ifc

"Собибор": самоуважение против машины уничтожения

May 11, 2018 19:17



Так получилось, что День Победы я встретил полностью оффлайн, и лишь теперь, спустя двое суток, могу написать всем вам, дорогие сожыжысты, мои искренние поздравления с праздником.

Пришлось позаниматься делами, но нашлось время и для культурной программы. В частности, удалось посмотреть на большом экране драму Константина Хабенского "Собибор". Имею намерение поделиться впечатлениями.

Избалованный спецэффектами, замысловатыми сюжетными ходами и чрезмерным драматизмом современный зритель отвергает всё, что не дотягивает до навязанных всякими "Мстителями" и "Шерлоками" стандартов. Это ярко демонстрируют рецензии на "Собибор", оставленные на "КиноПоиске".

Их можно разделить на две группы. В первую входят те, авторы которых, подобно мне, старались оценить режиссёрский замысел в целом, а во вторую - написанное людьми, не увидевшими за деревьями леса. Вот цитаты из второй категории.

"...Так-то гипертрофированно наивные евреи попадают в руки гипертрофированно жестоких немцев..."

"...Вечеринка со скачками вообще из параллельной вселенной. Это больше напоминает атмосферу японских концлагерей. Там такое развлекалово могло иметь место. Но немцы, насколько мне известно, не только европейцы, но ещё и очень умные, рациональные европейцы..."

"...В своём желании показать жестокость немцев Хабенский и Ко заигрывались до полнейшего абсурда, представляя немцев просто дураками! В условиях войны на уничтожение нет времени на игры и пляски, которые были в одном из ключевых моментов фильма!"

И это пишут те, кто наверняка не испытывал IRL ужасов войны, не говоря уж за пребывание в концентрационном лагере. Хотя, казалось бы, есть берущие за душу воспоминания людей, переживших пребывание в немецких лагерях. Например, книга "Полёт к солнцу" Михаила Девятаева, сбежавшего с девятью другими военнопленными из лагеря при полигоне Пенемюнде на острове Узедом, угнав бомбардировщик Henkel He-111. Там ярко описаны издевательства эсэсовцев и капо над узниками, и сравнивая воспоминания Девятаева с показанным Хабенским, я могу сделать вывод, что если последний и преувеличил, то лишь самую малость.

СС создали машину по уничтожению людей, каждый из которых должен был принести максимум пользы Рейху. Сперва у них отбирали все вещи, включая нижнее бельё, затем женщин обривали, чтобы получить волосы для подушек, матрасов и прочих нужды, после - их уничтожали. Тех, кто имел какую-то профессию, уничтожали непосильным трудом, сочетаемым со скверной кормёжкой. Для них была создана атмосфера беспросветного ужаса без надежды выйти из лагеря живым. Всё это прекрасно отображено в фильме.

Психолог Виктор Франкл, сам прошедший концлагеря, справедливо замечал, что необходимым условием выживания было сохранение человеческого достоинства хотя бы на минимально доступном уровне. Узники, которые старались бриться, посильно содержать себя в чистоте и не совершать поступков, подрывающих самоуважение, выживали гораздо чаще прочих. Это, на мой взгляд, и попытался отобразить Хабенский. Его герой дал сломленным солагерникам цель, и стремление к ней начало толкать их на укрепление воли и на действия.

В фильме много сильных моментов. Например, встреча поезда с мертвецами, после которой возникает вопрос: почему обладающие огромным численным превосходством узники не задушили голыми руками и не разорвали в клочья немногочисленных охранников? Ведь на каждого вооружённого достаточно пятерых безоружных: четверо одновременно должны схватить эсэсовца за конечности, а пятый - задушить. Но чтобы это получилось, необходима синхронность, координация, чтобы ни один участник не сдрейфил, то есть требуется воля, которой у узников, сломленных уничтожением родных, попросту нет.

Лично я счёл психологическую достоверность показанных нападений узников на офицеров СС при осуществлении плана побега зашкаливающей. Представьте, как трудно человеку, потерявшему всякое достоинство, нанести удар одному из своих мучителей. Это само по себе - подвиг. И ведь нанесли, как Аркадий Вайспапир, лично забивший топором начальника охраны лагеря Грейшуца и офицера СС Клята (это были их имена IRL, в фильме назвали по-другому). И он прожил долгую жизнь, расставшись с нею лишь 11 января текущего года, в возрасте 96 лет.

Очень хорошо в фильме отображено, что без помощи других узников, взявших на себя роли капо, немцы не могли бы контролировать массу обречённых на смерть. То есть шкурное желание выжить за счёт других, извечное "разделяй и властвуй", оно работало, как часы. И евреи действительно верили, что немцы - культурная нация, etc. Ничем иным, кроме этой бараньей веры, объяснить факт уничтожения в Собиборе десятков, а то и сотен тысяч людей, невозможно.

Да, есть в фильме и моменты недостоверные. Например, любовная линия Печерского и девушки Люки, на мой взгляд, излишняя. Её притянули за уши, а IRL, судя по всему, немецкая еврейка лишь изображала любовь к русскому, так как эта легенда позволяла Печерскому посещать женский барак для совещаний с другими заговорщиками.

Также сокращено время на подготовку восстания, тогда как в реальности готовились несколько месяцев, а не считанные дни.

В общем, фильм можно и нужно критиковать, но его нельзя назвать провальным. Доказательство тому - гробовое молчание зрителей, не издавших ни звука с момента, когда узники Собибора начали реализовывать своё план, и до финальных титров, где всем нам сообщили, что выживший еврейский парнишка Шлёма, убивший в Собиборе первого эсэсовца, вероятно, после войны был причастен к уничтожению 18 бывших офицеров СС, сбежавших от ответственности за преступления в Южную Америку.

Не знаю, правда ли это. Но вполне может быть. У меня самого бешено застучало сердце и произошёл выброс адреналина, когда потерявшие достоинство люди восстановили его, убив своих мучителей.

Именно об этом - о сохранении и восстановлении достоинства - и повествует фильм.

P.S. Эсэсовский "рыцарь печального образа" в исполнении Ламберта выглядит круче, чем захваленный штандартенфюрер Ганс Ланда, сыгранный Кристофом Вальцем в тарантиновских "...Ублюдках".

Это были страшные рыцари, но наши деды их победили. Приуменьшать хтонический ужас, который несли завоёванным народам гитлеровцы - это значит принижать величие Победы.



сын земли, ifc, один из неснятых ф.ф.ф.

Previous post Next post
Up