...Если ты пытаешься весь народ втиснуть в рамки своей
идеологии, ты обязательно будешь тираном. Другого пути нет.
Пол Андерсон, "Экран", 1962 г.
Минутка неизбежности.
Из нормальной-то страны за океаном несколько дней назад
сообщили:
Кандидат в президенты США Камала Харрис представила бюджетный план стоимостью 1,7 трлн долл., включающий государственный контроль над ценами.
Она также обвинила корпорации в получении сверхприбылей за счёт населения. Её обвинили в попытке насадить в США коммунизм (см. обложку выше).
Что тут хотелось бы.
Никаким коммунизмом там, конечно, даже не пахнет. Ведь коммунизм, как пел Игорь Фёдорович Летов, это когда "всё будет бесплатно, всё будет в кайф", а государственный контроль над ценами - это проверенный шлях управляемого гибкопозвоночной номенклатурой СССР, конец коего немного предсказуем, ибо мы оный конец видели своими глазами.
Однако других вариантов у эльфийского Deep State, в общем-то, и нет. Ибо другие варианты предполагают очистительную гиперинфляцию и прочие явления того же ряда, коих демонократы изо всех сил пытаются избежать, всячески замыливая, например,
обесценивание "резервной валюты" в текущем столетии:
Президентство Байдена стало худшим периодом для доллара в XXI веке. За 3,5 года индекс покупательной способности валюты упал на 20% - до 55,69 пункта.
Ну, не могут жрецы очередного Единственно Верного Учения признать, что облажались. И что шагают в сторону тирании, которую предсказывали в предыдущем столетии классики эльфийской НФ (см. цитату в начале поста). Обратите внимание: партийная принадлежность очередного обитателя Орального кабинета не имеет для обесценивания доллара ни малейшего значения. Ибо попытки играть в "мирового жандарма" остаются неизменными, а значит - неизменны и непосильные для прогнившей экономики Оплота Свободы военные расходы.
По сути, политический класс нормальной-то страны превратился в заложника придуманной сами же эльфийскими дискурсмонгерами гражданской религии, в рамках которой - America strong вне зависимости от изменчивой действительности.
По аналогии с отечественной
религией победы, я бы назвал заокеанский культ "религией необлажаемости". Базирующейся на том, что все эльфы - виннеры, а не лузеры, и не могут обделаться по определению. А далее внутри социума, охваченного такой религией, включаются механизмы, о коих в начале августа
писал коллега Мараховский:
<...> Почему немецкий орднунг стал бюрократическим геморроем? Потому что стал для начала своего рода гражданской религией, сводом ритуалов, соблюдение которых необходимо для успешного набора очков в общественной машине конкретной страны. В итоге не успела Германия оглянуться - и её поработили аккуратненькие душные отличницы обоего пола, великолепно выполняющие личный кипиай по ритуалам и буквально плюющие на вопрос о том, соответствует ли их выполнение какой-нибудь физической действительности.
Взглянем на (по-прежнему!) министра иностранных дел Германии Анналену Бербок, отличницу и спортсменку-медалистку, автора
знаменитого «не важно, что думают мои немецкие избиратели, я хочу сдержать обещание Украине». Речь, разумеется, не об Украине и не об обещаниях: это декларация безоглядной и тотальной лояльности собственной управляющей структуре - той, что назначает Европе лидеров. Она также открыто заявляет а) о своей приверженности лютеранской церкви и б) о том, что в существование Бога
не верит, но «для людей важно чувство общности». Бербок пуста как воздушный шарик и гордится этим.
Ещё раз: взрослая тётенька является отличницей не просто несмотря на то, что не верит в Бога своей церкви и в гробу видала интересы тех, кто её избрал - но благодаря этому. Предмет её гордости, очки её кипиая - в том, что она вертела все эти ценности на нефритовом стержне, но выполняет соответствующие формальности так, что не подкопаешься. Её, вероятно, в следующий раз не выберут - но это орднунгу не помеха, её личное будущее в Брюсселе, и в бюрократическом табеле у неё одни пятёрки с плюсом.
То же с безопасностью. Количество рамок в общественных местах - куда легче и выгодней достигаемый формальный кипиай, чем количество совершаемых преступлений.
То же с общественной нравственностью. Едва она начинает измеряться в чём-нибудь, а общество принимается вознаграждать за соответствующие показатели - как самым нравственным охота бежать от общества подальше. В истории христианства есть занятный факт: во времена официальных гонений на христиан (поскольку те не соблюдают формальностей гражданской религии) верующие не убегали из мегаполисов, хотя им там грозила физическая гибель. Они начали бежать из мегаполисов и образовывать монашеские обители, когда империя христианизировалась и вера стала кипиаем для древнеримских Аннален. В этой компании верующие по-настоящему - боялись уже не телесной смерти, а гибели своих душ.
