Видовдан: Балканская дорога в Небеса

Jun 27, 2013 18:37

...какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?
Мф. 16: 26

Помните, в конце школьных задачников по математике всегда помещался раздел "ответы". И мы заглядывали туда раньше времени. Вряд ли от этого решение задач становилось легче... Так поступать считалось не очень приличным, потому что нарушались правила. Но «если очень хочется, то можно...» Нарушая правила мы лишь обнаруживаем свое нетерпение в желании докопаться до истины. Так ли это плохо?..
"Державы даются народам, чтобы было чему погибать вместо народа; чтобы было что дать за выкуп народной души. Когда дешёвое отдаётся за дорогое, торговля выходит выгоднее, чем наоборот"
С этого ответа на главный вопрос истории православных сербов я хочу начать рассказ о Видовдане.
Но ответ не вызывает сомнений, лишь когда решение получено постепенно. От действия к действию до самого конца...


А условия задачи однажды сформулировал ангел. Согласно преданию, он явился сербскому князю (его еще называют царем) Лазарю накануне дня святого Вита (по-сербски Видовдана), 28 июня 1389 года. Это была ночь перед знаменитой Косовской битвой. Турецкоий султан с многотысячным войском вошел в сербские земли. На весах балансировала судьба народа и государства. Лазарю предлагалось решить исход сражения еще до его начала. Вариантов было два. Первый - победа и основание могущественнейшего европейского государства. Второй - поражение его армии, державы и личная гибель. Но в этом случае князю с погибшим войском обещано Небесное Царство, а сербам до конца времен - оставаться народом, верным Православию.
"Царство земное мгновенно и преходяще, а Царствие Небесное навсегда и во веки..." - разрешил князь-христианин небесную дилемму. И "заказал" ангелу правильный, вроде-бы, результат... Нужно было лишь дождаться окончания следующего дня...
На бумаге любые схемы выглядят просто и логично. Она многое терпит. Но точные формулы почти всегда написаны кровью. В их числителе и знаменателе - человеческое терпение и боль. Есть ли смысл в их применении?
Ведь битву сербы проиграли. Христианское войско, осталось лежать на Косовом поле. Народ пережил 500 лет турецкого рабства. Но большая его часть почему-то до сих пор предпочитает хранить Косовский завет. И славить Святого Лазаря.
Военное поражение, как знамя национальной идеи - случай в истории уникальный. Аналогов нет...
Если заинтересовались, постарайтесь дочитать до конца.
"Лазарь стоял ровно не по своей воле, но придерживаемый слугами султана. Тело его ещё было привязано к жизни тончайшими нитями, словно паутиной, и если бы слуги отпустили его, он бы просто рухнул на землю. Но душа мученика была жива, живее и крепче, как никогда раньше. Во внутренней мастерской души Лазаревы мысли перелетали с края на край того, что случилось на окровавленном поле и по всей его державе. И до высоких небес возносились мысли, ища объяснения всему, что произошло с войском христианским.
- За что всё это, Господи? - вопрошал в душе Царь Лазарь. - Если я и грешен, в чём не сомневаюсь, пусть я умру; но для чего такая великая смертная жертва воинов моих, народа моего?
И быстро распространялись Лазаревы мысли, будто невидимые вестники по всему мраку вселенскому, чтобы хоть где-нибудь уловить отблеск света, но нигде, нигде не являлся ни единый луч. Мысли возвращались пустыми, безответными туда, откуда исходили"
Этот отрывок, как и всё, что здесь цитируется принадлежит перу сербского святого ХХ века - владыки Николая Велемировича. В своей работе «Царский завет» он запечатлел последние часы жизни легендарного средневекового сербского государя.



Обложка российского издания.Каким образом святитель из нашего времени проник в страшную видовданскую мистерию, не нам судить. Вероятно, это его личная тайна. Но высочайший духовный авторитет владыки Николая заставляет, как минимум, отнестись к его версии с вниманием.



