Минутка эксгибициономики.
Эксгибиционизм - это, как известно, болезненное пристрастие к демонстрации своих половых органов в ситуациях, не предполагающих сексуальной близости.
Однако если в доинтернетную эпоху упомянутое пристрастие было уделом кучки дегенератов, то нынче оно , во-первых, расширило собственные рамки, а во-вторых, стало явлением массовым. Причины этого, думаю, имеют отношение к тому, о чём
писал товарищ Мараховский.
В последние десятилетия в разных странах были нарыты котлованы исследований, дружно показывающих, что нарциссические черты самовосприятия, в середине XX века бывшие редкостью, уже к концу века стали правилом, а в начале XXI столетия превратились в закон.
Так, в 1963 году лишь 12% подростков
соглашались с тем, что они Очень Важные Персоны. Уже в 1992 году их стало не менее 77%. Сегодня пареньку, который не считает себя Очень Важной Персоной, пожалуй, пропишут что-нибудь психомодулирующее.
Это обвальное изменение жизни, замещение прежнего, довольно скромного человечества "нарцисосферой", - произошло без деклараций и потому как бы невидимо. Но это не значит, что оно не головокружительно, не катастрофично, не эпохально.
Изменился даже сам язык, на котором мы разговариваем: на днях в прекрасной публикации мне встретились потрясающие
примеры.
1) С 1960 по 2008 год частота употребления местоимения "мы, нас, нам" - упала на 10%.
2) Частота употребления "я, меня, мне" - выросла на 42%.
3) Частота употребления слов "честность, сострадание, терпение" упала на 74%.
4) В 2019 году опрос LEGO показал впервые победу ютюбера над космонавтом в битве за главным детский ответ на вопрос "Кем ты станешь, когда вырастешь" (86% миллениалов и зумеров хотели бы зарабатывать на постинге с рекламы).
Нельзя не отметить, что мир, сотканный на 99,99999% из несостоявшихся космонавтов, и мир, на 99% составленный из несостоявшихся инстаграмщиц, - это два разных мира.
Вчера как раз подоспела хорошая, годная иллюстрация того, как выглядит второй из названных миров, в коем правит эксгибициономика, то есть - выставление себя напоказ (во всех смыслах) ради привлечения внимания аудитории, каковое нынче так легко монетизируется.
Встречайте загнанную светскую лошадь, которая совсем недавно просила пристрелить её, ежели она начнёт оголяться в Инсте, а теперь вот опубликовала фото с голым тухесом.
Вжух - и весь пафос куда-то подевался, ибо в рамках эксгибициономики тот, кто не демонстрирует себя, тут же теряет монетизацию, утекающую к тем, кто продолжает демонстрировать.
Мир, в коем преобладают несостоявшиеся инстаграмщицы, завидующие состоявшимся, которые смогли монетизировать свой экcгибиционизм - весьма специфическое место.
Единственное, что мы можем сделать с ним - не становиться эксгибиционистами самим. И не только в плане демонстрации половых органов, но и во втором плане, на который тоже указывал Мараховский.
Современность уверяет нас, что наши души - тоже объекты демонстративного потребления. Что мы должны лежать перед миром душами нараспашку, как устрицы, показывая ему всё личное - ибо это "смело" (я серьёзно: примерно 60% заголовков в СМИ о том, как какая-нибудь звезда или спортсмен "беспрецедентно смело признались о своём опыте чего-нибудь".) Остальные менее прославленно, но с той же слабоумной отвагой разрушают крепости своих психических домов и позволяют любым бигдатам грабить и насиловать себя на развалинах.
Похоже, гигантская часть полученных нами товаров и услуг - а также знаний, переживаний и даже убеждений - в принципе не имеет смысла, не будучи продемонстрированной.
Тот, кто считает именно так, явно готовится отправиться по стопам светской лошади, загнанной в ловушку эксгибициономики через собственное желание монетизировать хайп.