Click to view
Если почитать жития христианских святых, то внезапно окажется, что мало из оных считал себя святым. Наоборот, в ответ на попытки окружающих назвать их святыми будущие канонизированные отцы церкви возражали нечто вроде "не выдумывайте, вы меня не знаете, я великий грешник".
Та же история - с
нравственными комиссарами. Вряд ли человек, не считающий себя выше других, станет навязывать этим другим свои взгляды или формулировать какие-то категорические суждения. Он, скорее, поведёт себя как Бледный из 25/17, чьи ответы на вопросы упоротого ведущего-хипстера мне очень доставили. Вот расшифрованный фрагмент, раскрывающий, чем суждения человека вменяемого отличаются от высказываний упоротого.
В: Классно ли жить в России?
Б: А это кому как. Кому-то - классно, а кому-то - не очень. Мне бы, наверное, глупо было жаловаться в данный момент. У меня всё хорошо.
В: Почему ты регулярно пишешь или говорить что-нибудь плохое про Навального, которого ты называешь "святым Алексеем"? Лично его фигура у тебя какие мысли вызывает?
Б: Никакие. Я равнодушен абсолютно.
В: То есть - ни нравится, ни не нравится? А за 18 лет Владимира Владимировича Путина процвёл ли один конкретно взятый город Омск?
Б: Про экономику Омска я ничего не знаю. Но то, что я вижу, когда приезжаю: стало гораздо спокойней в городе, гораздо безопасней. Вот, недавно был в Омске и по делам попадал на окраины города. И я там видел модных молодых людей - вот как в Москве, с разными там причёсками, в разных одеждах. Они там свободно себя чувствовали, то есть я понимал, что это местные. Это не откуда-то они приехали из Москвы или Питера и оказались там в "Амуре" где-то - это у нас так район называется. Или в "Нефтяниках". Раньше такого представить нельзя было. Открылось много каких-то заведений, где молодёжь проводит время... это то, что я вижу.
В: А, может быть, это ты... не по тем улицам пошёл?
Б: Криминал-то, он никуда не делся. Но то, что этого стало меньше, а некой свободы стало больше - с этим сложно поспорить. Свободы самовыражения, свободы самореализации. Я не знаю, заслуга это Путина или Навального, или кого-то ещё, но я говорю только то, о чём вижу. Навальный существует только в фейсбучном дискурсе. Когда я приезжаю к родителям в Омск, в область, там никто о Навальном не говорит. Там для людей важнее урожай картошки.
В: Мои родители, допустим... им тоже важнее урожай картошки, но Навального они уже увидели на YouTube, и они знают, как надо шутить про Медведева. Про кроссовки, уточек и так далее.
Б: Ну, спасибо Алексею за шутки. Наверное, так.
В: Не расцениваешь его, как серьёзного политика, который что-то может поменять?
Б: Я некомпетентен вот в этих вопросах. Но у меня большое сомнение. Поменять что-то - где? В Фейсбуке? В Москве? В Омской области?
В: В Москве, в Омской области, в Российской Федерации.
Б: Так... а что надо менять?
В: (давая лицом понять, что шутит) Всех посадить, всех расстрелять, всё отобрать, всё поделить!
Б: Но это же популизм. Ну, то есть давайте всех плохих людей посадим в тюрьму, или куда? На пароход, на баржу и затопим её в Баренцевом море? А потом возьмём где-то хороших людей... где-то, наверное, с другой планеты откуда-то...
В: Ну почему, вот мы с тобой хорошие. Может, мы бы справились.
Б: Ой, да нет. Я бы не справился, и вовсе я не хороший человек. Я бы, наверное, тоже пользовался своим служебным положением и старался бы как-то улучшить условия проживания моей семьи, в первую очередь. Наверное, надо откуда-то всё-таки с другой планеты завозить, мне кажется, новых хороших людей. Совестливых таких. И чтобы они управляли нашей страной.
В: Каковы вообще твои претензии к либералам и к либеральному взгляду на мир?
Б: (делает серьёзное лицо) ...Потому что они на деньги Госдепа приучают нашу молодёжь к гомосексуализму. Вот ты приучаешь молодёжь к гомосексуализму?
В: Нет.
Б: А ты либерал, да? Вооот, есть ведь и нормальные либералы.
В: Ну, а если попытаться серьёзно всё-таки? То есть это система ценностей, которая тебе не подходит? Или ты считаешь её неправильной? Или, может, у тебя это утрировано - все эти желчные замечания в их адрес, а никакого противостояния нет?
Б: Я не веду войну с либералами, этим успешно Захар Прилепин на Фейсбуке занимается сотоварищами. Я в этом не участвую. Мне неважно, чем человек упорот. Какой он идеей упорот. Человек может быть упорот Путиным, Навальным, либерализмом, патриотизмом, Иисусом Христом - неважно, чем. Если человек упорот, с ним невозможно вести диалог. Вот моя основная претензия.
Обратите внимание: Бледный не корчит из себя д'Артаньяна и на попытку ведущего записать гостя в ряды "хороших людей" честно говорит - "и вовсе я не хороший человек". В этом разница дискурсов.
Тот, кто упорот, как правило, считает себя правым, хорошим, достойным. Носит белое пальто, в общем. Но на поверку часто оказывается дрянью. Человек же, не считающий себя хорошим, IRL очень часто как раз ведёт себя достойно. Как минимум - отказываясь "всех посадить, всех расстрелять, всё отобрать, всё поделить". Даже в шутку.
И если выбирать между годящимся в нравственные комиссары экс-наркоманом Бледным (существуют ли бывшие наркоманы?) и вот этим бородатым паазитииивныыым паааарнееем, который так весело рассуждает, "как нам обустроить Россию", то я выбираю Бледного.
Потому что видел своими глазами, до чего довели одну цеэуропейскую страну такие вот люди со светлыми лицами, тремя MBA и пятью разговорными языками. Спасибо, не надо.