ifc

Заметки на полях (471). Широко образованные и глубоко безмозглые олухи

Apr 23, 2017 18:22



The accusations fly. Discrimination, why?
Your inner self to die. Intruding
Doubt sunk itself in you
It's teeth and talons through.
Your living catch twenty two. Deluding.

Metallica, "The Shortest Straw"

По стечению обстоятельств, о существовании романа Джозефа Хеллера "Поправка 22" я узнал из песни Metallica. Приятелю кто-то дал распечатку с переводами всех тех завываний Хэтфилда, которыми мы в юном возрасте разрывали свои межушные нервные ганглии, и там в одной из песен значилось "ты живёшь по поправке 22". А внизу стояла сноска, пояснявшая, что это название такого крейзового (было употреблено именно это слово) произведения о лётчиках времён Второй мировой войны.

Экранизацию я увидел намного раньше, чем прочёл роман, но и этого хватило, чтобы понять, Кафка - жалкий лузер. Безысходность, описанная Хеллером, гораздо более убедительна, нежели унылый "Замок" и прочие извержения подсознания больного на голову австрийского еврея. Впрочем, неудивительно. Мало кто знает так много об абсурде, как американцы.

В конце концов, разве не эта политическая нация довела до полной противоположности огромное множество явлений, вроде активной гражданской позиции, например? Оцените троллинг Хеллера, описавшего типичного американсокго "гражданского активиста".

Что же до Клевинджера, то это был гений с пламенным сердцем и бледным лицом, вот почему он знал решительно всё. Долговязый, нескладный и вечно взволнованный юнец с лихорадочными от жажды знаний глазами, он шёл в Гарварде одним из первых учеников и не стал просто первым, причём по всем дисциплинам, потому что беспрерывно подписывал, распространял и опровергал студенческие воззвания, вступал в дискуссионные группы и выступал на конгрессах молодёжи, выходил из дискуссионных групп и ходил пикетировать конгрессы молодёжи, а остальное время тратил на создание комитетов для защиты уволенных преподавателей. Никто не сомневался, что его ждёт блистательная университетская карьера. Короче, он был широко образованным и глубоко безмозглым, о чём знали все, кроме тех, кому это предстояло вскоре узнать.

А ещё короче - олух. Он часто напоминал Йоссариану оголтелых интеллектуалов с обоими глазами на одной стороне лица от постоянной беготни по музеям современного искусства. Йоссариан поддавался этой иллюзии - воспринимал Клевинджера однобокозрячим из-за его неспособности посмотреть на что-нибудь хотя бы с двух разных сторон: Клевинджер неизменно видел только одну. В политике он придерживался строго либеральных взглядов и опасался сделать даже крохотный шажок вправо или влево, отвергая любые крайности. Он беспрестанно защищал своих левых друзей от правых врагов и правых друзей от левых врагов, а те в свою очередь никогда его не защищали, считая с единодушным презрением, что он просто олух.

Разве не прелесть? И ведь, заметьте, роман вышел в 1961 году, задолго до того, как в США установили диктатуру инфантилов. Примерьте вышеприведённое описание также на любого российского оппозиционера-говнометариягуманитария, особенно из числа молодых долбоёбов, выходивших в текущем месяце на улицы по кличу провокатора Навального. Кстати, полагаю, что это будет справедливо также для олухов из любой страны, свято верующих в "демократические ценности", навязчиво транслируемые Г-сдепом.

Пресловутые "три MBA и пять разговорных языков" (или наоборот) - это как раз о них, о широко образованных и глубоко безмозглых олухах, которые кичатся своей "продвинутостью". И таких лулзов в книге - просто не меряно.

сын земли, звезда рок-н-ролла must die, хорошо сказал!

Previous post Next post
Up