя множество практических трудов и знаний по медицине, и совсем другое дело - Россия, революция, только сошедший с университетской скамьи молоденький доктор, брошенный в глушь и вынужденный, каждый день совершая подвиги, принимая порой по 100 пациентов, бороться с "тьмой египетской" - беспросветностью, темнотой, глупостью и наивностью крестьян.

Кстати, о наивности, об отношении простого люда к медицине, к склонности доверять знахаркам. Здесь у Булгакова между делом рассказаны пару таких анекдотов, что просто не понимаешь, неужели всего каких-то сто лет назад люди и вправду были настолько темными? То рожениц, у которых плод неверно располагался, подвешивали к потолку, то, если ребенок к сроку не шел, пихали, я извиняюсь, сахар прямо туда, "выманивая на сладкое", то горчичники себе один умелец поверх тулупа ставил. И смех и грех.

И надо понимать - там кино, там можно нагородить что хочешь, а тут - личный опыт, сублимацией которого и стали эти "записки". В комментариях есть много интересного, но больше всего меня потрясла одна цифра: Булгаков за год работы в своем местечке принял 15472 пациента! И не все ведь одни простуды. Какое там!! И ампутации, и удаление осколков переломанных ребер, и прием сложных родов с поворотом ребенка, и трахеотомия и многое другое. А борьба с сифилисом, тяжесть которого не мог понять простой люд.


Это то, что касается фактов. Но прелесть этих историй не только в них. Они пропитаны одновременно и юмором, и тоской, и вечным страхом неопытного доктора допустить роковую ошибку, за которую его осудят, лишат диплома, а то и вовсе чего пострашнее сделают. И ведь это самые ранние произведения Булгакова. Черт побери, начинать с такой прозы! Дано же некоторым...

Морфий, естественно, мрачнее. В нем борьба. А еще (и это поразило меня довольно сильно) искреннее неверие человека рассудительного, здравомыслящего, образованного, врача, наконец, в то, что он может подсесть на иглу. Какая-то прямо обезоруживающая наивность. Доктор Поляков свою борьбу морфию проиграл, а Булгаков, к счастью, - выиграл.

Я, конечно, знал, что М.А, был морфинистом, но одно дело знать, а другое - видеть, как это прорастает в литературе. Там не только Воланда с его свитой увидишь... Эх, снова захотелось попробовать что-то из того, что меняет сознание. Вдруг я тоже кого-то увижу?) Хотя, что толку? Будучи бесталанным все равно ведь не сумею описать, даже если и увижу.

- Первая минута: ощущение прикосновения к шее. Это прикосновение становится теплым и расширяется. Во вторую минуту внезапно проходит холодная волна под ложечкой, а вслед за этим начинается необыкновенное прояснение мыслей и взрыв работоспособности. Абсолютно все неприятные ощущения прекращаются. Это высшая точка проявления духовной силы человека.

А вообще как-то даже, знаете ли, приятно, что я страдаю болезнью интеллигентных людей - саморефлексией (герой "записок" только и делает, что рефлексирует до спасения жизней, во время операций и после них). Жаль только, что страдания мои выливаются в записки, которые сильно уступают тому, что можно назвать хорошей литературой, не говоря уже о классике.

Необыкновенные приключения доктора тоже по-своему хороши. В них отчетливо видно зерной "Белой гвардии" и сжатый замысел еще более масштабного текста, который, увы, при той власти Булгаков так и не написал. А еще там замечательные пассажи героя, испытывающего на Кавказе отвращение к Лермонтову. Можно понять. У него на глазах людей десятками убивают - не до романтики и поэтизации гор, долин и ущелий.

- Нет. Никогда, даже засыпая, не буду горделиво бормотать о том, что меня ничем не удивишь. Нет. И год прошел, пройдет другой год и будет столь же богат сюрпризами, как и первый… Значит, нужно покорно учиться.

P.S. Теперь, когда я прочитал и полюбил книгу, могу лишь подтвердить то, что почувствовал чисто интуитивно при просмотре британского сериала "Записки юного врача" (2012) с Гарри Поттером Дэниэлом Рэдклиффом в главной роли: главная даже не мысль, а идея и главное чувство, которые зарождают в читателе эти тексты Булгакова, схвачены очень точно. Да, где-то осознанно все доводится до дикого абсурда, но в самих произведениях есть очень явственные указания на то, что так вполне можно.

Доктор Хаус, Булгаков, сериал, прочитанное, русская литература

Previous post Next post
Up