Владыка Николай. Фото и икона.Давайте окунемся в таинственную реальность, где человек оказывается на грани жизни и смерти. Тем более, что она в том или ином виде, рано или поздно станет актуальной для каждого из нас.
"И было Лазарю явление: он видел некий простор, который был шире всего виденного в мире. Там, где взор останавливался будто на границе того простора, мгновенно спала лёгкая, подобная пару, завеса и открылся другой такой же простор, на границе которого возникал следующий простор, и так без конца. На тех просторах были цветущие поля, селения и левады с необычной растительностью и цветами, и сады с серебристыми и золотистыми плодами. Потом являлись чудесные города с дворцами упоительной красоты. Виднелись белые реки, как растопленное серебро, и голубые озёра, по которым плавали белые ладьи. И все те просторы были покрыты многими народами, одетыми в разноцветные платья, а больше в белые, украшенные золотым узором, прекрасного вида. Ничьё лицо невозможно было увидеть, но ощущалась невиданная на земле красота всех... И появились народы, облачённые в небесную красоту, приклонённые, будто колосья зрелого жита. И настала безмолвная тишина. Тогда показалось пламя, над которым струился голубой дым. И распространилось удивительное благоухание, упоительное миро, которое стократно увеличивает жизнь в человеке и милует его, будто светлость, и питает жизнь слаще мёда и молока".
Ангел, явившийся умирающему Лазарю, становится для него гидом в новой, необычной реальности:
"- Это Царство духовное, обожествлено, оно божественно, непреходяще, несравненно, безсмертно. Истина, Любовь, Жизнь и Радость - все четыре побуждают духовные миры к непрестанной песне. Они тебе представляются телесными, но они безтелесны. Вот сейчас ты духом видишь духов. Твои очи закрыты и ты ничего не видишь телесными очами. Это твоя свободная душа непосредственно видит светлость, освобождённую от тела. Впечатление, что ты принимаешь их как отражение, образы, цвет, голос и размеры, не происходит от физического, материального мира символов, но от мира нематериального, действительного. И как ты сейчас видишь без очей, слышишь без ушей, чувствуешь без тела, так безсмертные духи в этом Царстве видят, слышат и чувствуют. Зрение духов несравненно лучше, и слух несравненно острее, и чувства несравненно сильнее, чем у телесного человека. Поэтому правильно говорят истинные учителя человеческие, что тело есть темница души, а разделение души и тела есть освобождение".



