Selfie - это фотография, сделанная самостоятельно
с помощью смартфона или web-камеры и выложенная
в социальную сеть.
Оксфордский словарь, 2013 год
Чуваки из Оксфорда объявили словом года вышеупомянутое "selfie". Кстати, если прибавить к нему всего лишь суффикс "-sh", то получится "selfish", то есть - "эгоистичный". Ну, это так, к слову, в продолжение
избитой темы. Так вот, сообщество британских учёных лингвистов выбрало "слово года" на основе систем тырнет-мониторинга, которые отслеживают контент, собирая до 150 миллионов слов каждый месяц.
В числе новинок, кстати, такие перлы, как twerk (танец под поп-музыку в сексуально провоцирующей манере), но дело не в этом. Дело в том, шё постановка себя-любимого на виртуальный пьедестал приводит вот к чему.
Персонализация порождает иллюзии. В 2011-2012 годах я нередко видел в своих лентах в Twitter и Facebook рассуждения о том, что народ восстал против Путина. В реальности, правда, речь шла о единодушном восстании фолловеров и френдов автора подобных рассуждений.
Если день за днём читать только собственную ленту, состоящую из единомышленников, а всех несогласных расфолловить, можно совсем потерять представление о том, что в мире существуют мнения, отличные от вашего. Это не очень полезно и с точки зрения познания окружающей реальности, и с точки зрения развития навыков мышления...
...Серьезный разговор о создании персональных интернет-коконов начал американский гражданский активист Эли Паризер, написавший замечательную книгу «За стеной фильтров». В России тему подхватил известный публицист Сергей Голубицкий, предложивший
элегантный, хоть и несколько литературный ответ на вопрос "что со всем этим делать".
Что же происходит? А вот что (если вам лень читать
статью Мартынова): человек постоянно втыкающий в смартфон, теряет связь с реальностью. Город для него перестаёт быть чем-то объективным, а превращается в набор маршрутов от одной нужной точки до другой, причём маршрутов не абы каких, а рекомендуемых Гуглом на основе "предпочтений пользователя". То есть - каждый человек выберет свой, "персонализированный" способ добраться из точки А в точку Б. Вернее, ему подсунут этот способ.
- Так это же хорошо! - Воскликнет кто-то.
Ну да, ну да. Не считая побочного эффекта в виде сужения и без того узкого луча человеческого восприятия. Знаете, шё такое "эффект туннельного зрения"? Вон он, описан Мартыновым относительно революционэров, решивших, шё "режым вот-вот падёт".
Иногда думаю: какое счастье, шё мне не нужен смартфон. Когда надо проехать из точки А в точку Б, то берётся карта и запоминается маршрут. И всё. Полагаться на собственную голову намного надёжнее, чем на гаджет, куда кто-то подсовывает для вас "отфильтрованную информацию".
Да, может, я не нахожу точку Б так же быстро, как тот, кто втыкает в смартфон, может, иногда блуждаю и трачу чуток больше времени. Ну и шё? Зато мир вокруг меня не сужается и не происходит вот этого вот.
Правила, придуманные в социальных сетях, переносятся на городское пространство и будут активно менять наше представление о нем, как уже изменили способы потребления информации и повседневного общения. Думаю, это не очень хорошо.
Наш интернет-кокон выйдет вместе с нами на улицы. Вместо того чтобы случайно натыкаться на новые места, мы сможем следовать безупречному вкусу карты и получать еще больше того, что мы любим.
Город футбольного болельщика на карте будет выглядеть иначе, чем город поклонника живописи. Атеист, вероятно, увидит на своей карте одно, а православный или мусульманин - совсем другое. Если вы любите ходить пешком, две точки в центре города могут быть представлены как находящиеся совсем недалеко друг от друга.
Если вы предпочитаете лениться, карта услужливо подскажет вам: тут далеко, лучше взять такси...
...Мы плохо осознаем свои потребности, противимся новому и редко проявляем активное любопытство. Сталкиваться с новым не очень-то комфортно. Оно может оказаться просто неприятным...
...Но иногда случайное открытие может перевернуть наш мир. Если бы Колумб знал правильный путь к Индии, ему никогда не удалось бы открыть Америку.
Вырваться из личного интернет-кокона со временем может стать слишком трудно. Представьте себе ребенка, который родился в наши дни. Интернет-компании начнут персонализировать его интересы, как только он выйдет в сеть в первый раз, и уже не отпустят в течение всей жизни.
Кто там говорил, шё Матрица - всего лишь выдумка? Welcome to the real world.