Существует ли критерий, свидетельствующий о том, что ценность начала вырождаться, интересуется (подписчик).
Есть основания полагать, что да.
Этот критерий - в наличии формализованной системы социальных поощрений за демонстрацию данной ценности. Подчеркну: демонстрацию. Живая и здоровая ценность вознаграждает и карает человека сама по себе. Трудящийся ест, нетрудящийся вкушает от плодов безделия своего. Плачущий утешается, не знающий стыда не знает и облегчения. И так далее.
А если плюшки выдаются за саму демонстрацию ценности (и, соответственно, карается отсутствие соответствующей демонстрации) - то с ней всё плохо. По меньшей мере в том месте, где такие плюшки и наказания практикуются.
Как понять, что ценность ещё не выродилась?
Точно так же: по наличию людей, очевидно не преследующих в своём следовании ценностям формальных поощрений, а ожидающих и получающих награду от них самих.
Нам всем, вероятно, знакомы два типа людей: одни регулярно и интенсивно заботятся о нашем самочувствии, покуда имеют относительно нас планы и расчёты. От вторых месяцами не дождёшься и простого «ты как?», но зато именно этим людям мы звоним, когда у нас наступают ягодицы.
Первые - прекрасные носители формализованной заботливости. Вторые - клинический пример заботливости настоящей.
Одна и та же ценность, как легко понять, может быть мёртвой в одном доме и жить в соседнем. Одно и то же общество включает в себя негодяев и святых. Один и тот же человек зачастую (очень зачастую) годится для гётевского афоризма «как жаль, что природа сделала из тебя одного человека - материала бы в тебе хватило и на праведника, и на подлеца».
На уходящей неделе в Совете Федерации свинтили за заказ убийства (как я понял, из чистой незамутнённой мести) кавалера двух боевых орденов «За отвагу», отца пятерых детей (от одной жены, что совсем уж нечасто) и обладателя двух высших образований, включая юридическое. Это как вообще, спрашивает формальный подход. А вот так. Бывает ещё и не такое.
И наконец:
Во что вырождается такая ценность, как Польза?
Тут ответ сверкает банальностью: Польза вырождается сначала в бесполезность, а потом и во вред. Это выглядит так:
- Сначала польза определяется, то есть приобретает в конкретном случае конкретные очертания.
- Затем эти конкретные очертания формализуются - то есть польза становится, так сказать, трансцендентной к конкретике и «во всех случаях должна быть достигнута, и пофиг на обстоятельства».
- Затем формы, приобретённые пользой, выхолащиваются - то есть заменяют собой всякое содержание (я люблю приводить великолепный в своём идиотизме пример из жизни своей родной Прибалтики, где третье десятилетие строят большую автомобильно-железнодорожную магистраль с севера на юг, которая Свяжет Страны и Упростит Транзит, и всё это на фоне очевидного для всех факта, что возить по данной магистрали нечего: путь из Польши в Скандинавию и Финляндию по морю финансово дешевле и физически короче).
- И, наконец, выхолощенная форма распадается и переходит в ноль или в свою противоположность. Великий поисковик Спутник, замена гуглу, освоив средства, облизывается и закрывается. Кирха, получающая всё ещё госфинансирование как важный центр активностей, скрепляющих общество, проводит (гомосексуальные) вечеринки со знакомствами. Феменистки страстно преследуют всякое проявление настоящей женственности, поскольку защита женщин от мужчин, определившись, формализовавшись и выхолостившись, и не могла обратиться ни во что иное (как мы помним, человек сегодня тем лучше защищён, чем менее социализирован. Женщина тоже человек - эрго, она тем лучше защищена, чем менее функциональна как женщина).
Отсюда напрашивается простой вывод: желая сохранить ценности, мы должны в наибольшей степени опасаться тех, кто стремится их формализовать.
Это (в очередной раз) к вопросу о том, по какой причине лично я не поддерживаю
поклонников идеологизации.
Формализация ценностей, превращение их в ритуалы даёт социальную фору
старательным отличницам. Тупым и пустым, как Бербок, но крайне социально адаптивным. Способным в составе
банд инстасамок просрать любые объёмы каких угодно полимеров при 100-процентном соблюдении личных KPI.
Надо нам такое? Спасибо, не надо, всё это в любимом нашем Мордоре уже было: пятилетку за 4 года (и пох на то, что заводы гонят брак) etc.
Пусть теперь свои ценности окончательно формализуют эльфийские интеллектуальные карлики с лицом передовитой Камачо Камалы. А мы будем благодарными зрителями.