После этого объяснения ангел готов раскрыть секреты нашего, человеческого мiропонимания:
"- С точки зрения восприятия действительности люди делятся на три группы. Одни видят только телесными очами телесные предметы и думают, что созерцают действительность. Это настоящие слепцы. Они живут в полном мраке незнания, покрытые тёмной пеленой материальных творений. Вторые видят очами, присоединяя к зрительному восприятию разум, пытаясь понять смысл вещей, но при этом надеясь только на свои очи и свой разум. И эти не видят, как надо, но лишь прикасаются к непостижимой для них тайне бытия и творения. Они говорят, что существует какая-то непостижимая тайна по ту сторону восприятия мира. И это вершина их сознания. Они живут в неком мучительном сумраке играющих теней, которые будто пёстрая завеса скрывает от них истину. Третьи, хоть и не доверяют своим очам и разуму, но с детской простотой принимают откровения небес, так же, как и ты сегодня. Эти откровения гасят в них жажду земного царства и господства и вызывают ненасытный голод и жажду Царства Небесного. Такие зовутся «детьми света». Им дано видеть тайны и даны знания того, как надо ходить правым путём в земном царстве. Но они не видят всегда, как мы, небесные жители, видим, но только в соответствии с волей и милостью Святого Промысла".
Вероятно, святитель Николай, как священник и духовник, умел практически ориентироваться в тех вещах, о которых писал. А умение ориентироватья - это всегда знание, добытое опытом. Такое знание о человеческой природе - ключ к пониманию многого.
"- Человек дивно составлен из тела, души и духа. Дух есть двигатель и господин всего существа человеческого. Каков дух, таков и человек. Дух двигает душу, а душа тело", - продолжил небесный персонаж «Царёва Завета» - "Ангельское войско и ангельское пение в Небесном Царстве живёт и побуждается только Духом Божиим. Через действие Духа Святого ангелы призывают нас к четырём источникам небесной сладости: к Истине, Любви, Жизни и Радости. Также существовал и прародитель рода вашего под воздействием Духа Божьего, подобно нам, ангелам. Но когда он безумно отступил от Правды и Любви Небесной, в нём наступила одна существенная перемена. Внешне он остался тем же, но изменился внутри. О той перемене по сей день мало что знают на земле. Это тайна избранных, молчаливых и самых просвещенных. Но ты, великий безсмертник, должен знать, в чём та существенная перемена состоялась, чтобы постигнуть всё то, что сердце желает знать. Ведь это знание является исходной точкой всякой мудрости и истинного знания. В нём содержится ответ на все мучительные вопросы человеческие, в том числе и на твои"
И ангел переходит к важным техническим деталям последствий, постигших отвернувшегося от Бога первого человека:
"- Слушай же, славный Княже, об этом земном обстоятельстве. Существенная перемена заключалась в том, что Создатель отобрал у человека Свой Святой Дух, и оставил его только с сотворённой душой и природным его духом. С тем природным духом, который сотворён, а не вдохнут Богом; отпавший от Духа Божьего человек был осуждён «в поте лица добывать себе хлеб», подобно муравьям, пчёлам и зверям. Так человек был спущен до уровня животных, господин стал подобен своим слугам, царь был уравнен со своими подданными. Человек-бог стал человеком-животным. Но и это не было самым страшным. Ведь животные по своему чину чудесны и прекрасны. Хуже всего было то, что человек-животное быстро перешёл в состояние человека-демона, по своему свободному выбору, став нечистым сосудом для Духа Святого, он отверг и свой природный дух сотворённый, и принял в себя дух нечистый, богоотпавший, богоборный, дух адских ангелов. Ведь когда человечество потеряло Духа Святого, оно оказалось на перекрёстке, где пребывал сотворённый природный дух, дух светлости и противоположный дух тьмы. Столкнулись Дух Божий и дух адский.



На том перекрёстке сначала преобладал природный дух, но многие люди повернулись лицом к духу тьмы и лишь немногие оставались стоять лицом к Богу. Этим последним милостивый Бог снова даровал Своего Духа Святого. Это дивные Праведники, которым дано обетование и проречено спасение, как им, так и через них всему будущему роду человеческому, пока он, находясь на перекрёстке, повёрнут лицом к Богу Жизни. В течение тысяч лет только они были людьми-богами среди людей-животных и, что ещё хуже, среди людей-демонов. Богами и сыновьями Божьими они названы не по смертному телу, природной душе и духу, но по Богу Духу Святому, Который снова был им дарован, потому что их лица на духовном перекрёстке были повёрнуты с верой и надеждой к Духу Божиему Святому. Поэтому и вдохнул Бог в них от Себя Свой Дух, чтобы они удостоились быть и называться богами и сыновьями Божиими. Ведь всё, что величественный Творец наш даёт творениям Своим, Он даёт или от Своего, или от Себя. Когда даёт светлость, дождь, плодородие, здоровье, успех, познание природы - даёт от Своего, то есть даёт через что-то, что Он сотворил, что Его, но не Он Сам. Когда же дарует Духа Своего Святого - дарует Себя Самого. Это свойство совершенной , божественной Любви - даровать не только Своё , но и Себя".
Антропологический экскурс для Князя Лазаря завершается наглядным выводом:
"- Три брата с тремя различными духами далеки друг от друга как три мира: мир небесный, мир земной и мир адский. Вот поэтому правильно ценить человека можно только по духу, который в человеке. Ведь дух двигатель души и тела. И все мысли, желания и ощущения души, а также дела, полностью зависят от духа, который в человеке.
С этим знанием о духе как таинственным ключом входи теперь в обители душ человеческих. Каков дух, такова и душа. Душа не так проста как дух. В ней три силы: ум, чувства и дела. А все три составляющие будто замешаны в тесто, которому дрожжи - дух. Каковы дрожжи, таково и тесто, таков и хлеб".
И только теперь, с помощью сказанного, ангел пытается перейти к таинственному объяснению событий Косовской катастрофы.
"- И как можно осознать судьбу одного народа и всё, что с ним происходит? Без того основного понятия и разумения не может никто из смертных осознать то, что сегодня произошло на этом поле брани. Только те, кто не охвачен демонским духом, в состоянии спокойно созерцать разорение тканей как претворение в некую новую ткань, и видеть в этом больном хаосе космический порядок, и в этом разрушительном кошмаре - правильное творческое устроение".

Св. Царь Лазарь. икона.Но душа Лазаря, как и у нас, еще слишком земная, чтобы в ней безболезненно встретились небесная теория и земная практика. И у сербского государя возникает законный в таком случае вопрос:
"- Скажи мне, вестник небесный, почему моя держава осуждена на погибель?"
В ответ ангел сетует, что сербская держава состарилась:
"- Тяжело телесным соглашаться с духовным. Телесно умствующие люди воспринимают старость во временных границах, а духовно мыслящие распознают старость по внутренней силе. Ведь всегда молодым может быть назван только Всевышний, Безсмертный и Вечный. Не только время, но и вечность прошла через Него, не оставив ни одной морщины на Его лице. И мы, ангелы Его от сотворения, тоже молоды - потому что держим Его в себе, Его Святой Дух, Им живём, Им дышим, Им питаемся, Им радуемся. А всё, что исполняет себя чем-то другим вне Его, что ищет жизнь вне Его, что стремится к удовольствию вне Его, что питается мёртвой пищей, быстро стареет и умирает. От духа, который в сотворённых существах, зависит жизнь и молодость; от духа - старость и смерть. По духу в одном народе определяется его судьба, его сохранение или его погибель. "


Герб Лазаревичей.Мы привыкли жить среди достижений своей цивилизации. И не мыслим существования вне ее. Мы здесь родились и сформировались. Здесь проживем жизнь и умрем... Мы почти не способны на то, чтобы рассматривать среду нашего обитания со стороны. И сербская держава времен Лазаря, тоже представлялась ему родным домом. Плохим ли, хорошим... родным... Но с точки зрения Вечности всё выглядит немного иначе:
"- Знай же, что на Святых Небесах не оцениваются никакие дела человеческие сами по себе, но только по намерениям и по содержанию воли, с какой те дела творятся. Державы, законы, книги, дворцы и города, башни и дороги, машины и приспособления, механизмы и разные обиходные предметы - всё это само по себе ничтожно, как опустевший муравейник, как пустое гнездо, из которого вылетела ласточка. Большие города человеческие, видимые с ближайшего облака, сливаются с дорожной пылью и не отличаются от неё. Домашние пчёлы и дикие осы посмеялись бы над самым организованным вашим царством и сказали бы: «У нас порядок лучше!» Малюсенький светлячок, встав рядом с вашим светильником, представлял бы собой большее чудо. Или ты думаешь, что мы в Небесном Царстве удивляемся вашим изобретениям? О Княже, как тяжело объясняться свободной птице с птицей, которая живёт в клетке. Но через все дела свои люди проявляют либо добрую волю, либо злую волю свою, и то отзывается, мерится и судится в Духовном Царстве".
Тяжело смириться благочестивому христианскому государю с поражением и будущим рабством любимого народа. Но ведь он сам сделал выбор... А всё могло быть и иначе. Но уже не будет. А будет как-то по другому. Как?
"- Смотри, твои крестоносные воины ещё сражаются на этом поле битвы. Ещё немного, и они будут поражены и попраны, потому, что твои грешные вельможи давно поразили и попрали то святое знамение. Но попранные кресты на Косове будут воздвигнуты со временем в сердце народном и в сердце народном укрепятся. И со временем каждый твой потомок, каждый православный сын и каждая православная дочь в твоём православном народе будут представлять единую живую крестовую заставу на земле. А когда Честной Крест не символично, но действительно будет укреплён в людских сердцах, тогда не трудно будет создать и шёлковое и деревянное знамение Креста. Ведь людям всегда легче дойти до символа, чем до сущности, до выражения, чем до духа и истины. Когда твой народ будет пребывать под господством некрещёных столько же лет, сколько Израиль пребывал в египетском рабстве, Крест настолько наполнит душу твоего народа и настолько утвердится внутри души, что как только вознесутся крестовые хоругви, внешнее рабство будет быстро низвергнуто, внешняя Свобода будет легко обретена, и царство будет снова возобновлено"


Иконописная версия Косовского боя.Как же важен порядок умозаключений. Как, оказывается, важна иерархия внутреннего и внешнего. Где второе является лишь проекцией первого. Сколько раз мы читали в Евангелии о том, что следует прежде искать Царства Божия и правды Его, и остальное приложится... Вот, оказывается, как это «работает».  
"- Любовь к Царству Небесному воистину принесёт несказанную пользу народу твоему" - продолжил ангел, утешая Лазаря - "Очистит ему ум, сердце и волю. Так, целую душу сделает чистым зеркалом, в котором будет отражаться наш безсмертный мир и наша жизнь".
Для получения верных сведений об окружающей обстановке наблюдатель всегда предпочитает иметь точный инструмент. Здесь речь идет о том же самом. И касается всей нашей жизни.
"Такой первобытный, чистый и бодрый ум, созданный Творцом в душе человеческой, сияет в душе, дарованный Духом от Себя Самого. А как только ум испачкан, он становится ленив и перестаёт быть господином внешних впечатлений. Если стража ослабевает, то чужие врываются внутрь души человеческой. Ум тогда губит небесную светлость, а с тем и силу. Не может ни различать, ни оборонять. Преклоняется перед каждым чувственным впечатлением. Чем больше стремится ум за чувственными впечатлениями, тем больше привлекает их без разбора. Человек с таким помрачённым и расслабленным умом, прежде всего, теряет свой мир. Без душевного мира он мечется по свету и стремится к чему-то новому, не зная точно к чему. По сути, он стремится к потерянному Богу, через Кого был господином и судьёй всех творений вокруг себя. Сейчас он бегает за слугами и рабами своими и расспрашивает их о Господине. В него не входит, как раньше, истинный смысл творений, светлость творений, но только их тени, и то ровно настолько, насколько телесные очи их видят, телесные уши их слышат и язык чувствует, и нос обоняет, и кожа ощущает. Через души таких людей громыхает вся вселенская природа, как через труп".
Как часто это бывает похоже на нас, не правда ли? И почти всегда нам нет до этого никакого дела... Потому, что не кажется важным.
Видовдан в Сербии считается главным национальным праздником. Но в этот день там не поют веселых песен и не танцуют. Люди вспоминают о выборе своего средневекового государя. И, конечно же, размышляют над этим. Вольно или невольно.
Они отличаются от нас...



Современные сербы вспоминают Видовдан на "албанском" Косово.С полным текстом «Царского завета» святителя Николая Велемировича можно ознакомиться здесь

image Click to view



Статья опубликована в приходской газете "Фавор"
Храма Святителя Николая Мирликийского в селе Никулине Истринского района Московской области,
в номере за июнь-июль 2013 года. http://hramnikulino.ru/index.php/gazeta-favor

Османская империя, смысл страданий, Царь Лазарь, Николай Велемирович, историософия, Видовдан, Сербия, ангел, Косово, душа, Косово поле, 1389

Previous post Next post
Up